Церковь и государство в XVIв

Содержание

Слайд 2

Церковь и государство в XVIв.

Церковь и государство в XVIв.

Слайд 3

Какую роль играла церковь в Российском государстве в XVI в.? Как складывались

Какую роль играла церковь в Российском государстве в XVI в.? Как складывались её отношения с властью?
её отношения с властью?

Слайд 4

1. Духовенство и миряне

До 1589 г. главой Русской православной церкви являлся митрополит

1. Духовенство и миряне До 1589 г. главой Русской православной церкви являлся
Московский и всея Руси.
Под его властью находилось 11 епархий.
Во главе каждой из них стоял архиерей, имевший духовных и светских слуг, которые управляли хозяйством и земельными владениями, собирали доходы и судили подчинённое духовенство и мирян.

Слайд 5

1. Духовенство и миряне

Центром религиозной жизни человека был приходской храм. Его возводили

1. Духовенство и миряне Центром религиозной жизни человека был приходской храм. Его
на пожертвования землевладельца, крестьянской или посадской общины.
Прихожане — жители окрестных деревень или городского квартала — избирали кандидата в священники, которого рукоположил в сан епископ. С «поставленным» священником прихожане заключали договор о вознаграждении его за службу продуктами (реже деньгами). Часто сельский батюшка имел участок земли, который обрабатывал сам или сдавал в аренду.

Слайд 7

Храм был не только местом для молитвы, но и местом, где объявлялись

Храм был не только местом для молитвы, но и местом, где объявлялись
царские указы.
Священники вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных. Помимо этого, они учили детей грамоте, выступали свидетелями при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании (определении границ) земель и расследовании преступлений.
В пристроенной к храму трапезной прихожане собирались на сход, обсуждали свои дела

1. Духовенство и миряне

Слайд 8

!

Тех соседей, которые редко посещали церковь, не соблюдали христианские посты, сквернословили, отмечали

! Тех соседей, которые редко посещали церковь, не соблюдали христианские посты, сквернословили,
языческие праздники, священники старались вразумить словом.
И знатные, и простые люди того времени заботились о спасении души — делали вклады деньгами или вещами в храмы и монастыри, чтобы дарителя поминали на церковных службах.

Слайд 9

2. Иосифляне и нестяжатели

В конце XV в., с образованием единого Российского государства,

2. Иосифляне и нестяжатели В конце XV в., с образованием единого Российского
светские власти всё чаще предпринимали попытки изъятия земель у церкви. Это было вызвано не только стремлением великого князя и государя всея Руси получить в своё владение плодородные и богатые монастырские земли, но и его желанием подчинить церковную власть светской. 

Слайд 10

Иван III задумал изъять земли, находившиеся во владении у митрополита, епископов и

Иван III задумал изъять земли, находившиеся во владении у митрополита, епископов и
монастырей. Взамен он обещал содержать церковь за счёт средств из казны, что означало бы утрату ею независимости от светской власти. Против этого выступил церковный собор 1503 г.
Вопрос о церковных богатствах вызвал разногласия среди русского православного духовенства…

Слайд 11

иосифляне

нестяжатели

Основатель и настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий выступал в защиту церковного землевладения.

иосифляне нестяжатели Основатель и настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий выступал в защиту
Он говорил, что церковь должна иметь большие материальные средства, для того чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением. Еретиков и вероотступников Иосиф Волоцкий призывал подвергать смертной казни. 

Слайд 12

иосифляне

нестяжатели

С ним не соглашался монах Нил Сорский, проведший в молодости более десяти

иосифляне нестяжатели С ним не соглашался монах Нил Сорский, проведший в молодости
лет в монастырях Афона и Константинополя. Он утверждал, что монастыри не должны заниматься благотворительностью и хозяйственной деятельностью, а следовательно, им не нужны и земельные владения. Нил Сорский призывал монахов вести скромный и аскетичный образ жизни, отрешиться от мирской суеты.
Он выступал против казни за еретические высказывания. 

Слайд 13

Споры иосифлян и нестяжателей касались не только церковного землевладения. Одним из главных

Споры иосифлян и нестяжателей касались не только церковного землевладения. Одним из главных
вопросов в них были отношения светской и духовной власти, независимость церкви от светской власти.
Эти споры продолжались ещё много лет, пока Соборы 1547, 1549 и 1551 гг. не утвердили модель церковно-государственных отношений, во многом напоминавшую византийскую.

 как строились отношения между императором и церковью в Византийской империи?

Слайд 14

Византийский император считался главой церкви в империи. Высшие церковные иерархи были как

Византийский император считался главой церкви в империи. Высшие церковные иерархи были как
бы министрами священных дел и обязывались действовать во исполнение общегосударственных постановлений. За церковью признавались права самоуправления. Однако церковные соборы (высший орган церковной власти) в Византии собирались только по указу…

Слайд 15

3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого

Первая половина XVI в. — это

3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого Первая половина XVI в. —
не только время острых религиозных споров между иосифлянами и нестяжателями, но и период распространения различных ересей.
Что такое ересь? Как поступали с еретиками в Европе?

Слайд 16

Ереси - религиозные учения, в той или иной степени отклоняющиеся от догматов официальной

Ереси - религиозные учения, в той или иной степени отклоняющиеся от догматов
церкви. 
Наказание для еретика сильно варьировалось в зависимости от той или иной европейской страны... Еретик мог отречься от своих убеждений, и тогда его миловали. Если человек был тверд своих убеждениях, инквизиторский суд приговаривал его к сожжению на костре. 

