Слайд 2Пиктография
Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и
людей, или различные предметы — лодку, дом и др. Мы видим, что всё наглядное находит отражение в пиктографии, отвлечённые понятия если и передаются, то трудно расшифровываются, а порою их и вовсе невозможно разгадать.
Слайд 3Глиняная табличка (туппиум)
Самые первые книги – это глиняные таблички, которые появились более пяти тысяч лет
назад в Месопотамии. Сочинения или летописи записывали на небольших глиняных табличках размером – 32 на 32 см и толщиной – 2,5 см. На мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом таблички сушили и обжигали в печах, как горшки, получался настоящий плоский кирпич. Из десятка, а иногда из сотни таких «страниц» создавались книги. Готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик – древнейший книжный переплёт. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей – своеобразный титульный лист
Слайд 4Бамбуковые книги
Писать на деревянных пластинах было нелегко, но еще труднее было их
изготовить. Для того, чтобы создать будущую книгу, необходимо было бамбуковые заготовки разрезать на коленца, а потом расщепить на тонкие полосы. Чтобы защитить древесину от загнивания и от всевозможных насекомых, её прогревали на костре. Вычищенные и высушенные тонкие пластинки бамбука соединяли по несколько штук с помощью металлических скоб. Китайская книга была похожа на современные раздвижные шторы. Позже стали использовать выструганные пластинки. Готовые к написанию полотна имели длину от 20 до 70 см и ширину 10-15 см. Для написания иероглифов китайцы применяли сок лакового дерева, из которого готовили специальные «чернила». «Тушь» получалась очень качественная и стойкая, допущенную ошибку можно было удалить, хорошенько поскоблив ножом.
Слайд 5Книга из воска
Выглядела восковая книга так: несколько табличек-дощечек, аккуратно выструганных в
середине, скреплялись шкурками через дырочки, проделанные в двух углах дощечки. Квадратную выемку каждой дощечки заполняли воском.
Первая и последняя дощечка не покрывались воском. Писали на такой книге стальной палочкой, имевшей название стиль. С одного конца она была острой, а с другого – закругленной. Острием писали по воску, а тупым сглаживали то, что не нужно.
Слайд 6«Книга из кожи»
Материал для письма стали изготавливать из овечьей или телячьей
шкуры. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали медными треугольниками, драгоценными камнями; книга закрывалась на застежки и замки, которые запирались
В библиотеках такие книги приковывали железными цепями к столбам, чтобы никто не мог их украсть.
Слайд 7Берестяная книга
Берестяные грамоты. Берёзовая кора – писчий материал не хуже любого другого.
Надо очистить будущую берёзовую «Страницу» от жёсткой коры, распрямить. Подсушить. Заострённойпалочкой (писалом) можно не спеша процарапывать буквы на бересте, а тупым концом палочки – писала нетрудно затереть случайную ошибку. Береста – довольно долговечный материал, особенно если хранится во влажной среде без доступа воздуха.
Слайд 8Бумажные рукописные книги
Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковиной восхищались
все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Первые рукописные книги на Руси появились в 10 веке. Книг было мало, стоили они дорого, и ценились на вес золота. Одну книгу можно было обменять на табун лошадей, стадо коров, на груду пышных собольих шуб. Дорогие книги были не только из-за своего убранства. Дорого ценился и огромный труд, вложенный в создание книги. Переписыванием книг занимались монахи. На переписывание одной книги иногда уходило несколько месяцев или даже лет.