Слайд 2Значение понятия «история»:
«происшествие», «случай», «рассказ», «повествование»;
реальность прошлого, бытие природы, общества и человека
в прошлом, процесс развития природы и общества;
это наука об обществе и о человеке во всем многообразии их прошлого,в их развитии и изменении;
Слайд 3Предмет истории
Общество;
Общество прошлого(история исследует социальную реальность, переставшую или перестающую быть настоящим)
Общество во
всем многообразии его прошлого, т.к. история ищет не только повторение, типичность в прошедших эпохах и событиях, но и уникальность, единичность, неповторимость;
Слайд 4Предмет истории
Человек в прошлом, потому что история есть наука о человеке, она
исследует прошлое общества как процесс, творимый людьми, проявление и результат человеческой деятельности, человеческой субъективности;
Общество и человек в их развитии и изменении (анализ социальной реальности)
Слайд 5Пространство и время истории
История не признает ничего застывшего, неподвижного. Изменчиво пространство, в
котором разворачивается исторический процесс.
Под влиянием общества изменяется природно-географическая среда.
В процессе своей истории общество само формирует пространство, является его творцом.
Слайд 6Историческое пространство-это условие и результат исторического развития общества
Историческое время-это время людей, деятельность
которых определяет содержание исторического процесса (мыслители, творцы культуры, цивилизации и народы давно ушедших эпох)
Слайд 7Едина ли история? Акцент на единство
История на первый взгляд хаотична: она состоит
из уникальных событий, случайных явлений, неповторимых человеческих судеб.
Историки и философы утверждают, что вопрос о единстве истории – это вопрос о ее смысле и целях.
Слайд 8Единство истории
Основы христианской концепции единства истории заложены святым Августином Блаженным (354-430) в
трактате «О граде Божием». Единство истории, движущейся от Сотворения мира ко второму пришествию Иисуса Христа,-это единство Божественной воли, воплощенной в созданном Ею человечестве.
Слайд 9Единство истории
Идея единства истории у мыслителей эпохи Просвещения XYIII в. Движение истории
–это прогресс (на основе развитии культуры, науки и просвещения), смена низших форм высшими.
Понимание истории как Божественного промысла, творения Божественной воли было отвергнуто рационализмом (основан на аргументах разума, науки).
Слайд 10В философии немецкого мыслителя Г. Гегеля (1770-1831) история представляла собой этапы развития
абсолютной идеи, воплощавшейся в государстве. Коренным свойством абсолютной идеи является идея свободы, поэтому всемирная история идет по пути осознания этой идеи. Все, что от него отклоняется, не принадлежит истории. Гегель ограничивал всемирную историю историей государств и народов, дух которых на разных ступенях общественного развития выражал определенный принцип , присущий абсолютной идее, «мировому духу».
Слайд 11История движется с Востока на Запад. В Передней Азии и Египте «мировой
дух» пережил детство, в Древней Греции и Древнем Риме- юность и зрелость, в германо-христианской Европе- «бодрую старость».
Все остальные народы причислялись Гегелем к «неисторическим»: их существование не было включено в сферу бытия абсолютной идеи либо, выполнив свое предназначение, они покинули историческую арену.
Слайд 12Немецкий мыслитель К. Маркс (1818-1883), разделяя идею Гегеля об истории как о
преемственном, имеющем определенные стадии, закономерном, саморазвивающемся процессе, основу единства всемирной истории видел в единстве материального мира, материального производства.
История, по Марксу,есть процесс естественно-исторической смены общественно-экономических формаций (исторически определенных типов общества).
Слайд 13Единство истории по К. Марксу
Естественным этот процесс является потому, что в его
основе лежат законы, над которыми не властна воля отдельных людей и социальных общностей (закон соответствия производительных сил и производственных отношений, закон классовой борьбы и социальной революции и др.)
Историческим этот процесс называется потому, что его законы реализуются в деятельности людей, классов, партий, сознательно ставящих определенные цели.
Слайд 14Единство истории по К. Ясперсу
Размышляя о концепциях Августина, Гегеля, Маркса, немецкий философ
К. Ясперс (1883-1969) отмечал:
«В знании о целостности отбрасывается наибольшая масса человеческой реальности, целые народы, эпохи и культуры отбрасываются как не имеющие значение для истории»
Слайд 15Единство истории по К. Ясперсу
Ясперс связывал единство мировой истории с эпохой «осевого
времени» (между 800 и 200 гг.до н.э.), в различных регионах мира независимо друг от друга «были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей».
