Своды царских законов

Содержание

Слайд 2

ВВЕДЕНИЕ

Источники права. В государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал

ВВЕДЕНИЕ Источники права. В государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано
писаный законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства. Первые царские надписи не были законами или реформами в собственном смысле слова. Они содержали сведения о действительных или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны, городам, храмам, богам. Такими действующими законодательными актами и были дошедшие до нас, правда не в полном объеме, древнейшие Законы царя Ур-Намму, основателя династии Ура (конец III тысячелетия до н.э.), Законы Липид-Иштара, правителя царства Исины, Законы царя Билаламы царства Эшнунны (начало II тысячелетия до н.э.), Среднеассирийские законы (середина II тысячелетия до н.э.) и самый значительный правовой документ Месопотамии — Законы царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.), древневавилонского правителя крупнейшего государства Двуречья1

Слайд 3

ВВЕДЕНИЕ

Ассирийское общество сер. 2 тыс. рисуется юридическими документами как архаичная община, строящаяся

ВВЕДЕНИЕ Ассирийское общество сер. 2 тыс. рисуется юридическими документами как архаичная община,
на базе большой семьи, однако пронизываемая значительно усилившимися по сравнению с началом тысячелетия отношениями частной собственности на землю и частной долговой зависимости. Собственная правовая традиция ассирийцев складывается в период Древне и Среднеассирийского царств (21-15 в. до РХ). Среднеассирийские законы (САЗ) -на нескольких глиняных табличках написаны в XI-XV в. до Р.Х.

Это изображение, автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY-SA

Слайд 4

ИСТОЧНИКИ:

Обычай
Судебные решения народных собраний городских общин, а потом царской власти
Закон - запись

ИСТОЧНИКИ: Обычай Судебные решения народных собраний городских общин, а потом царской власти
накопленных в архивах судебных решений и постановлений по частным вопросам. Задача систематизации не стояла
Акты делового оборота: частные или официальные письма, формулы сделок
Кодекс царя Хаммураби – помог рецепировать нормы права для отношений, не урегулированных собственным правом.

Слайд 5

Вещное право Ассирии

Сильное влияние регулирующей роли государства. Полноправный собственник – paterfamilias,

Вещное право Ассирии Сильное влияние регулирующей роли государства. Полноправный собственник – paterfamilias,
входящей в общину. Может распространять свою власть на объекты (не)движимой собственности. Поле, скот, дом и пр. можно продавать и покупать. При про¬даже недвижимости (общинного надела) - усложненная процедура сделки. Исковая защита сравнима с actio Negatoria римского права. Появились начала виндикации, вводится штраф и другие виды наказания за нарушение чужих владельческих прав. Санкция, ее размер, зависят от характера земельного надела. Особая группа – нормы, регулирующие вещные права на людей. В основном это связано с понятием залога. Залог, примененный к личности человека - "оживление". Кроме человека в залог можно было отдавать другие объекты вещных прав.
§ 29. Если женщина войдет в дом своего мужа, то ее приданое и все, что она принесет из дома отца своего, или что ей дал ее свекор при ее вхождении в дом, свободно для ее сыновей; сыновья ее свекра не должны предъявлять прав.

Слайд 6

Обязательственное право, договор купли-продажи

У семитов "обязатель¬ство" = "сделка". Поэтому строгие формальные требования

Обязательственное право, договор купли-продажи У семитов "обязатель¬ство" = "сделка". Поэтому строгие формальные
к условиям заключения сделки: свидетели и письменный акт. Разви¬тая система договоров. "Денежные расчеты" - договор купли-продажи, заемные и ростовщические операции.
различали в зависимо¬сти от его предмета. Купля земли - с соблюдением строгих формальностей. Сначала - "освобождение" земли от обязательств в пользу третьих лиц (глаша¬тай извещал о сделке 3 раза в течение месяца в присутствии официальных лиц - свидетелей сделки). Затем - документ в 3-х копиях для каждой стороны.Защищались интересы добросовестного покупателя: продавец -только собственник вещи.

