Vostochnye_slavyane_Ryurikovichi

Содержание

Слайд 2

ПРАРОДИНА СЛАВЯН. ПРАСЛАВЯНЕ.

Индоевропейская языковая семья

сер. 2 тыс. до н.э.

Славянская языковая группа

Нижнее и

ПРАРОДИНА СЛАВЯН. ПРАСЛАВЯНЕ. Индоевропейская языковая семья сер. 2 тыс. до н.э. Славянская
среднее течение рек Одра,Висла,Днестр

Место расселения

Слайд 3

ГРУППЫ СЛАВЯН

Славяне, 4 в

западные

южные

восточные

Южные:
болгары, хорваты, боснийцы, черногорцы, сербы

Западные:
поляки,чехи, словаки,венгры

Восточные:
украинцы, белорусы,

ГРУППЫ СЛАВЯН Славяне, 4 в западные южные восточные Южные: болгары, хорваты, боснийцы,
русские

Слайд 4

СЕЛЕНИЯ

СЕЛЕНИЯ

Слайд 5

ИСТОЧНИКИ

«Повесть временных лет» XII в.
Монах Киево-Печерского монастыря Нестор – «отец русской истории»

ИСТОЧНИКИ «Повесть временных лет» XII в. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор – «отец русской истории»

Слайд 6

РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Согласно летописи «Повесть временных лет», восточные славяне расселились:
поляне -

РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Согласно летописи «Повесть временных лет», восточные славяне расселились: поляне
по берегам Днепра, недалеко от устья Десны главный город Киев;
Ильменские словене - на Ильмень-озере и р. Волхов , главный город Новгород
северяне - в бассейне рек Десна и Сейм;
радимичи - на верхних притоках Днепра;
древляне - по Припяти;
дреговичи - между Припятью и Западной Двиной;

Слайд 7

РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Слайд 8

ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН

Охота, - пушнина ( белка,куница, соболь) – высоко ценились при торговых

ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН Охота, - пушнина ( белка,куница, соболь) – высоко ценились при
обменах Рыболовство – селились по рекам Собирательство

Слайд 9

СЛАВЯНЕ РАННЕГО ВРЕМЕНИ

СЛАВЯНЕ РАННЕГО ВРЕМЕНИ

Слайд 10

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Подсечно-огневое – лесная зона ( соха)
Переложное – степная зона ( плуг)

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ Подсечно-огневое – лесная зона ( соха) Переложное – степная зона (
Двуполье, трехполье – 7-8 в.в.

Слайд 11

БОРТНИЧЕСТВО – СБОР МЕДА ДИКИХ ПЧЕЛ

колода

Воск, мед – статьи торгового обмена

БОРТНИЧЕСТВО – СБОР МЕДА ДИКИХ ПЧЕЛ колода Воск, мед – статьи торгового обмена

Слайд 12

РЕМЕСЛО

РЕМЕСЛО

Слайд 13

ТОРГОВЫЙ ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»

Новгород - Киев,
Балтийское море –

ТОРГОВЫЙ ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ» Новгород - Киев, Балтийское море –

река Нева -
Ладожское озеро,
река Волхов –
река Ловать –
волоковые пути".- верховья Днепра.

Слайд 14

ТОРГОВЛЯ

Иванов С. В. Торг в землях восточных славян

Славянские лодьи

ТОРГОВЛЯ Иванов С. В. Торг в землях восточных славян Славянские лодьи

Слайд 15

ТОРГОВЛЯ

ТОРГОВЛЯ

Слайд 16

СОСЕДИ СЛАВЯН

булгары

печенеги

хазары

Финно-угры - исконное население

Балты – северные территории

СОСЕДИ СЛАВЯН булгары печенеги хазары Финно-угры - исконное население Балты – северные территории

Слайд 17

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ( СОСЕДСКАЯ) ОБЩИНА

Союз племен

Племенной вождь - князь

Боевая дружина

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ( СОСЕДСКАЯ) ОБЩИНА Союз племен Племенной вождь - князь Боевая дружина

