Церковь и государство в XVI в

Содержание

Слайд 2

Цель урока

Познакомить учащихся с ролью церкви 
в жизни Российского государства в XVI в. и ее отношениях

Цель урока Познакомить учащихся с ролью церкви в жизни Российского государства в
с властью.

Слайд 3

*Духовенство и миряне
*Иосифляне и нестяжатели
*Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого
*Церковь и государство

План

*Духовенство и миряне *Иосифляне и нестяжатели *Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого
урока:

Слайд 4

Вопрос урока!!!

Какую роль играла церковь в Российском государстве XVI в.?
Как складывались ее

Вопрос урока!!! Какую роль играла церковь в Российском государстве XVI в.? Как
отношения с властью?

Слайд 5

Духовенство и миряне

Бельский И.
Архиерей во время служения литургии.

До 1589г. главой Русской

Духовенство и миряне Бельский И. Архиерей во время служения литургии. До 1589г.
православной церкви являлся митрополит Московский и всея Руси. Под его властью находилось 11 епархий. Во главе каждой епархии стоял архиерей, имевший духовных и светских слуг, которые управляли хозяйством и земельными владениями, собирали доходы и судили подчиненное духовенство и мирян.

Слайд 6

Центром религиозной жизни человека был приходской храм.
*Храм возводили на пожертвования землевладельца,

Центром религиозной жизни человека был приходской храм. *Храм возводили на пожертвования землевладельца,
крестьянской или посадской общины.
*Община давала средства на обеспечение храма утварью, книгами, иконами.
*Прихожане избирали кандидата в священники,
*Заключали с ним договор о вознаграждении за службу.

Слайд 7

Какую роль играл приходской храм для округи?
Работа с текстом стр.95-96

В

Какую роль играл приходской храм для округи? Работа с текстом стр.95-96 В
был местом для молитвы.
В храме объявлялись царские указы.
Священники проводили церковные службы.
Священники обучали детей грамоте.
Священники выступали свидетелями при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании земель и расследовании преступлений.
В трапезной храма прихожане собирались на сход, составляли «мирские» документы.
Священники вразумляли прихожан, не соблюдавших христианские обычаи.
Прихожане делали вклады в церковь

Слайд 8

Иосифляне и нестяжатели

В конце XVв., с образованием единого Российского государства, светские власти

Иосифляне и нестяжатели В конце XVв., с образованием единого Российского государства, светские
предпринимали попытки изъятия земель у церкви:
*Стремление великого князя и государя всея Руси получить в свое владение плодородные монастырские земли;
*Желание подчинить церковную власть светской.

Чем были вызваны споры между иосифлянами и нестяжателями? Работа с текстом стр.96

Вопрос о церковных богатствах вызвал разногласия среди русского православного духовенства.

Слайд 9

Иосифляне

Иосиф Волоцкий

Иосиф Волоцкий , основатель и настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря.

Сторонников идей

Иосифляне Иосиф Волоцкий Иосиф Волоцкий , основатель и настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря. Сторонников
Иосифа Волоцкого называли иосифлянамим.

*Выступал в защиту церковного землевладения.
*Он считал, что церковь должна иметь большие материальные средства для успешной деятельности.
*Еретиков и вероотступников следует подвергать смертной казни.

Слайд 10

Иосифо-Волоколамский монастырь

Иосифо-Волоколамский монастырь

Слайд 11

Нил Сорский

Нестяжатели

Монах Нил Сорский считал:
*монастыри не должны заниматься

Нил Сорский Нестяжатели Монах Нил Сорский считал: *монастыри не должны заниматься благотворительностью
благотворительностью и хозяйственной деятельностью и поэтому не нуждаются в земельных владениях.
*Монахи должны вести скромный и аскетичный образ жизни.
*Выступал против казни за еретические высказывания.
Сторонников Нила Сорского называли нестяжателями.