Слайд 7

Договор займа, договор поклажи, договор перевозки

Договор займа обеспечивается залогом. В залог должна

Договор займа, договор поклажи, договор перевозки Договор займа обеспечивается залогом. В залог
отдаваться только действительная собственность должника, перезаклад не допускается и ведет к утере залога для недобросовестного кредитора, потере требования к должнику, а покупатель заклада может требовать от него возмещения убытков. Мошенничество должника наказывалось.
Договор поклажи охраняется интерес депозитария от недобросовестного поклажедателя.
Договор перевозки: различают водную (речную) и сухопутную пе-ревозку груза. Установлена имущественная ответственность пе-ревозчика за ущерб, причиненный грузу в полном объеме. Только force majeur освобождает перевозчика от ответственности.

Слайд 8

Наследственное право

Наследственное право. Общинный надел (дом, сад, поле) наследовался только сыновьями (женщины

Наследственное право Наследственное право. Общинный надел (дом, сад, поле) наследовался только сыновьями
к разделу наследства не допускались): старшему брату – 1/2 всего имущества, другая 1/2 по жребию распределялась между всеми братьями, включая старшего. Наследование – только по линии агнатов (когнаты исключались) и по принципу первородства. НО братья могли не делить наследство. Имущественная ответственность - на каждого в отдельности, солидарности не возникало. При наступлении ответственности любого брата - принудительный раздел имущества. Приданое матери - по наследству только ее родным сыновьям. НО: "если муж потребует от нее, то она может отдать любым сыновьям своим". При отсутствии сыновей от законной жены наследовали дети от наложницы - особой процедуры их признания не требовалось.
§ 35. Если вдова войдет в дом человека, то все, что она принесет, принадлежит ее мужу.

Слайд 9

Брак и семья

Ассирийцы знали моногамный брак; но известен и институт конку¬бината. Наложница

Брак и семья Ассирийцы знали моногамный брак; но известен и институт конку¬бината.
может стать законной женой, тогда брак будет полигамным. Это называлось "закрыть покрывалом" + полигамия может наступить в случае заключе¬ния второго брака. Суть брака - покупка жены. Жених вносит брачный выкуп за невесту ее отцу. Она переходит в дом своего мужа с приданым, которое наследуют ее дети от этого мужа. Принцип рациональной целесообразности: возможна подмена и жениха и невесты в предстоящем браке. Т.о. в случае смерти жениха и невесты их отцы могут породниться, заменив их другими детьми, чтобы не нанести друг другу имущественного ущерба. Если брак не состоялся по вине отца невесты, он возвращал брачный выкуп жениха, а если по вине отца жениха – возвращалось приданое.
Обрядовые (символические) действа: покрытие покрывалом невесты, возлияние на голову су¬женой благовонного масла на пиру, поднесение на пиру свадебных даров. Только после этого обряда брак считался заключенным.
Брак через залог: "оживленную" женщину можно было выдать замуж, но брачный выкуп за нее становился предметом спора между кредито¬ром и залогодержателем.
Строгая власть мужа над женой. Муж управляет, а по сути владеет и распоряжается прида¬ным супруги, следит за ее поведением. Подробно регулируются прелюбодеяния. Муж сам наказывает свою жену. Жена ограничена в своей право- и дееспособности. Инициатор развода - только муж. Отсутствие супруга в течение 5 лет – основание для расторжения бра¬ка по факту отсутствия. Фактически брак не расторгался - жена уходила жить к другому. Если муж задерживался по форсмажорным обстоятельствам (война и пр.) сверх 5 лет, жена обязана ждать вечно.Повторный брак возможен в случае смерти кого-либо из супругов. + особая форма левирата: в случае смерти кого-либо из сыновей человека, он мог отдать его жену в жены другому сыну, который сватался к дочери другого человека, внес брачный выкуп, но брак не состоялся. В случае изнасилования девственницы насильник обя-зан был на ней жениться.