Слайд 18

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

род

старейшина

род

Совет старейшин

род

Кровная месть – обеспечение сохранности и выживания рода

Управление
Разрешение споров

Племя
Общеплеменные вопросы

Народное

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ род старейшина род Совет старейшин род Кровная месть – обеспечение
собрание
вече

Племенной вождь

Военный предводитель

Дань - плата за обеспечение безопасности

Слайд 19

СОЮЗЫ ПЛЕМЕН

Племенной вождь - князь

Защита
территории

Организация
военных
походов

Покорение соседних племен

Дань – как признание покорности

полюдье

СОЮЗЫ ПЛЕМЕН Племенной вождь - князь Защита территории Организация военных походов Покорение

Слайд 20

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

Теории

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
возникновения государства у восточных славян

Славянская (антинорманская)
Отрицается роль варягов в образовании Древнерусского государства и призвание их на княжение (М.В. Ломоносов, Б.А. Рыбаков)

Норманская
Древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян (Г.З. Байер, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв)

Центристская
Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов (А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва и другие)

Предпосылки образования Древнерусского государства

Слайд 21

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

Политические

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
объединения восточных славян

Славия
(Новгород)

Куявия
(Киев)

Артания
(Рязань, Чернигов)

Рюрик (862-879) – родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь.

Слайд 22

Возникновения Киевского государства В середине IX в. Возникла необходимость защиты территории вооруженными силами,

Возникновения Киевского государства В середине IX в. Возникла необходимость защиты территории вооруженными
а значит, появилась потребность в государственном аппарате. Волнения по поводу постоянных внешних вторжений продолжались, поэтому группа жителей направилась к варягам (русичам), из числа которых был избран правитель (князь, воевода) на землях русских. Таким образом, в Новгороде стали княжить Рюрики, впервые официально оформилась государственность на территории современной России.

Слайд 23

862 г. – Рюрик с дружиной
(Синеус, Трувор) были
приглашены на княжение

862 г. – Рюрик с дружиной (Синеус, Трувор) были приглашены на княжение
в
Новгород
866 г. – новгородская знать
во главе с мятежным
дружинником Вадимом
Храбрым попыталась
избавится от опеки Рюрика,
восстание было жестоко
подавлено варягами

Первые князья династии Рюриковичей

Слайд 24

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

КАРТА

Договоры

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
Олега с Византией (справка)

Слайд 25

Вещий Олег в 882 г. отправился в поход и захватил Киев, а также

Вещий Олег в 882 г. отправился в поход и захватил Киев, а
другие земли на пути «из варяг в греки» – образовалась единая территория Руси. Олег присоединил к Руси еще множество территорий посредством захвата либо мирного присоединения соседских земель. Он же и перенес столицу в Киев, благодаря чему Русь была названа Киевской, а все князья – «великими киевскими».
Окончательно оформилось Русское государство – Киевская Русь

Слайд 26

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

КАРТА

Полюдье

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
на Руси (справка)

Слайд 27

Полюдье – сезонный сбор дани князем

Кожи
Лошади
Рыба
Меха
Ремесленные изделия
Пиво, мед
Зерно
Мясо
Рабы-челядь
Воск
Гривны серебра
Лен, ткани

Принимать князя на

Полюдье – сезонный сбор дани князем Кожи Лошади Рыба Меха Ремесленные изделия
становищах и погостах
Наводить дороги и мосты
Строить и оснащать ладьи-моноксилы
(ткать для них паруса и т.д.)

ОБЯЗАННОСТИ
ДАННИКОВ

Д А Н Ь

Р А Б О Т Ы

Коллективное взаимодействие

Содержание
семьи и дружины

Обмен
торговля

запас

Слайд 28

Походы Игоря 913-944 гг.

Походы Игоря 913-944 гг.

