Тело как метафора

Содержание

Слайд 2

В Средние века тело становилось метафорическим образом государства, города, Церкви, университета, человечества… 

В Средние века тело становилось метафорическим образом государства, города, Церкви, университета, человечества…

В нем следовало различать голову (правителя-философа), живот (земледельцев) и ступни (стражей).
Вместе с тем метафорическое использование образа тела для обозначения институтов коренится именно в эпохе Средневековья.

Слайд 3

Церковь

как сообщество верующих представлялась телом, голову которого воплощал Христос

Церковь как сообщество верующих представлялась телом, голову которого воплощал Христос

Слайд 4

Например

Города

без конца устраивая заговоры и организуя городские органы управления, тоже во

Например Города без конца устраивая заговоры и организуя городские органы управления, тоже
что бы то ни стало стремились обрести «мистическое тело»

Университеты

рассматривались как «тело», обладавшее особым «престижем» (corps de prestige)

Слайд 5

Политика

И все же наиболее важный смысл метафоры тела в Средние века оказался,

Политика И все же наиболее важный смысл метафоры тела в Средние века
по-видимому, связан с политикой.

Слайд 6

Человек-микрокосм

Тело стало метафорическим символом мироздания в подлунном мире, восходившим к Аристотелю и

Человек-микрокосм Тело стало метафорическим символом мироздания в подлунном мире, восходившим к Аристотелю
испытывавшим сильное влияние звезд, расположение которых толковала утвердившаяся астрология.
Система метафор, связанных с телом, в принципе сложилась в эпоху Античности. Она включала в себя голову, внутренности и члены (caput-venter-membra).
Кроме них, метафорическому осмыслению подвергались, разумеется, грудь (pectus) и сердце (cor) в качестве средоточий разума и чувств человека.

Слайд 7

Из внутренностей особенно большую символическую нагрузку несла печень (по-гречески – hepar, а

Из внутренностей особенно большую символическую нагрузку несла печень (по-гречески – hepar, а
чаще jecur или jocur), впоследствии считалось, что печень является вместилищем страстей.
Ему должны были повиноваться прочие члены, ибо он превращал пищу в кровь, которая текла по венам через все тело.
Таким образом, Средневековье наследовало метафоры времен Античности.

Слайд 8

Интересных

Сердце, тело бреда

сердце как «солнце тела»
Сказанное особенно ярко иллюстрирует появившийся во

Интересных Сердце, тело бреда сердце как «солнце тела» Сказанное особенно ярко иллюстрирует
французской литературе XIII века и прочно утвердившийся в эротических и куртуазных сюжетах мотив съедения сердца.

Голова – ведущая функция

Римляне, как и большинство народов, полагали, что в голове (caput) находятся мозг, душа и жизненная сила человека.
Историк Поль-Анри Сталь убедительно показал, что весьма распространенная в древности и в Средние века практика обезглавливания свидетельствует о вере людей в особую важность головы. Охота за головами вдохновлялась стремлением уничтожить личность и силу чужака, жертвы или врага. Обладание черепом побежденного часто означало присвоение победителем его достоинств.

Слайд 9

Тело города

Город не так легко, как Церковь, поддавался осмыслению в телесных символах.

Тело города Город не так легко, как Церковь, поддавался осмыслению в телесных
Тем не менее некоторые средневековые концепции города содержали в себе скрытые анатомические и биологические метафоры. 
Прежде всего это восходящее к Античности представление о городе, которое развил святой Августин. Он утверждал, что город составляют не камни стен, памятники и дома, а люди, которые в нем живут, его граждане. В середине XIII века эту идею подхватил доминиканец Альберт Великий. Он произнес в Аугсбурге серию необычайных по силе проповедей, в которых сформулировал своего рода «теологию города».