Слайд 12

Последователем иосифлян был
монах Вассиан Патрикеев.
(в миру князь Василий Иванович Патрикеев)

Последователем нестяжателей был

Последователем иосифлян был монах Вассиан Патрикеев. (в миру князь Василий Иванович Патрикеев)
Максим Грек.

Слайд 13

Споры между иосифлянами и нестяжателями касались не только церковного землевладения.
Одним из главных

Споры между иосифлянами и нестяжателями касались не только церковного землевладения. Одним из
вопросов были отношения светской и духовной власти, независимость церкви от светской власти.

Эти споры продолжались до тех пор, пока церковные соборы 1547, 1549, 1551гг. Не утвердили модель церковно-государственных отношений, сходную с византийской.

Церковные соборы 1547,1549гг. Современная икона

Слайд 14

Первая половина XVI в. — это не только время острых религиозных споров

Первая половина XVI в. — это не только время острых религиозных споров
между иосифлянами и нестяжателями, но и период распространения различных ересей.

Ереси - религиозные учения, в той или иной степени отклоняющиеся от догматов официальной церкви. 
Наказание для еретика сильно варьировалось в зависимости от той или иной европейской страны... 
Еретик мог отречься от своих убеждений, и тогда его миловали.
Если человек был тверд своих убеждениях, инквизиторский суд приговаривал его к сожжению на костре. 

Слайд 15

Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого

*Не признавали Святой Троицы
*Иисус Христос был не

Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого *Не признавали Святой Троицы *Иисус Христос
Сыном Божьим, а основателем религиозного общества.
Советовали верующим:
*не ходить в храмы.
*Не соблюдать обряды и посты.
*Не почитать кресты и иконы.
*Не поклоняться мощам святых.

Следование заветам Иисуса Христа должно проявляться не во внешней стороне церковной жизни, а в соблюдении заповеди о любви к ближнему.

Слайд 16

Церковь и государство

В XVI в. в России существовало около 500 монастырей.

Церковь и государство В XVI в. в России существовало около 500 монастырей.
Некоторым из них (например, Троице-Сергиеву, Кирилло-Белозерскому и др.) принадлежали обширные земли. Вместе с тем братия сотен небогатых обителей самостоятельно занималась сельским хозяйством, торговала на ярмарках.

Слайд 17

Российские государи в XVI в. выступали покровителями православия; за помощью («милостыней») в

Российские государи в XVI в. выступали покровителями православия; за помощью («милостыней») в
Москву приезжали монахи греческих и сербских монастырей, посланцы находившихся под турецкой властью православных иерархов Ближнего Востока. 

Объединяя русские земли

князья ограничивали налоговые льготы церкви

и подчиняли настоятелей монастырей 

Но власть еще нуждалась в поддержке церкви

Слайд 18

Самостоятельная работа с текстом стр. 98-99.

В чем вы видите противоречивость отношений между

Самостоятельная работа с текстом стр. 98-99. В чем вы видите противоречивость отношений
церковью и государством?

Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

Работы в лесу и поле.
Миниатюра из рукописи 1648 года

Таким образом, закрепление независимости Русской православной церкви от Константинополя произошло по инициативе и при участии светской власти Таким образом, закрепление независимости Русской православной церкви от Константинополя произошло по инициативе и при участии светской власти

Слайд 19

Вопрос урока!!!

Какую роль играла церковь в Российском государстве XVI в.?
Как складывались ее

Вопрос урока!!! Какую роль играла церковь в Российском государстве XVI в.? Как
отношения с властью?

Слайд 20

Подведем итоги!!!

В XVI в. Россия стала единственной православной державой Европы.
Интересы государства и церкви

Подведем итоги!!! В XVI в. Россия стала единственной православной державой Европы. Интересы
не всегда совпадали:
*во внутренней и внешней политике правительство нуждалось в поддержке церкви;
*Правительство требовало от церковных иерархов повиновения.
Русская православная церковь сохранила свои земельные владения и приобрела статус патриархии.
Имя файла: Церковь-и-государство-в-XVI-в.pptx
Количество просмотров: 25
Количество скачиваний: 0