Слайд 29

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

КАРТА

Налоговая

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
реформа княгини Ольги (справка)

Слайд 30

Полюдье – объезд князей с дружиной подвластных земель, племен для сбора дани.
Погосты

Полюдье – объезд князей с дружиной подвластных земель, племен для сбора дани.
– административные центры, созданные для сбора дани
Уроки – нормы определяющие размер дани
Заслуга княгини Ольги заключается в том, что она нормировала сбор дани (уроки) и заменила полюдье погостом.
Ольга – первая княгиня- христианка, после смерти Ольга (Елена) была канонизирована православной церковью

Слайд 31

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

КАРТА

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства КАРТА

Слайд 32

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

Усобица

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
после смерти Святослава (справка)

Слайд 33

Пантеизм, язычество

Боги добрые и злые

Обожествление и одушевление природы

Культ предков и природы

Необходимость добиться

Пантеизм, язычество Боги добрые и злые Обожествление и одушевление природы Культ предков
поддержки божественных сил

Взаимопроникновение с финским, балтским пантеоном богов

Земледельческий пантеон

Слайд 34

Религия славян - язычество

Даждьбог - бог Солнца, «податель всех благ».

Стрибог - бог

Религия славян - язычество Даждьбог - бог Солнца, «податель всех благ». Стрибог
ветра

Ярило – Яростный –
значит неукротимый,
яровать – неистовать, забываясь, идея плодородия, любви.

Белобог - один из верховных добрых богов древних славянских народов. Бог удачи и счастья. 

Слайд 35

Лада – мать богов, рожаница

Лада - покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских

Лада – мать богов, рожаница Лада - покровительница родов, женщин, детей, брака,
дел, пар, урожая, плодородия.  Богиня Земли.  

Леля  ( Весна) - Богиня девичьей любви, младшая Рожаница, покровительница влюбленных,  красоты, счастья.

Слайд 36

Перун – «тот, кто сильнее бьет», разящий бог грозы, грома, животворящий источник

Покровитель воинов

Перун – «тот, кто сильнее бьет», разящий бог грозы, грома, животворящий источник
.
Ему подвластны стихии природы –огонь, вода , дерево и камень.
Родоначальник небесного огня, который нисходя на землю, дает жизнь.
Перун был вооружен палицей, луком со стрелами (молнии это стрелы, которые метал бог), и топором. Топор считался одним из главных символов бога.  
Считался учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды.  
Лесной бык Тур - священное животное . Цветок - голубой ирис (шесть лилово - голубых лепестков, громовой знак)   Святилища Перуна устраивались под открытым небом. Они имели форму цветка.

Слайд 37

Макошь - Богиня, прядущая Нити Судеб – на Небе,
покровительница женских рукоделий

Макошь - Богиня, прядущая Нити Судеб – на Небе, покровительница женских рукоделий
- на Земле;
попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме.

Велес – покровитель домашнего скота и богатства, воплощение золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев…
Ему подчиняются все низшие духи.

Слайд 38

Сварог - Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Способствовал развитию знаний, подарил людям

Сварог - Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Способствовал развитию знаний, подарил
клещи и научил выплавлять медь и железо.
Сварог установил самые первые законы по которым каждому мужчине полагалось иметь только одну женщину, а женщине одного мужчину.  

Хорс - славянский бог Солнца – светила. Имя "Хорс" происходит от корня "хор", обозначает "круг", "окружность", что так же отражается его связь с солнцем.

Слайд 39

Духи и существа

 Овинник - главный в овине и сарае. Следит за скотиной, гривы

Духи и существа Овинник - главный в овине и сарае. Следит за
любимым лошадям расчесывает. Следит чтобы лиса малых утят и цыплят не утащила. Добрый дух.

Домовой - дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье

Банник, дух бани, стоящей  вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами - попросту опасен. По этой причине верующие люди  считают баню - символ, казалось бы, чистоты - "нечистой"

Слайд 40

Берегини  живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов, предсказывают

Берегини живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов, предсказывают
будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и  упавших в воду.  

  Водяной дедушка - хозяин вод.

