Влияние казахских мыслителей на развитие научно-педагогических взглядов. Дипломная работа

Содержание

Слайд 2

27.05.2021

МИНИСТЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АУЕЗОВА
КАФЕДРА: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

27.05.2021 МИНИСТЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АУЕЗОВА
И ПРАВА

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

презентация

Влияние казахских мыслителей на развитие
научно-педагогических взглядов личности

ЮМ 17-2к Гусенов Д.М.

Слайд 3

27.05.2021

Историю казахской философии можно разделить на три этапа:
предфилософия (с древнейших времен до IX века)

27.05.2021 Историю казахской философии можно разделить на три этапа: предфилософия (с древнейших
- отмечается
легко сформированное сознание
фактически философский период (с XI столетия и до кон. 
XIX века) - тут беспристрастное и индивидуальное четко
отличается на развитом во многих взглядах уровне сознания;
современный период (с нач. ХХ века) - выделяется оформленностью
в классицизм, влечением обхватить весь глобальный
историко-философский процесс, подзарядиться теоретико-
методологическим багажом, социокультурными ценностями и
все это обратить на овладение фактически национальной
философии в ее всеобщих и особых моментах;

Слайд 4

Абу Насыр аль-Фараби (872-950)

27.05.2021

Одним из выдающихся просветителей Средневековья,
наставником, был уроженец Казахстана Абу

Абу Насыр аль-Фараби (872-950) 27.05.2021 Одним из выдающихся просветителей Средневековья, наставником, был
Насыр аль-Фараби.
Ученый-энциклопедист родился в городе Фараб (Отрар). Начальное
воспитание получил в своем городе, впоследствии учился в городах
Центральной Азии – Шаше (Ташкенте), Самарканде и Бухаре.
Впоследствии изучал азы наук в ряде мегаполисов Персии
(Рей (Тегеран), Исфахан, Хамадан) и арабского мира (Дамаск,
Багдад, Халеб (Алеппо), Каир). Аль-Фараби акклиматизировал
несколько стилей (арабский, греческий, фарси, древнесирийский). Ученый и философ оставил после себя около 160 трудов, таковых
как «Трактат о взглядах жителей добродетельного города»,
«Книга о достижении счастья», «Слово о классификации наук»,
«Большая книга музыки», «Указание путей счастья», «Гражданская
политика» и т.д.

Слайд 5

27.05.2021

Аль-Фараби требовал грамотеев быть исключительно чистосердечными
не пользоваться плодами научных исследований в корыстных

27.05.2021 Аль-Фараби требовал грамотеев быть исключительно чистосердечными не пользоваться плодами научных исследований
целях.
По его мнению, стопроцентный ученый кроме изучения познаний является
высоконравственным эталоном подражания всем прочим гражданам общества. Гениальный ученый Казахстана, академик Акжан Машани написал об
аль-Фараби следующее: «Он представляется энциклопедистом раннего
Средневековья, известным комментатором Аристотеля, Платона и прочих 
философов Классического мира… Такие известные ученые, как аль-Бируни,
Авиценна и прочие, его (аль-Фараби) полагают своим учителем-наставником».
Великий ученый похоронен в Дамаске.

«… вынужден являться юным и скромным, располагать превосходным здоровьем, являться
высоконравственным и воспитанным, принципиальным, отдаленным от плутоватости и обмана…
с почтением относиться к людям от науки». Аль-Фараби

Слайд 6

27.05.2021

Хожа Ахмед Яссауи (1093-1166)

В одном ряду с великим Аль-Фараби, стоит и Хожа

27.05.2021 Хожа Ахмед Яссауи (1093-1166) В одном ряду с великим Аль-Фараби, стоит
Ахмед Яссауи,
оказавший огромное влияние на становление и формирование казахской,
а тогда еще степной духовности, он дал большой толчок развитию новых
морально-нравственных отношений, образованию нового культурного
облика личности.
Полное его имя «Кул Ходжа (Господин) Ахмад ибн Ибрагим ибн Махмуд
ибн Ифьтар Ясави». По разной информации Ясави прожил 73года, 85лет
и 125лет.