Слайд 10

Уголовное право

Уголовное право Ассирии.Классифицирует гос.преступления как разновидность уголовных: "произнесение слов измены"

Уголовное право Уголовное право Ассирии.Классифицирует гос.преступления как разновидность уголовных: "произнесение слов измены"
или "возмутительного слова" = "богохульство", в отличие от "бытовых" ругательств. Гос.преступления наказываются по усмотре¬нию гос.власти. Наказания за про¬стые уголовные преступления определены законом.
§ 4. Если раб или рабыня примут что-либо из рук жены человека, то должно отрезать нос и уши рабу и рабыне, восполнить покражу. Человек может отрезать уши своей жене. А если жене своей он отпустит и не отрежет ей [у]ши, то не должно отрезать рабу и рабыне, но должно восполнить покражи.
Имущественные преступленияне отличается от обыкновенных гражданско-правовых деликтов. Наказываются компо¬зиционно: нарушение межи: "... отрубить 1 палец, 100 ударов палками и 1 месяц выполнять царскую работу". Исключение - воровство и его квалифицированные виды: разбой, грабеж и т.д. Наказание за воровство устанавливают власти по собственному усмотрению. В связи с воровством известно понятие соучастия.Наказания за клевету. Прелюбодеяние и пр. преступления, на-правленные против нравственности, наказуемы.

Слайд 11

Суд и процесс в Ассирии

В судебной системе существует иерархия судов. Верховный судья

Суд и процесс в Ассирии В судебной системе существует иерархия судов. Верховный
– царь. Судьи - "коронные судьи", назначенные царем чиновники. Судебные полномочия общины ис¬ключены: "староста и 5 великих общины должны присутство¬вать..." - официальные свидетели. Жречество также не входит в состав судей – могли только схватить с полич¬ным преступника, но принести клятву и уличать его они не могли. Светский судья решает обратиться к оракулу.
Система судебных доказательств:
1) клятвенные показания свидетеля. Клятва (как вид Божьего Суда) и свидетельские показа¬ния - одно средство доказывания. Клятва истца может натолкнуться на клятву ответчика, и судья обязан будет применить ордалию - прибегнуть к реке. Но клятва истца, может быть достаточной, если ответчик в деле менее правоспособен, чем истец.
2) Ордалия - бросание в реку после заклю¬чения письменного договора. Если река не принимала человека, он считался свободным от обвинения.
3) Письменный акт - суб¬сидиарный характер.
4) Судебный оракул - только при краже храмового имущества (Оракул - не форма суда).
1) и 2) применялись как к уго¬ловным, так и к гражданским делам, 3) и 4) - только к гражданским.
Процесс -три стадии: возбуждение дела, заслушивание, при¬нятие и формулирование решения и исполнение его.

Слайд 12

ХЕТТСКИЕ ЗАКОНЫ

Как и прочие древневосточные сборники законов, хеттские Законы казуальны (т.е. перечисляют

ХЕТТСКИЕ ЗАКОНЫ Как и прочие древневосточные сборники законов, хеттские Законы казуальны (т.е.
отдельные случаи, не заботясь о систематическом освещении всех вариантов той или иной ситуации, и оставляют без внимания целые сферы жизни). Преимущественно их интересует уголовная отвественность и точки пересечения государственной и общинной собственности на землю (как и во многих обществах Передней Азии, земля в Хатти распадалась на государственный и общинный фонд; из первого цари выделяли условные держания, а также частные в точном смысле слова вотчины).

