Традиции и новаторство

Содержание

Слайд 2

1. Историческая ситуация

Русско-японская война 1904-1905 гг
Первая мировая война 1914-1918 гг
Три революции:

1. Историческая ситуация Русско-японская война 1904-1905 гг Первая мировая война 1914-1918 гг
1905 -1907гг Февральская; 1917г. Октябрьская
Гражданская война и террор
Экономический кризис: Реформа 1861 года отнюдь не решила судьбу крестьянства, мечтавшего о "земле и воле". Эта ситуация обусловила появление в России нового революционного учения - марксизма, делавшего ставку на рост промышленного производства и новый прогрессивный класс – пролетариат.
Становились историей прежние формы быта, труда, общественно-политической организации. Радикально пересматривалась устоявшаяся, казавшаяся прежде неизменной, система духовных ценностей. Неудивительно, что грань эпохи символизировало слово "Кризисность".

Слайд 3

Февральская революция 1905 г.

Февральская революция 1905 г.

Слайд 5

Первая мировая война и российское общество

Первая мировая война и российское общество

Слайд 6

2. Литературные направления

2. Литературные направления

Слайд 7

Литературное направление – общность основных идейно- эстетических принципов, свойственных творчеству множества писателей,

Литературное направление – общность основных идейно- эстетических принципов, свойственных творчеству множества писателей,
поэтов.
Представителей одного направления
объединяют:
общность взглядов на мир,
приемы воплощения идей,
творческие установки и программы,
один художественный метод.

Слайд 8

Реализм

- отказ от традиционных реалистических приемов, элементы нового, единство традиций и новаторства;
-

Реализм - отказ от традиционных реалистических приемов, элементы нового, единство традиций и
описание реальной жизни во всех ее проявлениях (все сферы жизни);
- обращение к актуальным проблемам современности, отклик на все происходящее в стране;
- жанры: рассказ, очерк, новелла, повесть;
- отсутствие эпической масштабности, но наличие экспрессии (эмоций, чувств);
- герои – мыслящие, рефлексирующие люди, пытающиеся понять смысл происходящего и жизни в целом.

Слайд 9

На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, человеке-демиурге, способном

На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, человеке-демиурге, способном преобразовать
преобразовать эпоху и изменить ход истории, отражается в философии марксизма. Наиболее ярко это предстает в творчество Максима Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, бесстрашного революционера, бросающего вызов не только общественной несправедливости, но и самому Творцу. Бунтари-герои романов, повестей и пьес писателя ("Фома Гордеев", "Мещане", "Мать") абсолютно и бесповоротно отвергают христианский гуманизм Достоевского и Толстого о страдании и очищении им.
Горький считал, что революционная деятельность во имя переустройства мира преобразует и обогащает внутренний мир человека.

Иллюстрация к роману М. Горького "Фома Гордеев" Художники Кукрыниксы. 1948-1949 гг

Слайд 10

А. Куприн

И.А. Бунин

Евгений Замятин

А. Чехов

Л. Толстой

М. Горький

А. Куприн И.А. Бунин Евгений Замятин А. Чехов Л. Толстой М. Горький

Слайд 11

Социалистический реализм (с 1914 года)

- пролетарская литература (проблемы, идеи, революционность и т.п.);
- герои

Социалистический реализм (с 1914 года) - пролетарская литература (проблемы, идеи, революционность и
– рабочие и крестьяне;
- социалистические и коммунистические идеи (активная пропаганда)
Представители: М.Шолохов, А.Фадеев, Н.Островский, К.Симонов

Слайд 12

М. Шолохов

А. Фадеев

Н. Островский

К. Симонов

М. Шолохов А. Фадеев Н. Островский К. Симонов

Слайд 13

й

В. Брюсов

А. Блок

А. Ахматова

В. Маяковский

й В. Брюсов А. Блок А. Ахматова В. Маяковский

Слайд 14

-

Модернизм – (фр. Modern – современный) общее название литературно-творческих течений конца XIX

- Модернизм – (фр. Modern – современный) общее название литературно-творческих течений конца
в.-начала XXв. нереалистического направления, которые возникли как отрицание традиционных форм эстетики прошлого. Критика реализма и поиск новых методов, приёмов, героев и идей в искусстве.