Слайд 7

27.05.2021

Основным духовным воспитателем Ясави был легендарный правитель
Арслан-Баб. После его кончины Ясави

27.05.2021 Основным духовным воспитателем Ясави был легендарный правитель Арслан-Баб. После его кончины
переехал в Бухару, закончил курс
суфийского учения, заработал право изъяснять «пути к постижению истины».
Сторонники суфизма, а Ясави был суфием (они одевали жесткие шерстяные
плащи-суфы) свое предназначение видели в служении «истинной вере» –
тарикату, некоторый по своему идейному направлению был сходен с 
общенародным изображениям о справедливом устройстве мира. Знаменитому
суфию, отдавшему себя Богу, принадлежит творение «Диван-и-хикмет»
(-араб.«Книга мудрости») писатель открывает основы суфизма, взывает к
согласию человека с природой и прочими людьми, обучает людей
существовать душа в душу со своей совестью, обучает добру, правильности
и веротерпимости. ощущая и беспокоясь, размышляет и заботится о будущем
народов, о внутреннем пребыванье правителей и духовном облике
публичных деятелей, решавших судьбы людей.

«Проповеди Яссауи о справедливости, высоконравственном очищении и улучшении человека отыскали отзыв в
душе земледельца и кочевника, степняка и горожанина, торговца и ремесленника…»

Слайд 8

27.05.2021

Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551)

Очередным ослепительным адептом духовной и культурно-нравственной
интеллигенции того времени,

27.05.2021 Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) Очередным ослепительным адептом духовной и культурно-нравственной интеллигенции
оказавшим громадное воздействие на
формирование единой народности и нового формата личности, человека –
образованного, культурного и нравственно богатого стал Мухаммед Хайдар Дулати.
Мухаммад Хайдар Дулати – гениальный ученый, сфера интересов которого
включала историю, географию, этнографию, военное дело. Кроме всего этого
он был профессиональным полководцем, дважды он покорял Кашмир и
неизменно отражал атаки своих врагов. В его замечательный труд «Тарих-и Рашиди»
вошли сведения об стадиях развития Казахского ханства. Дулати показал себя в качестве неустрашимого воителя и опытного руководителя.
только в спокойное время ему предоставилась возможность оставить военное дело
и заняться написанием своих трудов, которые оказали огромное влияние, стали
основой и фундаментом образования культурной степи, воспитанию нравственности.

Слайд 9

27.05.2021

Сказатели и певцы, акыны и жырау, батыры и ханы - все они

27.05.2021 Сказатели и певцы, акыны и жырау, батыры и ханы - все
на
разных уровнях в силу своего таланта и ума мыслили и, рассуждали
о свойствах объективного мира, человеке и человеческих
взаимоотношениях и внесли определенный вклад в философскую
традицию народа. Однако они не могли создать в силу объективных
обстоятельств развитое философское учение, хотя и выразили основную
тенденцию общественного развития своей эпохи. Элементами этого
учения выступили:
- характеристика некоторых сторон знания;
- основы свободомыслия;
- деистические и пантеистические взгляды;
- гуманизм;
этические вопросы;
- политика права и философские рассуждения о государстве, обществе,
значении человеческой личности.

Слайд 10

27.05.2021

В богатой истории и великой культуре казахского народа
и современного Казахстана особенное

27.05.2021 В богатой истории и великой культуре казахского народа и современного Казахстана
место закреплено
за тремя выдающимися деятелями, заложившими базы
прогрессивной внутренней жизни народа – гениальный
ученый и путешественник
Шокан Уалиханов (1835 – 1865),
поэт-мыслитель Абай Кунанбаев (1845 – 1904) и
педагог-просветитель, писатель
Ибрай Алтынсарин (1841 – 1889)
На просторах огромной Степи они никогда не встречались, впрочем были современниками. Любой из них трудился на своем поприще, закладывая зерна грядущего формирования своего народа.

Слайд 11

27.05.2021

Ибрай Алтынсарин (1841-1889)

Велика важность школы в жизни любого человека. Школа выковывает
душу

27.05.2021 Ибрай Алтынсарин (1841-1889) Велика важность школы в жизни любого человека. Школа
и понимание ребенка, приносит актуальные ориентиры и ценности.
И счастлив человек, жизнедеятельность которого началась в хорошей
школе, главы и учителя которой разумеют ценность и значимость своей работы. Ибраю Алтынсарину повезло. Он, учился, собственно, именно в такой школе.
Первая в местности и некоторое время единственная школа для казахских детей,
она создавалась для вполне практических целей – подготовки переводчиков
и делопроизводителей окрестной администрации, ради облегчения
взаимодействия с казахским населением. Но принципы и особенности данной
школы достойны специального внимания. В школу брались дети не столько лучших сословий (биев, султанов, старшин),
однако и простых казахов, что особенно оговаривалось в инструкции к
Положению о школах.

