Великая Отечественная война в произведениях изобразительного искусства

Содержание

Слайд 2

В годы войны художники, скульпторы, графики с первых дней войны начали создавать

В годы войны художники, скульпторы, графики с первых дней войны начали создавать
яркие по художественному и эмоциональному восприятию произведения искусства. Стали появляться агитационные плакаты, листы, призывающие русский народ на борьбу с фашизмом. Было написано много живописных произведений, отражающих события военного времени. Предлагаем вашему вниманию презентацию, в которой собраны наиболее яркие произведения изобразительного искусства.

Дейнека А. А.
Оборона Севастополя
1942
Холст, масло. 200 x 400

Слайд 3

Живопись

Николаев Я. С.
«Площадь Урицкого»
1941-1942
Холст, масло. 60 x 77

В панораме блокадного города, созданной

Живопись Николаев Я. С. «Площадь Урицкого» 1941-1942 Холст, масло. 60 x 77
художником в годы войны, воплотился увиденный с пронзительной остротой его облик. Это достоверный и одновременно яркий художественный документ, в котором отразились не только страдания ленинградцев, но и одновременно их несломленное достоинство. Способность автора увидеть красоту сквозь трагедию отражалась и в лицах людей, и в городских пейзажах. Площадь Урицкого — название Дворцовой площади в Ленинграде в 1918–1944 годах.

Слайд 4

Моделью Кончаловского стал Андрей Борисович Юмашев (1902–1988), легендарный ас-испытатель, участник перелета Москва

Моделью Кончаловского стал Андрей Борисович Юмашев (1902–1988), легендарный ас-испытатель, участник перелета Москва
— Северный полюс — США. За этот перелет летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза (1937). Юмашев с юности увлекался искусством, посещал курсы Общества поощрения художников, позднее был близок Илье Машкову, Роберту Фальку и Петру Кончаловскому. Жизнь военного началась для него в 16 лет, когда он ушел добровольцем в Красную армию, затем было летное училище, Финская кампания. В Москве во время Великой Отечественной войны командир истребительной эскадрильи урывками навещал Кончаловского, который написал его портрет. Мало того, он дал холст, кисти, краски, и летчик также написал портрет Кончаловского.

Кончаловский П. П.
«Портрет Героя Советского Союза летчика А.Б.Юмашева»
1941

Холст, масло. 140 х 111

Слайд 5

Герасимов А. М.
«Гимн Октябрю»
1942
Холст, масло. 406 х 710

Изображено торжественное заседание московских депутатов трудящихся с

Герасимов А. М. «Гимн Октябрю» 1942 Холст, масло. 406 х 710 Изображено
представителями партийных и общественных организаций Москвы 6 ноября 1942. Среди них: С.М.Буденный, К.Е.Ворошилов, А.М.Герасимов, И.Э.Грабарь, М.И.Калинин, А.Н.Косыгин, Н.Г.Кузнецов, В.И.Немирович-Данченко, И.Д.Папанин, И.В.Сталин, А.К.Тарасова, А.Н.Толстой, Н.С.Хрущев, К.И.Чуковский, Д.Д.Шостакович, А.А. Яблочкина. Написанное в годы Второй Мировой войны, это полотно приобрело особое значение. Торжествующие красные тона помогли внушить уверенность в том, что страна выйдет из войны победителем.

Слайд 6

Серебряный И. А.
«Портрет Героя Советского Союза, летчика-истребителя старшего лейтенанта И.М.Шишканя»
1943
Холст, масло. 100 х 75
Илья

Серебряный И. А. «Портрет Героя Советского Союза, летчика-истребителя старшего лейтенанта И.М.Шишканя» 1943
Минович Шишкань (1918—1943) — летчик, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1943).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте и проявленные при этом мужество и героизм» старший лейтенант Илья Шишкань был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»
21 июня 1943 года его самолёт был подбит противником. Он покинул горящий самолёт при помощи парашюта, который был сильно повреждён. При приземлении получил перелом обеих ног и позвоночника. Через полчаса скончался от перенесённых травм. Похоронен на Братском кладбище в городе Всеволожск Ленинградской области.

