Содержание
- 2. ПРЕДИСЛОВИЕ. КОДЕКС УР-НАММЫ Все древнейшие «кодексы» Месопотамии можно условно разделить на две большие группы: шумеро-аккадские и
- 3. ШУМЕРО-АККАДСКОЕ ЦАРСТВО — ГОСУДАРСТВО ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ КОНЦА 22— 21 ВЕКА ДО Н. Э., (ТЕРРИТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ИРАКА)
- 4. УР-НАММУ – ЦАРЬ УРА, ЦАРЬ ШУМЕРА И АККАДA, ПРАВИВШИЙ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО В 2112 — 2094 ГОДАХ ДО
- 5. ОБНАРУЖЕНИЕ ЗАКОНОВ УР-НАММЫ В ходе 3 археологических экспедиций (раскопки в городах Ниппур, Ур, Сиппар) были найдены
- 6. ОПИСАНИЕ КОДЕКСА УР-НАММЫ Судебно-правовая реформа Ур-Наммы - первая попытка унификации правовой системы, обособления царской юрисдикции и
- 7. ХАРАКТЕРИСТИКА КОДЕКСА УР-НАММЫ До нас дошли фрагменты знаменитой «строительной» стелы Ур-Наммы ― внушительного скульптурного памятника древнего
- 8. СТРУКТУРА КОДЕКСА УР-НАММЫ С точки зрения внутренней композиции «Кодекс Ур-Наммы» был составлен в типичной манере для
- 9. СОДЕРЖАНИЕ КОДЕКСА УР-НАММЫ С точки зрения ситуационной классификации норм в Кодексе можно выделить несколько таких групп
- 10. ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ Свод законов (судебник) вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг до н. э.) был составлен в
- 11. ИСТОРИЯ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу
- 12. ОПИСАНИЕ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ Говоря о Законах Хаммурапи, следует отметить формализм, казуистичность, символизм, отражение пережитков родового строя
- 13. СТРУКТУРА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение. В основной части имеется 282
- 14. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ Нормы Законов изложены без отраслевой принадлежности. Но нельзя не заметить определенную логику в
- 15. КРАТКИЕ ВЫДЕРЖКИ ИЗ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время,
- 16. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Гринько М. А., Кофанов Л. Л., Лысенко О. Л., Трикоз Е. Н.; отв.
- 18. Скачать презентацию
Слайд 2ПРЕДИСЛОВИЕ. КОДЕКС УР-НАММЫ
Все древнейшие «кодексы» Месопотамии можно условно разделить на две большие
ПРЕДИСЛОВИЕ. КОДЕКС УР-НАММЫ
Все древнейшие «кодексы» Месопотамии можно условно разделить на две большие
Законы Ур-Намму — старейший из сохранившихся сводов законов, составленный шумерским царём Ур-Намму, основателем III династии Ура (первый среди пяти представителей династии), приблизительно в 2100—2050 гг. до н. э. на шумерском языке и дошедший до наших дней на полуразрушенных табличках.
Слайд 3ШУМЕРО-АККАДСКОЕ ЦАРСТВО — ГОСУДАРСТВО ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ КОНЦА 22— 21 ВЕКА ДО Н.
ШУМЕРО-АККАДСКОЕ ЦАРСТВО — ГОСУДАРСТВО ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ КОНЦА 22— 21 ВЕКА ДО Н.
Слайд 4УР-НАММУ – ЦАРЬ УРА, ЦАРЬ ШУМЕРА И АККАДA, ПРАВИВШИЙ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО В 2112
УР-НАММУ – ЦАРЬ УРА, ЦАРЬ ШУМЕРА И АККАДA, ПРАВИВШИЙ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО В 2112
Слайд 5ОБНАРУЖЕНИЕ ЗАКОНОВ УР-НАММЫ
В ходе 3 археологических экспедиций (раскопки в городах Ниппур, Ур,
ОБНАРУЖЕНИЕ ЗАКОНОВ УР-НАММЫ
В ходе 3 археологических экспедиций (раскопки в городах Ниппур, Ур,
Слайд 6ОПИСАНИЕ КОДЕКСА УР-НАММЫ
Судебно-правовая реформа Ур-Наммы - первая попытка унификации правовой системы, обособления
ОПИСАНИЕ КОДЕКСА УР-НАММЫ
Судебно-правовая реформа Ур-Наммы - первая попытка унификации правовой системы, обособления
Существует дискуссия, кто является автором законов: Ум-Намму или же его сын Шульги. Сегодня большинство склоняется в пользу основателя III династии.