Слайд 16

Символизм

Старшие символисты (декаденты) 1880-90 гг.

Младосимво-листы 1900 г.

Символизм Старшие символисты (декаденты) 1880-90 гг. Младосимво-листы 1900 г.

Слайд 17

Представители: Дмитрий Мережковский (ст. «О причинах упадка и новых течениях современной русской

Представители: Дмитрий Мережковский (ст. «О причинах упадка и новых течениях современной русской
литературы»), Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб и др.
- цель: освоение того, что находится за переделами разумного восприятия;
- относительность всех ценностей, кризисность сознания;
- философия индивидуализма («вера в себя»);
- неприятие реальности, уход в свой ирреальный мир;
- образ поэта как мага, заклинателя, мистика и творца-демиурга, связующего звена между небом и землей, культ таинственного;
- интерес к экзотике, древним культурам, средневековью;
- поэзия ассоциаций, ощущений; размытость образов и идей, «тайнопись изреченного»;
- «искусство для искусства», оно постигается интуитивно;
- образы-символы (имеющие множество значений и трактовок, мистическое содержание
- образ «СОФИИ» как вечной мудрости.

Слайд 18

Представители: Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов и др.
- частичное принятие реальности

Представители: Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов и др. - частичное принятие
и попытки ее исправить, улучшить;
- образ поэта-созидателя новой реальности, новой идеологии;
- символ – вершина культуры, традиции Гете, Шекспира и др.;
- образы-символы (постигаемые интуитивно), поэтика условностей и иносказания;
- интерес к личности, внутреннему миру человека.

Иллюстрация

Слайд 19

Литературные течения:

Акмеизм
Футуризм
Символизм

Литературные течения: Акмеизм Футуризм Символизм

Слайд 20

Акмеизим

С 1910 г. Журнал «Аполлон». «Общество ревнителей русского слова».
С 1911 г.

Акмеизим С 1910 г. Журнал «Аполлон». «Общество ревнителей русского слова». С 1911
«Цех поэтов» до 1920 года.
Акмеизм – (с греческого Высшая степень чего-либо, расцвет) – «тоска по мировой культуре» (О.Мандельштам).
Представители: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Осип Мандельштам, Михаил Кузьмин «О прекрасной ясности» (1910) и др.
- полемика с символистами, безусловное приятие реальности и восхищение будничным, показ мира ясного, яркого, звучного – «радостное любование миром», «красоты и безобразия»;

Слайд 21

- образ поэта как ремесленника, мастера;
- интерес к культурным традициям предков (интерес

- образ поэта как ремесленника, мастера; - интерес к культурным традициям предков
к мифологии);
- популярность идей «золотого века» (классики), тема памяти;
- культ вещей как «пучка смыслов» в культурном контексте (история слова);
- логичность и четкость художественного замысла, стройность композиции, однозначность слов;
- разумность и гармония, живописность образов, стилистическое равновесие;
- важное значение приобретают детали: «милые мелочи

Иллюстрация

Слайд 22

Футуризм «Будущее» (с латинского). Италия 1909 г. В России 1910 г. Первый

Футуризм «Будущее» (с латинского). Италия 1909 г. В России 1910 г. Первый
сборник «Садок Судей»

Представители: Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Игорь Северянин,
Владимир Маяковский «Как делать стихи» и др.
- революционное преображение, изменение реальности;
- претендовали на вселенскую миссию («рождение сверхискусства»), создали в 1917 г. «Правительство земного шара»;
- эпатажность (раскрашивали лица, ладони, желтые пиджаки, рояль над сценой, ложка в петлице, подушка на шее (на шнуре), создание скандалов, протест;
- отрицание прошлого во имя настоящего и будущего;
- образ поэта-бунтаря, революционера, сотворца новой реальности;