Слайд 7

Серов Вл. А., Серебряный И. А., Казанцев А. А.
Прорыв блокады
1943
Холст, масло

В картине

Серов Вл. А., Серебряный И. А., Казанцев А. А. Прорыв блокады 1943
запечатлен кульминационный эпизод операции под названием „Искра“, когда в 9 часов 30 минут 18 января 1943 года в районе рабочих поселков № 1 и № 5 у южного побережья Ладожского озера, прорвав оборону противника, встретились I-й отдельный стрелковый батальон 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта и I-й стрелковый батальон 1240-го стрелкового полка 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта. Трудно было переоценить значение этого события для судьбы города, его исстрадавшихся жителей. Серов, Серебряный и Казанцев создали свою картину за месяц и показали ее 23 февраля 1943 года на выставке к 25 годовщине Красной Армии.

Слайд 8

Дейнека А. А.
«Сбитый ас»
1943
Холст, масло. 283 х 188

Картина явилась эмоциональным откликом художника на победу

Дейнека А. А. «Сбитый ас» 1943 Холст, масло. 283 х 188 Картина
советских войск, одержанную зимой 1943 года в Сталинградской битве. Чувство неотвратимого краха гитлеровской Германии в войне с Россией владело всем советским народом, и художник передал это в остром, жестком сюжете картины. Настойчиво работал Дейнека над ракурсом, выверял композицию по многочисленным карандашным наброскам, в которых были зафиксированы фронтовые впечатления от воздушных боев, от гибели военных летчиков. В картине на первый план выступают акт свершившегося возмездия, поражение зла и вера в окончательную победу.

Слайд 9

Кукрыниксы
Крылов П. Н., Куприянов М. В.
«Бегство фашистов из Новгорода»
1944-1946

Художники, объединившиеся в творческий

Кукрыниксы Крылов П. Н., Куприянов М. В. «Бегство фашистов из Новгорода» 1944-1946
коллектив "Кукрыниксы" еще в 1920-е годы, с начала войны участвовали в создании сатирических плакатов и листовок, а с 1943 года неоднократно выезжали на фронты.
В 1944 Кукрыниксы приехали в освобожденный Советской Армией Новгород, который был оккупирован почти 2,5 года. Страшная картина варварского разрушения предстала перед ними. Израненный, с выбоинами от снарядов стоял Собор Новгородской Софии. Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в ХI веке, на протяжении столетий являлся духовным центром Новгородской республики и одним из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Утвердить незыблемость и вечность творений русского зодчества, бессмертность великой культуры — такую задачу поставили перед собой художники, приступая к созданию картины.
В центре картины высится исполненный трагической красоты собор, рисунок силуэта его чист и ясен. Кругом пылает огонь, по дороге бегут фашисты.

Холст, масло. 200 х 300

Слайд 10

Пименов Ю.И.
«Прифронтовая дорога»
1944
Холст, масло. 100 х 123

Во время Великой Отечественной войны Пименов

Пименов Ю.И. «Прифронтовая дорога» 1944 Холст, масло. 100 х 123 Во время
принимал участие в работе "Окон ТАСС". Картина "Фронтовая дорога" – одна из многочисленных работ, созданных за год до окончания войны. В ней художник использовал тот творческий метод, который найден был им в середине 1930-х и о чем свидетельствует его картина "Новая Москва" (1937). Художник строит композицию таким образом, что зритель как бы внезапно въезжает на дорогу и перед ним открывается широкая панорама разграбленного и разрушенного в результате фашистского нашествия города. Вместе с девушкой-водителем и ее спутником он ощущает сопричастность происходящему. Юрий Пименов умеет с необыкновенной зоркостью угадать душу времени, уловить его могучий пульс и романтическое начало.