Существует много найденных фрагментов, которым присвоены различные названия, но сегодня ключевое значение имеет переведенный только в 2011 г. экспонат из частной коллекции норвежского предпринимателя М. Скёйена (или Шойена) под номером MS 2064 (источник Х). Это глиняный клинописный цилиндр (длиной 27 см, диаметром 12 см, 10 колонок и 243 линии), содержащий наиболее полный текст «Кодекса Ур-Наммы» с прологом и эпилогом. При этом если все предыдущие копии — источники старо-вавилонского периода, то текст этого цилиндра датируется периодом III династии Ура и, вероятно, составлен в г. Умма. Первый английский перевод принадлежит Мигелю Сивилу.
Слайд 7ХАРАКТЕРИСТИКА КОДЕКСА УР-НАММЫ
До нас дошли фрагменты знаменитой «строительной» стелы Ур-Наммы ― внушительного
ХАРАКТЕРИСТИКА КОДЕКСА УР-НАММЫ
До нас дошли фрагменты знаменитой «строительной» стелы Ур-Наммы ― внушительного
Слайд 8СТРУКТУРА КОДЕКСА УР-НАММЫ
С точки зрения внутренней композиции «Кодекс Ур-Наммы» был составлен в
СТРУКТУРА КОДЕКСА УР-НАММЫ
С точки зрения внутренней композиции «Кодекс Ур-Наммы» был составлен в
Из пролога законов становится известно, что Ур-Намму реорганизовал армию и налоговую систему, он покончил с рядом наиболее характерных бюрократических злоупотреблений, он следил за тем, чтобы «сироте не пришлось просить у богатого», «вдове не пришлось просить у власть имущего».
При этом именно шумерская казуистическая модель «если (совершено преступление)…, то (следует наказание)…» станет прообразом структуры кодифицированной нормы и ей будут подражать все последующие кодексы, не только клинописные.
Слайд 9СОДЕРЖАНИЕ КОДЕКСА УР-НАММЫ
С точки зрения ситуационной классификации норм в Кодексе можно выделить
СОДЕРЖАНИЕ КОДЕКСА УР-НАММЫ
С точки зрения ситуационной классификации норм в Кодексе можно выделить
Основное тематическое содержание Кодекса можно представить следующим образом:
1. преступления против жизни и свободы, в частности убийство и насильственное задержание, а также охрана беременных женщин (1–3; 30–36);
2. членовредительство и причинение телесных повреждений (18–26);
3. брачно-семейные нормы, в том числе правила развода, порядок наследования, прелюбодеяние (4–12; 27–29; 37–38; 46–47; 51–54; 80–82);
4. нарушение обещаний, клятвопреступление, ложный донос и самовольное оставление рабом своего хозяина (13–17, 37–38; 78–79);
5. договор сельскохозяйственной аренды и ответственность арендатора (39–45);
6. договор хранения (48–50);
7. договор подряда и оплата труда наемных работников (55–58; 60–64; 70–71; 77);
8. договор найма услуг лекаря (65–69);
9. договор денежного и зернового займа (72–75);
10. договор продажи и найма жилья (83–87).
Характерными чертами этих норм были гуманное отношение к рабам и защита прав юношей и женщин, восприятие преступления как нарушения божественного правопорядка, запрет колдовства, мягкость и «прогрессивность» предписаний законов, отсутствие принципа талиона и членовредительских наказаний, приоритет штрафных санкций, за исключением тяжких преступлений, которые наказывались казнью.
Слайд 10ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ
Свод законов (судебник) вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг до н. э.)
ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ
Свод законов (судебник) вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг до н. э.)
