Церковная реформа. Положение традиционных конфессий

Содержание

Слайд 2

Церковная реформа.
Положение традиционных конфессий

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий

Слайд 3

Проблемный вопрос (с. 53)
С помощью каких мер Пётр I стремился поставить

Проблемный вопрос (с. 53) С помощью каких мер Пётр I стремился поставить
церковь на службу государству? Удалось ли ему это?

?

Слайд 4

Петр I – все подданные должны были трудиться на благо России:
дворяне –

Петр I – все подданные должны были трудиться на благо России: дворяне
служить;
горожане и крестьяне – платить налоги;
духовенство – воспитывать паству.
Пётр I к церкви подходил рационально, рассматривая «общую пользу», которую она приносит государству.

Священники и епископы – чиновники.
Монахи – бездельники, которые уклонялись от служения государству.

Слайд 5

Не нравилось Петру I и то, что духовенство не одобрило приезд в

Не нравилось Петру I и то, что духовенство не одобрило приезд в
Россию иностранцев.
Все преобразования царя по мнению церковных деятелей разрушали старый московский строй и обычаи.

Приезд иностранцев в Москву XVII столетия. Худ. С.В. Иванов, 1901.

Слайд 6

После смерти в 1700 году патриарха Адриана Пётр I запретил выбирать нового

После смерти в 1700 году патриарха Адриана Пётр I запретил выбирать нового
главу церкви и учредил должность местоблюстителя патриаршего престола.
Им стал рязанский митрополит Стефан Яворский.
Местоблюститель занимался только вопросами веры. Все остальные функции патриарха были распределены между приказами.

Митрополит Стефаний (Яворский)

Слайд 7

В 1701 году Пётр I восстановил Монастырский приказ, под контролем которого оказались

В 1701 году Пётр I восстановил Монастырский приказ, под контролем которого оказались
церковные вотчины. Основная часть доходов с них направлялась на военные нужды;
Церковь обязали содержать богадельни и школы;
из монастырей были выселены все непостриженные в монахи люди, большинство из них направили служить в армию;
в то же время на жительство в монастыри посылали бывших солдат и офицеров;
Монастырский приказ назначал в обители настоятелей.

https://foma.ru/istoriya-patriarshestva.html

Слайд 8

1721 г. – «Духовный регламент» – закон, который определял положение церкви в

1721 г. – «Духовный регламент» – закон, который определял положение церкви в
государстве:
Патриаршество было отменено;
все церковные дела передали Святейшему синоду – «духовной коллегии», в которую входили священнослужители;
контролировал их деятельность обер-прокурор Синода;
Монастырский приказ ликвидировали.
Это положило начало огосударствлению церкви.

«Регламент духовный» 1721 года

Слайд 9

Функции Святейшего синода:
контроль за порядком богослужений и изданием церковных книг;
борьба с ересями

Функции Святейшего синода: контроль за порядком богослужений и изданием церковных книг; борьба
и расколом;
контроль деятельности церковных школ;
осуществление суда над духовенством и мирянами по делам, попадавшим под церковное право;
надзор за иностранными религиями.
Синод также занимался избранием архиереев (только под контролем императора).
Члены Синода как и государственные служащие приносили присягу и получали жалованье.
Храмы и монастыри должны были устраивать богадельни для отставных солдат.

Петр Первый и Святейший синод.
Худ. И.Ф. Тупылев. 1801.

Слайд 10

Для священников:
обязанность вести метрические книги – все сведения о родившихся детях и

Для священников: обязанность вести метрические книги – все сведения о родившихся детях
заключённых браках;
должны были сообщать о появлении беглых в их приходах.
Для прихожан:
Обязанность посещать церковь и исповедоваться (указы Сената и Синода 1722 г.).
Священники внимательно следили за исполнением этих указов.

Метрическая книга. Подписи церковнослужителей Петропавловского собора г. Петрозаводска. 1793 г.