Слайд 11

Соколов-Скаля П. П.
«Штурм Севастополя»
1944-1947
Холст, масло. 317 х 494,5

Картина была показана в 1948 году на

Соколов-Скаля П. П. «Штурм Севастополя» 1944-1947 Холст, масло. 317 х 494,5 Картина
«Всесоюзной художественной выставке», посвященной 30-летию Вооруженных сил и открывшейся в Москве в залах Музея им. А. С. Пушкина. Художник получил за нее Государственную премию 3-й степени. Картина являет собой один из образцов батального жанра в советском искусстве, который в данном случае смыкается с жанром историческим, так как изображает исторически достоверное событие. В картине запечатлен решающий момент битвы, пафос одного из ключевых моментов Великой Отечественной войны — освобождения Севастополя от захватчиков.

Слайд 12

Налбандян Д. А.
На Крымской конференции
1945
Холст, масло. 74,5 x 120

4–11 февраля 1945 года в Крыму

Налбандян Д. А. На Крымской конференции 1945 Холст, масло. 74,5 x 120
проходила встреча глав трех стран антигитлеровской коалиции – Великобритании, СССР и США, посвященная установлению послевоенного мирового порядка. Она состоялась в Ливадийском дворце города Ялты и получила название Крымской (Ялтинской) конференции. Изображены участники конференции: председатель СНК СССР Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1879–1953), премьер-министр Англии Черчилль Уинстон Леонард (1874–1965), президент США Рузвельт Франклин Делано (1882–1945), народный комиссар иностранных дел СССР Молотов Вячеслав Михайлович (1890–1986), посол СССР в Англии Майский Иван Михайлович (1884–1975), министр иностранных дел Англии Иден Энтони (1897–1977), государственный секретарь США Стеттиниус Эдвард (1900–1949) и посол США в СССР Гарриман Уильям Аверелл (1891–1986).

Слайд 13

Раевская-Рутковская В. А.
«Награжденный медалью»
1945
Холст, масло. 94,3 х 115

Дормидонтов Н. И.
«Срочный заказ для фронта»
1942
Холст, масло. 66 х

Раевская-Рутковская В. А. «Награжденный медалью» 1945 Холст, масло. 94,3 х 115 Дормидонтов
86

Слайд 14

Пименов Ю.И.
«Осенняя станция»
1945
Холст, масло. 106 x 141

Военные испытания (1941–1945) сильно повлияли на творчество Пименова;

Пименов Ю.И. «Осенняя станция» 1945 Холст, масло. 106 x 141 Военные испытания
художник-лирик поменял свою светлую жизнерадостную гамму 1930-х годов на суровую палитру тяжелых военных будней. Он создал множество драматических женских образов, которые складываются в лирически-патетическую поэму о русской женщине.
Картина «Осенняя станция» наиболее полно отразила сложные переживания автора на пороге войны и мира. Обычный жизненный эпизод, усиленный эмоционально тонкими психологическими нотами, особенно трепетно передает волнующую тему возвращения домой из эвакуации, к мирной жизни; сдержанный оптимизм и веру на возрождение страны. Почти монохромная колористическая гамма, достоверность деталей— серые узлы, бутылка молока в мешке за спиной, мокрая платформа, припорошенная снегом решетка — только подчеркивают возвышенность и монументальность женского образа — словно она олицетворяет жизнеутверждающую силу победившего народа, надежду на счастливое будущее.