Слайд 12

27.05.2021

«нужно, если возможно, приспособляться к их [воспитанников] манеру жизни в степи»…

В Положении

27.05.2021 «нужно, если возможно, приспособляться к их [воспитанников] манеру жизни в степи»…
о школе указывалось, что «нужно, если возможно, приспособляться
к их [воспитанников] манеру жизни в степи», а вдобавок одевать их в единообразную,
однако привычную для них одежду особенно оговаривались высоконравственные особенности персонала школы Изучение не только русского, но также татарского языка, как языка мусульманского
Вероучения. Внутреннее воспитание в традиционной для казахов мусульманской религии,
при этом рвение администрации защитить учеников от узкого религиозного
фанатизма порядком назначения толковых и проверенных вероучителей.
Преподавательские убеждения Ы. Алтынсарина представили серьезную важность
в истории формирования образования, в различных аспектах они не теряют своего
значения и по сей день. Их учения препровождают собой целую и уникальную
преподавательскую систему, в которой отыскали отблеск некоторые преподавательские
проблемы, были введены в употребления наиглавнейшие определения
общепедагогические, дидактические, и методические наглядности в преподавании,
эксперимент и наблюдение. В своей просветительской педагогической
деятельности Ы. Алтынсарин уделяет большее почтение обучению
высоконравственных основ
личности индивидуально для каждого воспитанника. Он не отклоняет ислам,
он не против изучения исламу, однако религия соответственна
согласовываться с наукой и техникой и способствовать
Высоконравственному обучению молодежи.

Слайд 13

27.05.2021

Шокан Уалиханов (1835-1865)

Огромным вкладом в развитие просветительной идеи преподавателей Казахстана
второй половины

27.05.2021 Шокан Уалиханов (1835-1865) Огромным вкладом в развитие просветительной идеи преподавателей Казахстана
XIX столетия являются работы Ш. Уалиханова о том, как
сохранить цивилизацию в новых условиях, что необходимо выработать для ее
внутреннего возрождения, реформации и главное постепенного приобщения к
высотам мировой цивилизации. Шокан Уалиханов был крупной личностью XIX века, гениальный казахский
педагог-просветитель и главное философ-реформатор, а просвещение
представлялось одной из важнейших политических идеологий того времени,
опорой философии и культуры, зарождавшейся накануне капиталистических
отношений. Будучи патриотом, он постоянно устремлялся защищать права
казахского народа, веровал в его многознаменательное будущее и связывал его
с просвещением. Уалиханов разгневанно возражал против злоупотреблений
колониальных властей, монаршей власти в национальных окраинах.
Ученый утверждал, что общественный прогресс, заранее всего, содержится в повышении материального благополучия народа, совершенствовании
экономического положения людей. Рассматривая исходную тему с
просветительских позиций, он писал: "Для хорошего роста и развития
народа нужны прежде всего вольность и знание…
Выходит, что прежде надо учить".

Слайд 14

27.05.2021

Педагог- такое призвание, призыв ,внутренние постижение того, что это твой путь

Педагогическая активность Ш.

27.05.2021 Педагог- такое призвание, призыв ,внутренние постижение того, что это твой путь
Уалиханова абсолютно пропитана борьбой против мракобесия, невежества,
религиозного фанатизма, стремлением присоединить казахский народ к передовой русской и мировой культуре.
Главная мета высоконравственных эталонов Ш. Уалиханова состоит в борьбе против общественного и
нравственного зла в казахском этносе, в осуждении «дикой» и ложной нравственности, местной власти, царских
чиновников, практического использования ими для достижения личных политических целей нравственных
соображений «справедливость», «долг», «совесть» и др. , в борьбе против благочестивой морали, превращающей
человека в раба божьего, призванного беспременно страдать и терпеть. Согласно Ш. Уалиханову, исключительно
знания и просвещение дают человеку силы и являются великим орудием в борьбе за просвещение и благосостояние
народа. Только образование может вывести казахский народ на путь независимого и нравственного совершенства.
Нравственно-этические позиции Ш. Уалиханова являются теоретико-методологическим основой формирования
основ учения высоконравственного воспитания подростков Казахстана. На ряду с другими просветителями-
демократами (такими как: Алтынсарин, А. Кунанбаев) были заложены основные положения о
закономерностях,принципах, целях, задачах, содержании, формах, способах и средствах
вырабатывания нравственного облика личности. В своих взорах на высоконравственное
формирование подростков казахские просветители опирались
на принципы гуманизма, демократии, патриотизма, интернационализма,
оптимизма, обучения в труде.