Слайд 17

3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого

В 1553 г. к священнику Симеону

3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого В 1553 г. к священнику
пришёл на исповедь боярский сын Матвей Башкин.
Он поделился со святым отцом своими сомнениями относительно правильности некоторых важных положений Священного Писания и церковных обрядов.
Вскоре священник понял, что рассуждения Матвея не что иное, как ересь. Он доложил об этом своему духовному наставнику Сильвестру, а тот имел доступ к царю — самому Ивану IV. Матвея Башкина арестовали. Началось следствие.

Слайд 18

3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого

В 1553 г. к священнику Симеону

3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого В 1553 г. к священнику
пришёл на исповедь боярский сын Матвей Башкин.
Он поделился со святым отцом своими сомнениями относительно правильности некоторых важных положений Священного Писания и церковных обрядов.
Вскоре священник понял, что рассуждения Матвея не что иное, как ересь. Он доложил об этом своему духовному наставнику Сильвестру, а тот имел доступ к царю — самому Ивану IV. Матвея Башкина арестовали. Началось следствие.

Слайд 19

=>

Тогда же аресту за ересь подвергся и монах Феодосий Косой.
Следствие выяснило,

=> Тогда же аресту за ересь подвергся и монах Феодосий Косой. Следствие
что взгляды Матвея Башкина и Феодосия разделяли и некоторые другие люди.
Они не признавали Святой Троицы...
Феодосий Косой и его сторонники советовали верующим не ходить в храмы, не соблюдать церковных обрядов и постов, не почитать кресты и иконы, не поклоняться мощам святых.
Башкин, Феодосий и их единомышленники полагали, что следование заветам Иисуса Христа должно проявляться не во внешней стороне церковной жизни, а в соблюдении заповеди о любви к ближнему.
Похоже на протестантсткую церковь…

Слайд 20

4. Церковь и государство

В XVI в. в России существовало около 500 монастырей.

4. Церковь и государство В XVI в. в России существовало около 500
Некоторым из них (например, Троице-Сергиеву, Кирилло-Белозерскому и др.) принадлежали обширные земли. Вместе с тем братия сотен небогатых обителей самостоятельно занималась сельским хозяйством, торговала на ярмарках.

Слайд 21

Российские государи в XVI в. выступали покровителями православия; за помощью («милостыней») в

Российские государи в XVI в. выступали покровителями православия; за помощью («милостыней») в
Москву приезжали монахи греческих и сербских монастырей, посланцы находившихся под турецкой властью православных иерархов Ближнего Востока. 

Объединяя русские земли

князья ограничивали налоговые льготы церкви

и подчиняли настоятелей монастырей 

Но власть еще нуждалась в поддержке церкви

Слайд 22

Церковные соборы 1547 и 1549 гг. во главе с митрополитом Макарием причислили

Церковные соборы 1547 и 1549 гг. во главе с митрополитом Макарием причислили
к лику святых 39 новых чудотворцев, что поднимало престиж Русской православной церкви.
Митрополит заседал в Боярской думе и принимал послов. В 1547 г. Макарий стал одним из сторонников и организаторов венчания Ивана IV на царство. Он же возложил на голову Ивана IV шапку Мономаха.

Слайд 23

На церковно-земском Стоглавом соборе, проходившем в 1551 г. в Москве, царь поставил вопрос:

На церковно-земском Стоглавом соборе, проходившем в 1551 г. в Москве, царь поставил
достойно ли монастырям приобретать сёла, вести торговлю и судебные тяжбы?
Ответом на него было то, что высшее духовенство провозгласило церковное и монастырское землевладение незыблемым, а покушавшихся на него объявило «разбойниками».
Тем не менее с 1551 г. продажа вотчин монастырям разрешалась только с дозволения царя; тогда же начался пересмотр жалованных грамот духовным землевладельцам — их лишили привилегии не платить основных налогов и таможенных пошлин.

Слайд 24

Митрополит Филипп публично обличал опричные расправы; за это строптивый владыка был низложен,

Митрополит Филипп публично обличал опричные расправы; за это строптивый владыка был низложен,
сослан в монастырь, а там задушен Малютой Скуратовым в 1569 г. Следующие митрополиты были более покорны светской власти и благословляли действия царя.
Со смертью Ивана Грозного испытания для Русской православной церкви не закончились.

Слайд 25

В 1584 г., для того чтобы восстановить разрушенное опричниной хозяйство страны, церковно-земский

В 1584 г., для того чтобы восстановить разрушенное опричниной хозяйство страны, церковно-земский
собор отменил церковные и монастырские тарханы (освобождения вотчин от всех налогов).
При царе Фёдоре Ивановиче в борьбе за власть между Борисом Годуновым и боярами Шуйскими был лишён сана митрополит Дионисий. Новым главой Русской православной церкви стал сподвижник Бориса Годунова Иов, получивший высший духовный сан патриарха.

Слайд 26

Прибывший в 1588 г. в Москву за «милостыней» константинопольский патриарх Иеремия поначалу

Прибывший в 1588 г. в Москву за «милостыней» константинопольский патриарх Иеремия поначалу
отказался посвящать Иова в высший церковный сан. Тогда дьяки Андрей и Василий Щелкаловы пообещали Иеремии «все блага земные», но дали понять, что не отпустят его из Москвы.
В итоге 26 января 1589 г. состоялось торжественное поставление Иеремией митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси.
Таким образом, закрепление независимости Русской православной церкви от Константинополя произошло по инициативе и при участии светской власти.
Имя файла: Церковь-и-государство-в-XVIв.pptx
Количество просмотров: 46
Количество скачиваний: 0