Слайд 15

Котов П. И.
«Портрет Г.К. Жукова»
1945
Холст, масло. 109 х 90

Жуков Георгий Константинович (1896–1974) — советский

Котов П. И. «Портрет Г.К. Жукова» 1945 Холст, масло. 109 х 90
военачальник, Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза (1939, 1944, 1945, 1956). Заместитель Народного комиссара обороны СССР и заместитель Верховного главнокомандующего (с 1942). Главнокомандующий группой советских войск в Германии и главнокомандующий Советской администрацией (1945–1946). Герой Монгольской Народной Республики.
Котов представил конкретный образ, являющийся своего рода художественным документом. К сожалению, в литературе ничего не говорится об обстоятельствах создания портрета Г. К. Жукова. Возможно, это связано с тем, что с марта 1946 прославленный маршал был отстранен от должности заместителя министра Вооруженных сил СССР и Главнокомандующего Сухопутными войсками Одесского, а двумя годами спустя — Уральского военного округа.

Слайд 16

Невежин Ф. И.
«Русский солдат»
1947
Холст, масло. 205 х 165,5

Образ русского солдата, который спасает немецкую девочку

Невежин Ф. И. «Русский солдат» 1947 Холст, масло. 205 х 165,5 Образ
во время уличных боев в Берлине, стал пропагандистским символом гуманизма Советской армии. Самым известным его воплощением является монумент воину-освободителю в берлинском Трептов-парке (Treptover Рark). Скульптор Евгений Вучетич работал над ним в те же годы, что и Федор Невежин над своей картиной.

Слайд 17

Пластов А. А.
«Фашист пролетел»
1947
Холст, масло. 134,5 х 181

Мочальский Д. К.
«Берлин. Рейхстаг»
1945
Холст, масло. 18,5 х

Пластов А. А. «Фашист пролетел» 1947 Холст, масло. 134,5 х 181 Мочальский
24,7

Слайд 18

Фролова-Багреева Л. Ф.
«Возвращение (Светлое утро)»
1948
Холст, масло. 110,5 x 91,5

В соответствии с канонами соцреализма картина

Фролова-Багреева Л. Ф. «Возвращение (Светлое утро)» 1948 Холст, масло. 110,5 x 91,5
построена по принципу рассказа, и современники могли прочитать ее, как открытую книгу. На полу — небрежно и торопливо раскрытый чемодан, офицерский китель с боевыми орденами висит на спинке стула: перед зрителем возвращение героя-победителя, его первое утро дома. Позади все тяготы жизни в блокадном Ленинграде, и теперь сам город встречает своего освободителя широкой светлой панорамой реки Невы в открытых окнах. В типовой сюжет вплетена личная история художницы: она и сама пережила ленинградскую блокаду, а ее муж был офицером Балтийского флота.

Слайд 19

Чтобы дать емкий образ пережитого страной, художник обращается к плакатному композиционному решению,

Чтобы дать емкий образ пережитого страной, художник обращается к плакатному композиционному решению,
точно выверенному линейному ритму, совмещает несколько разномасштабных сюжетов. Увиденный в действительности эпизод он выстраивает как отражение важного исторического события. Фигура на первом плане наполняется аллегорическим смыслом — Родина-мать, провожающая на фронт своих сыновей. Широкая диагональ дороги, которая разделяет на планы пространство картины, усиливая динамическую выразительность композиции, одновременно является символом движения к победе и будущей мирной жизни.

Дейнека А. А.
«Народ в Великой Отечественной войне»
1948
Холст, масло. 200 х 300

Слайд 20

Герасимов А. М.
«Портрет К. Е. Ворошилова»
1948
Холст, масло. 153 х 123

Ворошилов Климент Ефремович (1881-1969) –

Герасимов А. М. «Портрет К. Е. Ворошилова» 1948 Холст, масло. 153 х
советский государственный, партийный и военный деятель. Маршал СССР (с 1935).