Слайд 15

27.05.2021

Ш. Уалиханов жестко и прямо выступал против имперских колониальных, а также местных

27.05.2021 Ш. Уалиханов жестко и прямо выступал против имперских колониальных, а также
властей,
творивших произвол в казахской степи. В работе «Записки о судебной реформе» Ш. Уалиханов, сразу
поставил вопрос о сущности и целях, на которые ровняются реформы,с их экономической и социальной
стороны, он активно защищает интересы и основные чаяния народных масс, резко высказывает мысль о
том, что любые, даже самые мелкие реформы должны учитывать «насущные нужды народа», он горит
идеей, что «полезны те реформы, которые способствуют улучшению быта человека».
Идеи Шокана Уалиханова о неотвратимости процесса просвещения, образования, науки для полноценного
духовного и морального развития народа, его активная деятельность в этом направлении были
весьма успешными и прогрессивными. Они имели отмеченное благотворное влияние на
общее развитие общественной мысли в Казахстане.

Слайд 16

27.05.2021

Абай Кунанбаев (1845-1904)

Кроме великого казахского деятеля культуры и педагога-просветителя Ш. Уалиханова, значимый

27.05.2021 Абай Кунанбаев (1845-1904) Кроме великого казахского деятеля культуры и педагога-просветителя Ш.
и
увесистый вклад в культуру личности, в становление личности и образование степи, а также в формирование
современной казахской культуры внес великий казахский поэт Абай.

Лироэпическое творчество Абая неотъемлемо от его преподавательских взглядов.
О необходимости изучения произведений Абая с позиции их воспитательного
значения впервые заговорил М. Ауэзов «Возьмем назидания Абая о человечности,
писал он. – Промежду них есть немало таких, какие с огромным преуспеванием
явятся и для нашей действительности». Отбирая исторически-прогрессивное из наследия Абая и ставя его как отрасль
высоконравственного и эстетического воспитания учащихся, М. Ауэзов скореевсего
обращается к патриотическим и интернациональным темам творчества поэта.

Слайд 17

27.05.2021

В летописи казахской культуры Абай получил почтенное место, обогатив казахское стихотворчество
свежими размерами и рифмами. Он ввел новые поэтичные формы: восьмистишья, шестистишья и другие. Абаем сотворено

27.05.2021 В летописи казахской культуры Абай получил почтенное место, обогатив казахское стихотворчество
около 170 стихотворений и 56 переводов, сочинены поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер»). Абай был вдобавок профессиональным и уникальным композитором. Им создано близ двух десятков 
мелодий, которые знамениты и в наши дни. Некоторые свои лирические стихи Абай Кунанбаев переложил
 на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок очей моих», адаптация М. Петровых)
стала всенародной. Абай Кунанбаев оказал большое воздействие на нарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию 
конца XIX − нач. XX веков. Так, главы движения Алаш-Орда принимали Абая как своего духовного 
предтечу, как духовного предводителя ренессанса казахской нации. Алихан Букейханов стал основным 
биографом Абая. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» — некролог казахского общенародного
стихотворцав связи с характеристикой его творчества был выпущен в газете 
«Семипалатинский листок» в 1905 году.
Впоследствии с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки 
Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела высочайшего 
русского географического общества» в 1907 году.

Слайд 18

27.05.2021

Огромное влияние на становление личности имеют «Слова назидания» Абая.
По своей роли слова имеют