Слайд 16Стадиальные концепции развития истории
Во второй половине 20 века идеи единства истории получила
обоснование в стадиальных концепциях развития. Наиболее популярная теория американского историка и социолога О. Тоффлера (род.1928): все народы проходят (пусть и по-своему) через стадии аграрного, индустриального и постиндустриального общества.
Слайд 17Многообразие истории
Теории локальных цивилизаций подчеркивают многообразие путей и форм исторического развития народов
и отвергают «образцовые», универсальные тенденции.
Начало этой теории положено итальянским мыслителем Дж. Вико (1668-1744). У всех народов общие этапы развития: «век богов» сменятся «веком героев», «век героев»- «веком людей».
Слайд 18«Век людей»порождает «новое варварство», общество приходит в упадок и гибнет, с тем
чтобы вновь повторить этот вечный цикл, непрестанное круговращение.
Каждый народ проходит этот цикл по-своему, у истории множество путей и культур.
Российский историк Н. Я. Данилевский (1822-1885): «поле истории нужно исходить во всех направлениях».
О. Шпенглер (1880-1936): «Всемирная история представляет собой не линейный, преемственный и прогрессивный процесс, а ряд независимых друг от друга циклов.
Слайд 19Каждый из таких циклов характеризует развитие замкнутых, непересекающихся, уникальных культур: индийской, вавилонской,
китайской, египетской, греко-римской, арабо-византийской, западноевропейской и культуры майя.
Первоначало каждой культуры- единая и единственная в своем роде «душа», которая не может быть познана рационально и выражена иначе, чем символически.
Культуры не проницаемы, изолированы и замкнуты. Подобно живым организмам, они рождаются из «безграничного и бесконеч-ного», расцветают, заболевают и умирают.
Слайд 20Эти стадии одинаковые для всех обществ, но всемирной истории, как таковой, по
Шпенглеру, нет, а есть параллельное существование разделенных по времени и пространстве культур.
По мнению А. Тойнби, тезис о единстве цивилизации является ложной концепцией. Цивилизации (21, 30) развиваются независимо одна от другой по общим законам, свойственным их рождению, росту, надлому (порождают универсальные государства и высшие религии), распаду и гибели.
Слайд 21Едина ли история?
У ученых нет однозначного ответа.
Человечество не может справится с вызовом
времени, не преодолев разобщенности и не признав единства прошлого, настоящего и будущего. Единства, не отрицающего многообразия-народов, культур, цивилизаций, обществ.
Слайд 22Проблемы периодизации
Периодизация всегда условна, потребность в ней определяется необходимостью определенным образом систематизировать
исторический процесс, выделить в нем обладающие внутренним единством этапы.
1. К французским мыслителям 18 в. восходит разделение исторического процесса на стадии дикости, варварства и цивилизации.
Слайд 232. с марксистским учением связана периодизация всемирной истории на первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную,
капиталистическую и коммунистическую формации.
3. Современная периодизация опирается на представления о последовательной смене обществ аграрного, индустриального и постиндустриального типов
Слайд 24ВЫУЧИТЬ!!!!!
Периодизация исторического процесса по эпохам:
1. первобытность (2,5 млн.лет назад-4-3 т.л.до н.э.);
2. древность
(4-3 т.л.до н.э.-5 в.н.э.);
3. Средневековье (5-конц 15 в.);
Новое время (конец 15-начало 20 вв.);
Новейшая история (20-начало 21 вв.)
Слайд 25Социальное познание и историческая наука
История-это социальная (общественная) наука, она обращена к познанию
общества.
Особенности социального познания и исторической науки:
1. социальное познание- самопознание общества. Объект и субъект познания совпадают.
2. на процесс и результаты социального познания значительное влияние оказывают личность исследователя, его потребности, интересы, взгляды.
Слайд 263.Влияет на социальное познание и то, что исследователь выражает интересы и ценности
определенной социальной группы, к которой он принадлежит.
4. Социальное познание всегда непосредственно связано с жизнью людей, их практической деятельностью.
Слайд 27Историческое событие и исторический факт
Историки 19 века считали, что исторический факт- это
то, что было в прошлом, это событие, произошедшее в определенное время и в определенном месте.
Выдержавшие проверку на достоверность источники дают определенную сумму фактов, которые тождественны исторической реальности прошлого.
Задача историка сводилась к изложению добытых фактов, сообщению их читателю в полном, точном, свободном от интерпретаций и оценок виде.