 Лесовик-леший живет в лесной чащобе. Он умеет оборачиваться, является в виде   дряхлого старика, либо   дерева, медведя. Иногда он кричит в лесу и пугает людей. Леший   -волчий и медвежий пастух, ему  подчиняются все звери в лесу. Он охраняет лес и лесных  зверей, потому его опасаются лесорубы и охотники. 

Слайд 41

Волхвы. кудесники.

В.Васнецов.
Вещий Олег и волхв.

  По В. Далю: «Волхв, волх

Волхвы. кудесники. В.Васнецов. Вещий Олег и волхв. По В. Далю: «Волхв, волх
(стар.) — мудрец, звездочет, астролог: «Волховать, волошить» — «волшебничать, волшебствовать, колдовать, чаровать, кудесить, знахарить, гадать, ворожить, ведьмовать, заговаривать, напускать, шептать». Он знает прошлое и будущее, властен над стихиями («снимает» Луну), «портит», насылает несчастья и болезни или, напротив, оберегает, избавляет от порчи и колдовства. 

Слайд 42

Капища. Идолы

Капища. Идолы

Слайд 43

980 г.– религиозная
реформа.
Владимир
пытается создать
общерусский
языческий пантеон
богов во

980 г.– религиозная реформа. Владимир пытается создать общерусский языческий пантеон богов во
главе с
Перуном.
В пантеон также
входили: Даждьбог,
Стрибог, Велес.
Провал реформы

Слайд 44

Причины религиозных реформ:
Идеологические пережитки язычества не могли быть совместимы с централизованной властью

Причины религиозных реформ: Идеологические пережитки язычества не могли быть совместимы с централизованной
и порождали сепаратизм
Язычество мешало стабилизации феодальных отношений
Язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы

Слайд 45

Причины религиозных реформ:
4) Требовалась новая
идеология,
утверждающая
отношения
господства и подчинения
5) Монотеизм

Причины религиозных реформ: 4) Требовалась новая идеология, утверждающая отношения господства и подчинения
укреплял
авторитет личной
княжеской власти

Слайд 46

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

Слайд 47

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

1)

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
Необходимость укрепления власти киевского князя 2) Оправдание социального неравенства 3) Необходимость приобщения Руси к общеевропейским ценностям

1) Укрепило государство и власть князя 2) Повысило международный авторитет Руси 3) Способствовало приобщению Руси к византийской культуре

Слайд 48

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

Усобица

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
после смерти Владимира Святославича (справка)

Слайд 49

До 1068 г. Ярославичи правили Русской землей совместно.
1068 г. – половцы нанесли

До 1068 г. Ярославичи правили Русской землей совместно. 1068 г. – половцы
серьезное поражение русским князьям.
Изяслав отказался вооружить киевлян
восстание в Киеве великий князь Всеслав, полоцкий князь. Изяслав предпринял попытку захватить власть, недолго княжил в Киеве.
1073 г. – великий князь Святослав (вскоре умер). Изяслав вернулся, 1078 г. погиб от руки Олега Святославича.
1078 – 1093 гг. – великий князь Всеволод (младший сын Ярослава Мудрого), период его правления отличался относительной стабильностью на Руси.

Слайд 50

1093 г. – сын Всеволода Владимир Мономах уступил Киев двоюродному брату Святополку

1093 г. – сын Всеволода Владимир Мономах уступил Киев двоюродному брату Святополку
Изяславичу и отправился в Чернигов (Изяслав – старший Ярославич)
Усилилась междоусобная борьба между князьями – черниговским Олегом (сочувствовал половцам) и переяславским Владимиром Мономахом. Олег был разбит, клялся в повиновении.

Слайд 51

1097 г. в Любече собрался княжеский съезд.
Инициатор – Владимир Мономах (переяславский князь)
Состав:

1097 г. в Любече собрался княжеский съезд. Инициатор – Владимир Мономах (переяславский
Святополк Изяславич (Киев), Давыд Игоревич (Волынь), Василько Ростиславич (Теребовль, Галицкая земля), Олег Святославич
Цель: предотвращение усобиц, ослабляющих Землю русскую.