27.05.2021 Огромное влияние на становление личности имеют «Слова назидания» Абая. По своей
место наравне с подобными произведениями классической педагогики как
«Эмиль или о воспитании» Ж. Руссо, «Воспитание джентльмена» Дж. Локка, «Великая дидактика» Я. Коменского,
«Педагогическая поэма» А. Макаренко, «Труд в его психическом и воспитательском значениях» К. В собственном фундаментальном труде «Слова назидания» или «Гаклия», что означает «Знание», Абай рассуждает
о своей незыблемой вере в истинность познаний, о великой силе, которая таится в знания, даже веру в творца он
отождествляет с верой в истину, то есть напрямую отождествляет ее с наукой. верховным проявлением божества
в всякой личности он признает незыблемость веры в науку, в знания. В 13 слове данного труда он пишет:
«Другие веруют, черпая сведения из книг… Данным людям спрашивается особая верность к объекту своей
веры, верность духа, чтобы выдержать пред искусами тысяч соблазнителей и снести даже
пред лицом опасности четвертования и даже смерти. Это есть «таклиди иман». Пояснительным
примером данных выражений Абая служит естественнонаучная заслуга
Дж. Бруно, Н. Коперника, Г. Галилея и многих др.

Слайд 19

27.05.2021

Сегодня в  Казахстане  продолжается реализация программной статьи Президента Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее:

27.05.2021 Сегодня в Казахстане продолжается реализация программной статьи Президента Н.А.Назарбаева «Взгляд в
модернизация общественного сознания».

В ней четко указано, чтобы стать развитым конкурентоспособным
государством, мы должны стать высокообразованной нацией, чтобы наши
дети были адаптированы к современной жизни. И в этом развитии
ключевую роль играет самопознание,
саморазвитие, стремление каждого казахстанца понять смысл  жизни, спросить
себя: а что я делаю для развития моей Родины? Какой вклад я могу внести для
процветания страны? Что надо сделать для того, чтобы во всем мире  воцарился
мир, и не было бы войн и насилия?
Программная статья Президента «Рухани жангыру» - это стратегия духовного
развития граждан. Формирование  новой модели сознания и мышления казахстанцев ее основная задача. Но эти  цели не возможно достичь, не учитывая достижения прошлого в области педагогики.

Н. Назарбаев

Слайд 20

27.05.2021

М.Жумабаев писал, что «общество лишь тогда способно
ставить и решать масштабные национальные

27.05.2021 М.Жумабаев писал, что «общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные
задачи, когда
у него есть общая система нравственных ориентиров».
В современном мире, во времена преобразований
социальной и духовной жизни общества, педагогические
поиски М. Жумабаева привлекают своей актуальностью.
Придавая большое значение воспитанию подрастающего
поколения, М.Жумабаев важнейшую роль отводит роли
гуманного учителя в прогрессивном развитии современного
общества. Эта идея актуальна для современного
отечественного  образования, в котором одной из главных
задач общества и государства является воспитание,
социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного,
творческого, инициативного, компетентного гражданина
Казахстана. Способность сделать правильный выбор
требует наличие нравственных принципов и твердых
моральных убеждений, которые могут сформироваться у
человека в процессе сознательного стремления к
самосовершенствованию, закалки воли и характера,
поисков своего идеала.

М. Жумабаев

Слайд 21

27.05.2021

В "Педагогике" М.Жумабаев говорит о том, что человек должен любить человека, что

27.05.2021 В "Педагогике" М.Жумабаев говорит о том, что человек должен любить человека,
это одна из
существенных сторон образования и воспитания . 
Огромное место в работе педагога занимают вопросы воспитания. Придавая большое значение
физическому воспитанию подрастающего поколения, считал, что формирование гармонической,
всесторонне развитой личности невозможно без прочного нравственного стержня. Цель нравственного
воспитания педагог видит в выработке способности к нравственно – ориентированному мышлению
и деятельности. Способность сделать правильный выбор, утверждает педагог, требует наличие нравственных
принципов и твердых моральных убеждений, которые могут сформироваться у человека в процессе
сознательного стремления к самосовершенствованию, закалки воли и характера, поисков своего идеала.
Значительное место в работах  М.Жумабаева  занимают вопросы семейного воспитания. Он утверждает,
что на ребенка больше влияют не слова, а действия близких ему людей и в связи с этим в воспитании
детей большое значение имеет благополучная обстановка в семье, высокие моральные качества родителей.

Слайд 22

27.05.2021

Подготовил: студент 4 курса ЮКУ Гусенов Дамир (ЮМ 17-2к)

27.05.2021 Подготовил: студент 4 курса ЮКУ Гусенов Дамир (ЮМ 17-2к)
Имя файла: Влияние-казахских-мыслителей-на-развитие-научно-педагогических-взглядов.-Дипломная-работа.pptx
Количество просмотров: 55
Количество скачиваний: 0