Слайд 6Кадр из мультфильма «Случай с художником» Ю. Елисеев
Слайд 19Цитаты Хрущёва
«Что это за безобразие, что за уроды? Где автор?»
«Вы всё
чувствуете, что ходите в панталонах коротких? Нет, вы уже в штанах!»
«Вызывает ли это какое-нибудь чувство? Хочется плюнуть! Вот эти чувства вызывает».
Слайд 20Цитаты Хрущёва
«Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук
и то лучше нарисует! … Что это такое? Вы что – мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?»
«Запретить! Всё запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! Я говорю».
Слайд 21Цитаты Хрущёва
«И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и
в печати поклонников этого выкорчевать!»
«Кто им разрешил так писать, всех на лесоповал – пусть отработают деньги, которые на них затратило государство».
«Безобразие, что это, осёл хвостом писал или что?»
Слайд 22По окончанию выставки Никита Хрущёв заявил, что советскому народу такое искусство не нужно. На
следующий день в газете «Правда» появился доклад, который положил начало кампании против абстракционизма и формализма в Советском Союзе. Хрущёв даже потребовал исключить представленных в «Манеже» художников из Союза художников и из партии, но оказалось, что большинство из них ни там, ни там не состоят.
Слайд 23Осмотр картин Хрущевым сопровождался эпитетами “говно”, “дерьмо”, “мазня”. В картину Мечникова «Карьер»
он даже смачно плюнул, эту картину с отметкой плевка Мечников потом показывал в выставках за границей.
В западной прессе писали, что Хрущев доже срывал картины со стен.
Выставка, которая должна была открыть дорогу русскому послевоенному авангардизму, фактически стала его завершением. Уже на следующий день в газете “Правда” был опубликован разгромный доклад, давший начало полноценной кампании против абстракционизма и формализма в СССР.
Слайд 24Этот эпизод является одним из самых ярких в биографии Хрущёва, наряду со стучанием
ботинком по столу во время заседания Генеральной Ассамблеи ООН 12 октября 1960 года и другими неординарными проявлениями этой самобытной личности.
Не обошлось и без народных легенд и анекдотов. Так, в соответствии с одной из легенд, разгром выставки в Манеже начался после того, как проходивший по выставке Хрущёв на мраморной колонне увидел своё отражение, но подумал, что это очередное творение формалистов. Он зло выкрикнул: "А это что за жопа с ручками?!" Приглядевшись, понял, что это - его лицо, и сразу же ушел. В соответствии с легендой, именно этот инцидент и повлек столь жесткую критику формализма.
Слайд 25Одни скажут, что таков был характер этого противоречивого человека, другие утверждают, что
перед встречей с художниками лидера "накрутили". Третьи считают, что само приглашение авангардистов поучаствовать в этой выставке было продуманной провокацией. Но, так или иначе, это событие стало поворотным моментом в истории отечественной художественной школы второй половины ХХ века. Возможно, именно тем моментом, когда интеллигенция, приветствовавшая оттепель, поняла: послаблений не будет.
Слайд 26Эрнст Неизвестный был старше других участников, к тому же воевал. Так сложилось,
что впоследствии для многих он стал именно тем скульптором, которого обзывал Хрущев. Сам Неизвестный, кстати, не любил вспоминать о скандале. Но все же в разных интервью иногда говорил об этом событии. "Нас, художников, построили в ряд на верхней площадке перед лестницей. Но даже там были слышны вопли Никиты Сергеевича, вошедшего со свитой в здание. Когда он поравнялся с нами и спросил, кто главный, Ильичев почему-то указал в мою сторону. И Хрущев со всей мощью обрушился на меня", — вспоминал позже скульптор.
Слайд 27По словам Э. Неизвестного, когда Хрущев подошел к его работам, начался "настоящий
шабаш": "Хрущев кричал как резаный, что я проедаю народные деньги". Эрнст Неизвестный пытался объяснить генсеку, что тот не профессионал и в искусстве не разбирается. "Вокруг все тряслись от страха, — вспоминает скульптор. — А Хрущев, успокоившись, на прощание протянул мне руку: "Мне такие люди нравятся. В вас сидят ангел и дьявол. Имейте в виду, если победит дьявол, мы вас уничтожим!" Самым парадоксальным и невероятным итогом этого скандала стало, наверное, то, что именно Эрнст Неизвестный потом поставил на могиле Хрущева знаменитый черно-белый памятник.