Слайд 52

Значение съезда в Любече (1097 г):
Пытаясь прекратить междоусобицы
князья приняли решение об

Значение съезда в Любече (1097 г): Пытаясь прекратить междоусобицы князья приняли решение
окончательном
распределении земель между наследниками,
тем самым “официально” закрепили
состояние феодальной раздробленности на
Руси.
РУСЬ СЧИТАЕТСЯ УЖЕ НЕ ЕДИНЫМ
ГОСУДАРСТВОМ, А СОВОКУПНОСТЬЮ
“ОТЧИН”, КОТОРЫМИ НАСЛЕДСТВЕННО
ВЛАДЕЛИ РАЗЛИЧНЫЕ ВЕТВИ КНЯЖЕСКОЙ
ДИНАСТИИ – РУСЬ УДЕЛЬНАЯ

Слайд 53

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

Ситуация

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
на Руси после смерти Ярослава Мудрого (справка)

Слайд 54

Реформы Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)

1) “Устав Владимира Всеволодовича”
улучшил положение простого народа, полузависимого

Реформы Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) 1) “Устав Владимира Всеволодовича” улучшил положение простого
населения
Ограничил произвол ростовщиков (не более 20 % в год)
2) Возглавил борьбу с половцами, обезопасив границы Руси
3) При Владимире Мономахе временно было восстановлено единство Руси и влияние киевского великокняжеского стола (грубой силой и хитростью)
4) Первый реформатор в истории Руси
5) Нарушив указ Ярослава Мудрого наследовал власть сыну Мстиславу
6) Автор “Поучения Владимира Мономаха своим детям”

Слайд 55

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

Слайд 56

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

Большинство

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
историков поддерживает идею о феодальном характере Древнерусского государства, т.к. развитие феодальных отношений IXв. было ведущей тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси.
В тоже время феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным.
В рамках Древнерусского государства шёл процесс зарождения и формирования раннефеодального общества.

Общественный
строй

Основные черты феодального строя (справка)

Слайд 57

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

Управление

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
Древнерусским государством

Особенности древнерусской раннефеодальной монархии (справка)

Слайд 58

Категории населения.
«Русская правда»

Категории населения. «Русская правда»

Слайд 59

Категории населения. «Русская правда»

Низшие сословия (справка)

Категории населения. «Русская правда» Низшие сословия (справка)

Слайд 60

Полузависимое население

Рядовичи — человек, заключивший определенный договор — ряд и обязанный выполнять

Полузависимое население Рядовичи — человек, заключивший определенный договор — ряд и обязанный
работу по этому договору.
Закупы —работавшие в хозяйстве феодала за «купу» — заем, имели свое хозяйство. Отработав долг, освобождались.

Слайд 61

Зависимое население

Холопы — категория зависимого населения в Древней Руси, известная с X

Зависимое население Холопы — категория зависимого населения в Древней Руси, известная с
в. Холопы были близки по положению к рабам. В XVII в. постепенно слились с крепостным крестьянством.
Киевская Русь (IX- сер.XII в.) не
знала крепостной зависимости крестьян!

Слайд 62

Смерды — общее название сельского населения Древней Руси.
Наймиты- свободные общинники работающие

Смерды — общее название сельского населения Древней Руси. Наймиты- свободные общинники работающие за плату. Свободные общинники
за плату.

Свободные общинники

Слайд 63

Категории населения. «Русская правда»

Обычное право восточных славян
Закон Русский
Княжеская судебная практика
Договоры Руси с

Категории населения. «Русская правда» Обычное право восточных славян Закон Русский Княжеская судебная
Византией

Краткая правда XIв.
Пространная правда XIIв.
Сокращённая правда XVв.

Правда Ярослава
Правда Ярославичей
Устав Владимира Мономаха
Ряд переработанных статей Пространной Правды

Русская правда (справка)

Слайд 65

Категории населения.
«Русская правда»

Характер народных выступлений

Категории населения. «Русская правда» Характер народных выступлений