Слайд 2Модернисты отстаивали особый дар художника, делали ставку на преображение мира средствами искусства.
Особая роль в этом принадлежала футуристам.
Слайд 3Футуризм – это течение в русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное
и нравственное наследие. Оно проповедовало разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Слайд 4Русские футуристы пытались по-новому осмыслить окружающий мир. Для них современный мир –
это движение, устремленность в будущее. Они буквально жили им. Идти в будущее - означало творить его.
Слайд 5Русские футуристы считали, что искусство – это важнейшее средство преобразования человека и
мира, созидания новой реальности.
Слайд 6Временем рождения футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический
сборник «Садок Судей», авторами которого были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский.
Слайд 8Вскоре эти поэты вместе с В. Маяковским и А. Крученых составили влиятельную
в этом течении группу «кубофутуристов».
Также заметными группами были «эгофутуристы» (И. Северянин, И. Игнатьев, В. Гнедов и др.) и объединение «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др.)
Слайд 9В 1912 году вышла первая декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу».
Слайд 10Молодые поэты (Бурлюк, Крученых, Маяковский, Хлебников) заявляли: «Только мы – лицо нашего
времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов… Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности…»
Слайд 11Эти эпатирующие публику тезисы, выражение «ненависти к существовавшему до них языку», презрения
к «Здравому смыслу» и «Хорошему вкусу» принесло поэтам скандальную славу и известность.
Слайд 12По размаху притязаний и по резкости выражения футуризм не знал себе равных.
Футуристы претендовали на вселенскую миссию : в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.
Слайд 13Футуризм делал установку на обновление поэтического языка. Футуристы не только обновили значения
многих слов, но и активно занимались словотворчеством, использовали в поэзии новые композиционные и даже графические эффекты.
Слайд 14Ими проводились эксперименты с фигурным расположением слов, использованием разноцветных и разномасштабных шрифтов,
расположением строчек «лесенкой» и т.п.
Слайд 15Футуристы не церемонились со словом. Отношение к слову как к конструктивному материалу
привело к возникновению многих неологизмов в поэзии, хотя дальше поэтического контекста эти слова не пошли: «могатырь», «лгавда», «будрецы», «творяне» (Хлебников); «огрезить», «ветропросвист», «грезэрка», «стоэкранно» (Северянин).