Хроники и летописи, церковная литература в средние века

Слайд 2

С VI-VIII веков в культуру Западной Европы всё больше входят:
Хроники
Церковная литература
Летописи

Виды

С VI-VIII веков в культуру Западной Европы всё больше входят: Хроники Церковная
литературы раннего средневековья

Слайд 3

Хро́ника (греч. Χρόνος — время) — историческое описание событий в хронологическом порядке.
Хроника, как историческое произведение, появилась

Хро́ника (греч. Χρόνος — время) — историческое описание событий в хронологическом порядке.
в поздней Римской империи и развивалась в Византии и Западной Европе. Историческая концепция таких произведений была самым тесным образом свя­зана с церковным мировоззрением и делала византийские политические грёзы о едином мировом государстве частью их церковного учения. Как правило, хроники начинают своё повествование с основания мира. Переводы хронографов в основном производились в Болгарии. Следует отметить, что переводы не всегда адекватны оригиналу, нередки сокращения текста.
На Руси в XI—XII веках переводные хроники получили широчайшее распространение, самые известные из них: «Хроника Георгия Амартола», «Хроника Георгия Синкелла», «Хроника Иоанна Малалы». Сохранились лишь в компилятивных памятниках, так, например, «Ельницкий летописец» является компиляцией «Хроники Георгия Амартола», «Хроники Иоанна Малалы» и оригинальных исторических произведений житийного характера (о княгине Ольге, о варягах-мучениках и др).
Хроники, создававшиеся на Руси, назывались хронографами.
С конца XII века в Ливонии хроники являются важнейшими историческими источниками по истории стран Восточной Прибалтики вплоть до начала XVIII века. Самые известные: «Хроника Ливонии» Генриха Латвийского (1-я половина XIII в.), «Рифмованная хроника» (конец XIII в.),

Хроники

Слайд 5

В начале IX века Турский собор постановил перевести на французский язык некоторые

В начале IX века Турский собор постановил перевести на французский язык некоторые
церковные книги. Было ли это постановление исполнено, остаётся неизвестно, но с конца IX века до нас дошла хвалебная песня (sequence) св. Евлалии, мощи которой только что были открыты. Начиная с Χ века известно уже несколько стихотворных житий святых и духовно-нравственных морализаторских сочинений. Это жития св. Лежэ, св. Алексея, св. Григория, св. Брандана, житие св. Николая, написанное Васом, перевод Песни Песней, наставление (Comput) Филиппа де Тана и стихотворные проповеди — стихи о Страшном суде, «Спор души и тела» и пр. До нас дошли десятки агиографических поэм. Большинство из них — на самом деле сказки, даже сборники сказок, впитавшие в себя древний христианский, кельтский или восточный фольклор. Особенно характерный пример подобного рода — «Жизнеописания Отцов Церкви» и рассказы о святых Варлааме и Иосафате.

Церковная литература

Слайд 7

Летописью называется жанр повествовательного сочинения, который рассказывает в хронологическом порядке о событиях, произошедших

Летописью называется жанр повествовательного сочинения, который рассказывает в хронологическом порядке о событиях,
в какой-либо стране. Произведения с таким названием характерны только для Древней Руси. Все летописи, как правило, рукописны.Рассказ в каждой летописи начинался словами: "В лето такое-то...", отсюда и происходит название - летопись. На Руси летописи большое распространение получили в 11-17 вв. Люди, которые писали эти книги трудились при монастырях и княжеских дворах. Называли их летописцы. Редкий двор не имел летописца. Профессия эта пользовалась уважением, так как считалось, что они оставляют наследие для потомков. Сначала летописцы собирали небольшие летописные записи, на основании которых потом составлялись летописные своды.Самой древней летописью по праву считается "Повесть временных лет". Она была составлена в начале 12 века в Киеве. Составители этого свода ставили перед собой довольно сложную задачу - описать события, происходящие по всей Древней Руси. Т.е. эта летопись носила характер общерусской. Ей предшествовали ранние своды. Древнейший из них возник в Киеве в 11в.В период феодальной раздробленности, приходящейся на 12-15 вв, летописные издания излагали лишь историю отдельных земель. С началом централизации в 15 веке, в Москве вновь появились общерусские произведения. 17 век характеризуется замиранием летописания на Руси.Замечательной особенностью летописей является то, что сами летописцы усматривали в событиях вмешательство божественных сил. Все произведения представляют собой чудесное переплетение реальных событий, былин, преданий, законодательных актов и договоров.Эти исторические и литературные памятники переживали и свои трудные времена. Во время татаро-монгольского ига происходит упадок летописания. Само иго упоминается в прошедшем времени в последующих произведениях, возникших после его свержения.Летописи - это прекрасный материал для изучения древнерусской письменности, языка и литературы. Они являются поистине шедевром эпистолярного жанра.

Летописи

Имя файла: Хроники-и-летописи,-церковная-литература-в-средние-века.pptx
Количество просмотров: 42
Количество скачиваний: 0