Слайд 11ИСТОРИЯ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху
ИСТОРИЯ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху
Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.
Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону.
Слайд 12ОПИСАНИЕ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
Говоря о Законах Хаммурапи, следует отметить формализм, казуистичность, символизм, отражение
ОПИСАНИЕ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
Говоря о Законах Хаммурапи, следует отметить формализм, казуистичность, символизм, отражение
Законы Хаммурапи не могли носить исчерпывающий характер, они касались главным образом сферы отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством, не затрагивая важные вопросы внутриобщинных отношений.
Слайд 13СТРУКТУРА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.
В основной части
СТРУКТУРА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.
В основной части
Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.
Слайд 14ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
Нормы Законов изложены без отраслевой принадлежности. Но нельзя не заметить
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
Нормы Законов изложены без отраслевой принадлежности. Но нельзя не заметить
I. Отправление правосудия (§§ 1—5).
II. Охрана собственности царя, храма, общинников и царских людей (§§ 6—25)
III. Охрана имущества, полученного от царя за службу (§§ 26—41).
IV. Операции с недвижимостью и деликты в отношении недвижимости (§§ 42—87).
V. Торговые и иные коммерческие операции, включая деликты в этой области (§§ 88—126).
VI. Семейное и наследственное право (§§ 127—194).
VII. Преступления против личности (§§ 195—214).
VIII. Операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем, деликты в этой области (§§ 215—282).
Переход от одного блока правил к другому основан на принципах ассоциации.
Слайд 15КРАТКИЕ ВЫДЕРЖКИ ИЗ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы.
КРАТКИЕ ВЫДЕРЖКИ ИЗ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы.
Законы Хаммурапи о рабах определяли группу людей – вардум. Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина лишь имуществом. Если рабу наносили телесные повреждения, то это объявлялось как порча имущества.
Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак кто-либо пытался вывести, это каралось серьезно, вплоть до отрубания рук.
До принятия законов, должник попадал в пожизненное рабство к кредитору. После принятия законов должник или любой из членов его семьи становился рабом на три года. При этом кредитор не имел право отчуждать его имущество. Закон запрещал ему наносить телесные повреждения должнику или члену его семьи. А если он совершил действия, повлекшие смерть должника или члена его семьи, то член семьи кредитора лишался жизни.
Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Имущество передавалось по наследству, сын после отца продолжал военную службу. Воины были в особом почете. Если они попадали в плен, то их обязательно должны были выкупить.
В семейном праве господствовало патриархальное устройство семьи. Мужа для дочери выбирал отец, который и заключал договор с женихом. Но за женой закреплялось право распоряжения своим приданым (которое наследовали ее дети).
В случае измены женщину жестоко наказывали. Но если виноват муж, жена могла потребовать у него развод, при этом она забирала свое приданое. Отец не мог без очень веской причины лишить сына наследства. После смерти отца его имущество делилось между его детьми, и их пол не играл никакой роли. Если отец семейства попадал в долговое рабство, он мог на три года отдать вместо себя любого члена своей семьи. Допускалось многоженство, если жена не могла родить ребенка.
Слайд 16СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Гринько М. А., Кофанов Л. Л., Лысенко О. Л., Трикоз
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Гринько М. А., Кофанов Л. Л., Лысенко О. Л., Трикоз
Крашенинникова Н. А. и Жидкова О. А. История государства и права зарубежных стран: Учебник. Том 1: Древний мир и Средние века - Москва: Норма, ИНФРА-М, 2021. - 720 с.
Лысенко О. Л., Е. Н. Трикоз; отв. ред. Крашенинникова Н. А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 томах. Том 1. Древний мир и Средние века - Москва: Норма, ИНФРА-М, 2020. - 816 с.
Трикоз Е. Н. "Кодекс Ур-Наммы": особенности шумерской правовой традиции: Научная статья по специальности «История и археология» - 2013. – 13 с.
Якобсон В. А. Отв. ред. И. М. Дьяконов. Законы: История древнего мира: Ранняя древность / — 3-е изд. — М.: Наука, 1989. — С. 99—108.