Слайд 21

Коржев Г. М.
«Следы войны»
1965
Холст, масло

Коржев Г. М.
«Проводы»
1967

Холст, масло. 174 x 231

Коржев Г. М. «Следы войны» 1965 Холст, масло Коржев Г. М. «Проводы»

Слайд 22

Коржев Г. М.
«Старые раны»
1967

Герои Коржева уже немолодые люди, прожившие свою жизнь отнюдь

Коржев Г. М. «Старые раны» 1967 Герои Коржева уже немолодые люди, прожившие
нелегко. Именно в эти годы в творчестве художника сформировался мужской тип рабочего, солдата, крестьянина. Это немолодой человек, с несколько суровым взглядом, всем обликом воплощающий надежную силу, который скорее умрет, чем обманет или предаст. Истоками этих образов для Коржева стали человеческие драмы его современников, прошедших войну, предельный достоверный, надрывающий сердце жизненный опыт бывших фронтовиков, многим из которых, подобно человеку – герою картины, выпала на долю горькая радость попытаться начать жить заново. Автору удалось воссоздать эпическую поэму о героизме и самоотверженности народа.

Холст, масло. 200 х 209

Слайд 23

Графика


Фитингоф Г.П.
За водой на Неву
Эскиз. 1942
Бумага, акварель, белила. 42,8 х 35,1

Поход за водой на замерзшие

Графика Фитингоф Г.П. За водой на Неву Эскиз. 1942 Бумага, акварель, белила.
реки и каналы – один из самых распространенных сюжетов в искусстве блокадного Ленинграда. Трагедия современного благоустроенного города, разом утратившего черты цивилизации, отразилась в многочисленных свидетельствах очевидцев, в том числе в рисунках и акварелях Фитингофа.

Слайд 24

Белуха Е. Д.
«Воздушная тревога»
1942
Бумага, соус. 40 х 49,5

Борискович В. Г.
«В районе Шлиссельбурга. Небо войны»
1943
Бумага, тушь, кисть, растушевка. 32,1

Белуха Е. Д. «Воздушная тревога» 1942 Бумага, соус. 40 х 49,5 Борискович
х 42,2

Слайд 25

Зенькович В. В.
«Медаль за оборону Ленинграда»
1945
Бумага, гуашь, уголь. 49,9 х 40,3

Луганский П. И.
«Старшина Храпов»
1942
Бумага, тушь, сепия. 30,7

Зенькович В. В. «Медаль за оборону Ленинграда» 1945 Бумага, гуашь, уголь. 49,9
х 21,5

Слайд 26

Быльев-Протопопов Н. М.
«У Медного всадника зимой. На Неву за водой»
Из серии „Блокадные рисунки“. 1941–1942.

Быльев-Протопопов Н. М. «У Медного всадника зимой. На Неву за водой» Из
1941–1942

Баррикады, люди, бредущие за водой на Неву мимо памятника Петру I („Медный всадник“), зашитого досками, – история, запечатленная в рисунках одного из очевидцев блокадного Ленинграда. Трагический контраст между закрытым памятником и ослабевшими, изможденными, но не сдающимися людьми является характерным штрихом этого времени.

Бумага, гуашь, белила, акварель. 32,2 х 45,1

Слайд 27

Астапов И. С.
«Разведчик Ф.М. Хорошавин»
1942
Бумага, графитный карандаш. 31 х 21,9

Подпись на листе: Разведчик т.

Астапов И. С. «Разведчик Ф.М. Хорошавин» 1942 Бумага, графитный карандаш. 31 х
Хорошавин Федор Михайлович, 1918 рожд. Ленфронт. 17 апреля 1942 г.

Слайд 28

Маврина Т. А.
«Салют в Москве»
1944
Бумага, акварель, гуашь, белила, тушь. 14,4 х 10,1

Бобышов М. П.
«Москва салютует»
1945
Бумага, акварель, гуашь, тушь. 66,5 х 66,7

Маврина Т. А. «Салют в Москве» 1944 Бумага, акварель, гуашь, белила, тушь.

Слайд 29

Курдов В. И.
«Балтийцы»
1941-1944

Корецкий В. Б.
«Будь героем!»
1941

Серов Вл. А.
«Наше дело правое –
победа

Курдов В. И. «Балтийцы» 1941-1944 Корецкий В. Б. «Будь героем!» 1941 Серов
будет за нами»
1941

Плакаты