Слайд 11

Автор Духовного регламента – епископ Феофан Прокопович – в проповедях говорил о

Автор Духовного регламента – епископ Феофан Прокопович – в проповедях говорил о
верховенстве светской власти над церковной.
1720 г. – по инициативе Прокоповича открыта типография в Александро-Невском монастыре, напечатано «Первое учение Отрокам» – букварь и поучение для детей. По нему в XVIII веке учили в школах детей.
В 1721 году Прокопович учредил школу при Александро-Невском монастыре, выступал за развитие науки и просвещения.

Феофан Прокопович. Парсуна. Середина XVIII в.

Слайд 12

Во время Северной войны Пётр I проявлял терпимость к старообрядцам.
В начале XVIII

Во время Северной войны Пётр I проявлял терпимость к старообрядцам. В начале
века старообрядчество раскололось на два крупных течения – поповщина и беспоповщина.
Поповцы признавали необходимость духовенства, церковной иерархии и таинств. Наибольшее распространение поповщина получила на Дону, Кубани и Черниговщине.
Беспоповцы отрицали необходимость церковной иерархии и некоторых таинств. Наиболее радикальные приверженцы этого течения верили в спасение души через самосожжение. Большинство беспоповцев проживало в северных регионах России – побережье Белого моря и Карелии.

Часовня беспоповцев. 1910 год.
Построена в с. Ключи,
Иволгинский район Бурятии.

Слайд 13

Позже всех старообрядцев обложили двойным налогом. Те, кто уклонялся от выплаты налога,

Позже всех старообрядцев обложили двойным налогом. Те, кто уклонялся от выплаты налога,
подвергались штрафам или отправлялись на каторгу.
Старообрядцы должны были носить особую одежду – зипуны с красным воротником.
«Духовный регламент» запрещал старообрядцам занимать выборные должности.

Слайд 14

Наиболее активным борцом с расколом был нижегородский архиепископ Питирим.
Всего за несколько лет

Наиболее активным борцом с расколом был нижегородский архиепископ Питирим. Всего за несколько
он обратил в официальную веру около двадцати семи тысяч старообрядцев.
Однако большинство из них продолжало придерживаться раскольнических идей. Многие староверы платили священникам, чтобы их записали как обычных православных. Если это не удавалось, то они укрывались в лесах, уходили в Сибирь или в Польшу.

Остатки часовни (?) старообрядческого скита на озере Сунгуль, нач. XIX в. Челябинская область

Слайд 15

1702 г. – манифест, разрешающий иностранцам, приезжавшим в Россию, сохранять свою веру.

1702 г. – манифест, разрешающий иностранцам, приезжавшим в Россию, сохранять свою веру.
Протестанты строили кирхи и приглашали пасторов.
В 1706 г. в Москве появился первый католический храм апостолов Петра и Павла.
В 1710 г. – деревянный костел в Петербурге.
В 1721 г. Синодом были разрешены браки между православными и иноверцами. Однако иностранцы обязывались не переводить жён в свою веру. Детей, родившихся в таком браке, крестили по православному обряду.

Проект католической церкви на Большой першпективе. Арх. П.А. Трезини, после 1740 г.

Слайд 16

1715 г. – запрет помещикам-мусульманам владеть православными крестьянами. Право на земли и

1715 г. – запрет помещикам-мусульманам владеть православными крестьянами. Право на земли и
постройки за помещиками сохранялось.
После присоединения Прибалтики Пётр I дал гарантию жителям Эстляндии и Лифляндии сохранить лютеранство на этих землях.

Слайд 17

Итоги:
стремление Петра I поставить Церковь на службу государству;
упразднение Патриаршества; руководство Церкви –

Итоги: стремление Петра I поставить Церковь на службу государству; упразднение Патриаршества; руководство
часть административно-бюрократической системы;
усиление контроля за староверами;
модернизация страны и расширение её территории способствовали более терпимому отношению к другим религиям.

?

Каковы итоги Петровских преобразований
в церковной сфере?

Петр I на иконе сектантов – «царебожников»

Слайд 18

Проблемный вопрос (с. 53)
С помощью каких мер Пётр I стремился поставить

Проблемный вопрос (с. 53) С помощью каких мер Пётр I стремился поставить
церковь на службу государству? Удалось ли ему это?

?

Имя файла: Церковная-реформа.-Положение-традиционных-конфессий.pptx
Количество просмотров: 37
Количество скачиваний: 0