Слайд 23

- резкая критика классики, отказ от традиций;
- революционное новаторство во всем (эксперименты

- резкая критика классики, отказ от традиций; - революционное новаторство во всем
– словотворчество, смыслотворчество, создание новых языковых норм), «заумь», заумный язык, неологизмы, новые шрифты (лесенка), звуки-стихи;
- «Во имя свободы мы отрицаем правописание, нами уничтожены знаки препинания» А.Крученыйх;
- яркость образов и смыслов («вернуть слову вещь»), массовость, зрелищность искусства;
- тесная связь с живописью (в приемах): «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью» (В.Хлебников);
- стремление к утилитарной полезности искусства, рационализм;
- тема урбанизации, воспевание городской культуры, НТР;

Иллюстрация

Слайд 24

Жанры и стилевые особенности реалистической прозы

Значительно обновились в начале XX века жанровая

Жанры и стилевые особенности реалистической прозы Значительно обновились в начале XX века
система и стилистика реалистической прозы. Главное место в жанровой иерархии заняли в это время наиболее мобильные рассказ и очерк. Роман практически исчез из жанрового репертуара реализма, уступив место повести. Начиная с творчества А. Чехова, в реалистической прозе заметно выросла значимость формальной организации текста. Некоторые приемы и элементы формы получили в художественном строе произведения большую самостоятельность. Так, например, разнообразнее использовалась художественная деталь. В то же время сюжет все чаще утрачивал значение главного композиционного средства и начинал играть подчиненную роль.
В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления

Слайд 25

Литературный процесс рубежа веков во многом определялся общим, для большинства крупных художников

Литературный процесс рубежа веков во многом определялся общим, для большинства крупных художников
стремлением к свободе от эстетической нормативности, к преодолению не только литературных штампов предшествующей эпохи, но и новых художественных канонов, складывавшихся в ближайшем для них литературном окружении.
Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность - две ключевые категории литературного процесса начала XX века. Для понимания творчества того или иного автора существенно знание ближайшего эстетического контекста - контекста литературного направления или группировки.

Слайд 26

Символизм

«Я – внезапный излом;
Я – играющий гром;
Я – прозрачный

Символизм «Я – внезапный излом; Я – играющий гром; Я – прозрачный
ручей;
Я – для всех и ничей»
К.Бальмонт (считал каждый звук смыслообразующим элементом)

А. Блок «Незнакомка»

Слайд 27

Акмеизм

Акмеизм

Слайд 28

Футуризм

Черный любирь
Я смеярышня смехочеств Смехистелинно беру Нераскаянных хохочеств
Кинь злооку - губирю.

Футуризм Черный любирь Я смеярышня смехочеств Смехистелинно беру Нераскаянных хохочеств Кинь злооку

Пусть гопочичь, пусть хохотчичь Гопо гоп гопопей
Словом дивных застрекочет
Нас сердцами закипей
В этих глазках ведь глазищем Ты мотри, мотри за горкой Подымается луна!
У смешливого Егорки
Есть звенящие звена.
Милари зовут так сладко Потужить за лесом совкой Ай!
Ах на той горке
Есть цветочек куманка заманка.
Велимир Хлебников

А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
В. Маяковский 1913

Слайд 29

РОМБ ГАРМОНИИ

БОГ

ЧЕЛОВЕК

КУЛЬТУРА

ПРИРОДА

ДУХОВНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

КРИЗИС

Э
К
ЛО
Г
ИЧ
ЕС
К
ИЕ

КАТАСТРОФЫ

ТЕХНИЦИЗМ

УМЕР

ЛИШНИЙ

РОМБ ГАРМОНИИ БОГ ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРА ПРИРОДА ДУХОВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРИЗИС Э К ЛО
Имя файла: Традиции-и-новаторство.pptx
Количество просмотров: 20
Количество скачиваний: 0