Слайд 13

Системность

Хеттские Законы поражают исследователей бессистемностью, но некую рубрикацию можно провести и здесь:
ст.1-18

Системность Хеттские Законы поражают исследователей бессистемностью, но некую рубрикацию можно провести и
- убийство и членовредительство; ст.19-24 – владение рабами и беглые рабы; ст.25 - ритуальное осквернение воды; ст.26-36 - исключительные казусы брачного права; ст.37-38 - оправданное убийство; ст. 39-41 - держание обложенных повинностью саххана «полей»; ст.42 - набор войска; ст.43-44 – несчастные случаи, связанные с водой и огнем; ст.45 - находка собственности; ст.46-56 - условия пользования землей и повинность луцци; ст.57-92 - кража скота и другие преступления, связанные со скотом; ст.93-100 - поджог; ст.101-118 - виноградники и сады; ст.119-149 - кража и порча разных видов собственности и правонарушения при купле-продаже; ст.150-161 - тарифы на услуги; ст.162-163 - некоторые сельскохозяйственные проступки; 164-170 -ритуальные предписания и колдовство; ст.171 - лишение наследства матерью; ст.172 - возмещение за спасение от голода; ст.173 -неповиновение власти; ст.174-176А - разные повторения и дополнения к некоторым предыдущим статьям; ст.176Б-186 – фиксация цен; ст.187-200А - сексуальные преступления; ст.200Б - плата за обучение ремеслу.

Слайд 14

СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ

Судя по количеству статей, хеттских законодателей крайне интересовали нормы наказания и

СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ Судя по количеству статей, хеттских законодателей крайне интересовали нормы наказания
тарифы (товарно-денежные отношения хеттское государство регулировало весьма детально, ст.150, 158, 176-183, 186. Отметим сразу, что, уже судя по массовому применению денежных штрафов, товарно-денежные отношения в Хатти были весьма развиты и распространены, но в оборот при этом вводилась почти исключительно движимость, а не земля. Важнейшей частью движимости, поступавшей в продажу, был скот; роль скотоводства была так велика, что овцы служили даже мерилом стоимости наряду с серебром).
В целом для Законов характерны довольно высокая по тем временам гуманность и своего рода рассудительность. Так, большинство преступлений, в том числе убийства и тем более кражи, караются не смертью (ср. ЗХ!), а штрафами. Смертью казнят только за сопротивление власти (т.е.политическое преступление), ритуальные и половые преступления. Далее, хетты придают большое значение мотиву преступления (корысть, гнев, умысел, неосторожность), различают умышленное и неумышленное преступления с одинаковым исходом и соответственно варьируют наказания (ст.3 и др.). Если закон осуждает укоренившийся обычай, он не запрещает его прямо, но лишь отказывается от защиты исполняющих его людей (ст.37).

Слайд 15

Известный архаизм хеттских Законов выражается в их пренебрежении к формальностям. Необходимость письменных

Известный архаизм хеттских Законов выражается в их пренебрежении к формальностям. Необходимость письменных
договоров не фиксируется, а в ряде случаев закон апеллирует к честному слову самому по себе (ст.28-30).
Переработка законов, отраженная в более поздних вариантах статей, шла по следующим направлениям: усиление государственных повинностей; отказ государства от судебных пошлин (ст.9, 25); смягчение телесных наказаний и замена их штрафом (ср. ст.167-168; все это, по-видимому, отражает развитие товарно-денежных отношений), фиксация этого развития (ст.45).

Это изображение, автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY-SA-NC

Слайд 16

Суд

Наконец, читателю следует представлять себе организацию суда у хеттов. высшая власть

Суд Наконец, читателю следует представлять себе организацию суда у хеттов. высшая власть
по разрешению дел, вероятно, принадлежала царю, просто как носителю экстраординарного властного авторитета Суд как таковсй, однако, вершился главным образом коллегиями-советами всевозможных рангов, государственными, с одной стороны, и общинными, с другой.

Это изображение, автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY-SA-NC

Имя файла: Своды-царских-законов.pptx
Количество просмотров: 35
Количество скачиваний: 0