- Главная
- Литература
- 4. Серебр век Акмеизм
Содержание
- 2. Эпиграфы к уроку: Борьба между акмеизмом и символизмом…есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный,
- 3. АКМЕИЗМ АКМЕИЗМ – (от греч. слова «акме» - высшая сила чего – либо, цветущая сила) –
- 4. В «Башне» Вячеслава Иванова — литературном салоне, действовавшем в 1900 – х в Санкт-Петербурге на Таврической
- 5. "Гиперборе́й" - ежемесячник стихов и критики. Литературный сборник поэтов-акмеистов 1912—1913 гг. Всего было выпущено 10 номеров.
- 6. Борьба между акмеизмом и символизмом…есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес,
- 7. Акмеисты - «Цех поэтов» О.Мандельштам Анна Ахматова М.Зенкевич Сергей Городецкий Николай Гумилев Владимир. Нарбут «Нас всегда
- 8. Городецкий Сергей Митрофанович - поэт - родился в Петербурге в семье литератора-историографа. Образование получил на историко-филологическом
- 9. Михаил Александрович. Зенкевич родился в с. Николаевский городок Саратовской губ.. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Был
- 10. Анна Андреевна Ахматова А.А.Ахматова На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка, И серебряный месяц
- 11. Только детские книги читать, Только детские думы лелеять. Все большое далеко развеять, Из глубокой печали восстать.
- 12. Ему грациозная стройность и нега дана» И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится
- 13. Нарбут Владимир Иванович (1888 - 1938) — русский поэт и литературный деятель конца XIX — начала
- 14. Вывод Акмеисты отрицали мистические устремления символистов, провозглашая самоценность реальной земной жизни. Они призывали возвратить словам их
- 15. В новогоднюю ночь с 1911 на 1912 год на углу Итальянской и Михайловской площади в доме
- 16. Художник Сергей Судейкин расписал низкие своды – при входе со стен и потолка на посетителей глядели
- 17. В кабаре были установлены определенные правила посещения. Поэты, художники, артисты имели статус «действительных членов» или друзей
- 18. Прекрасные «коломбины» артистического кафе - «европеянки нежные»,- как говорил о них Осип Мандельштам – не раз
- 19. Завсегдатаи кафе Кто только не бывал в кафе?! Символисты: К. Бальмонт, Ф. Сологуб, А.Блок, Акмеисты: С.
- 21. Скачать презентацию
Слайд 2Эпиграфы к уроку:
Борьба между акмеизмом и символизмом…есть
прежде всего борьба
Эпиграфы к уроку:
Борьба между акмеизмом и символизмом…есть
прежде всего борьба
красочный, имеющий формы, вес, время..
С.Городецкий
Все, все мы, несмотря на декаденство, символизм, акмеизм и прочее, прежде всего русские поэты
Николай Гумилёв.
Слайд 3 АКМЕИЗМ
АКМЕИЗМ – (от греч. слова «акме» - высшая сила чего
АКМЕИЗМ
АКМЕИЗМ – (от греч. слова «акме» - высшая сила чего
«На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme — высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме.
Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм»
Николай Гумилев «Наследие символизма и акмеизм»
Михаил Кузмин. О прекрасной ясности.1910
Осип Мандельштам. "Утро акмеизма"
Сергей Городецкий. «Некоторые течения в современной
русской литературе»
Теоретики акмеизма
Слайд 4В «Башне» Вячеслава Иванова — литературном салоне, действовавшем в 1900 – х
В «Башне» Вячеслава Иванова — литературном салоне, действовавшем в 1900 – х
Знаменитая башня В.Иванова – квартира
на ул. Таврической на последнем этаже в
угловой башне
Л. Д. Зиновьева-Аннибал и Вяч. Иванов
Сомов К. А.
Портрет Вяч. Иванова (1906)
В октябре 1911 года слушатели «Башни» основали
новое литературное объединение “Цех поэтов”.
“Цех” был школой профессионального мастерства,
А руководителями его стали молодые поэты
Н.Гумилёв и С.Городецкий
Слайд 5
"Гиперборе́й" - ежемесячник стихов и критики. Литературный сборник поэтов-акмеистов 1912—1913 гг. Всего
"Гиперборе́й" - ежемесячник стихов и критики. Литературный сборник поэтов-акмеистов 1912—1913 гг. Всего
Название сборника относит нас к греческой мифологии. Гипербореями назвали людей, живущих в непрерывном празднике. Они были вечно юны и приближены к богам. Когда им надоедала жизнь, они бросались в море и таким образом умирали. Само название сборника есть декларация акмеизма. Строчки Василия Гиппиуса достаточно точно отражали атмосферу «Гипербоея»:
По пятницам в «Гиперборее»
Расцвет литературных роз.
И всех садов земных пестрее
По пятницам в «Гиперборее»
Как под жезлом волшебной феи,
Цветник прельстительный возрос.
По пятницам в «Гиперборее»
Расцвет литературных роз.
«Строить можно только во имя «трех измерений», так как они есть условие всякого зодчества... Строить — значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство. Хорошая стрела готической колокольни — злая, потому что весь ее смысл — уколоть небо, попрекнуть его тем, что оно пусто... Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, какие сами можем построить».
О. Мандельштам «Утро акмеизма», 1910.
Слайд 6
Борьба между акмеизмом и символизмом…есть прежде всего борьба
за этот мир, звучащий,
Борьба между акмеизмом и символизмом…есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий,
Константин Сомов.
Портрет М.А.Кузьмина.
1909
«На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme — высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме.
Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм»
Будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, - и вы найдёте секрет дивной вещи – «прекрасной ясности» - которую назвал бы я «кларизмом».
Михаил Кузмин. О прекрасной ясности.1910
Акмеисты сразу выступили единой группой. Название «Цех поэтов»
было дано в противовес символистам: никакой мистики и таинственности,
поэты – ремесленники, делающие мир зримым
Но камень Тютчева... есть слово. Голос материи в этом неожиданном паденье звучит как членораздельная речь. На этот вызов можно ответить только архитектурой. Акмеисты с благоговением поднимают таинственный тютчевский камень и кладут его в основу своего здания.
О.Мандельштам. "Утро акмеизма"
Основные положения акмеизма в трудах теоретиков
Слайд 7Акмеисты - «Цех поэтов»
О.Мандельштам
Анна Ахматова
М.Зенкевич
Сергей Городецкий
Николай Гумилев
Владимир. Нарбут
«Нас всегда было
Акмеисты - «Цех поэтов»
О.Мандельштам
Анна Ахматова
М.Зенкевич
Сергей Городецкий
Николай Гумилев
Владимир. Нарбут
«Нас всегда было
В 1910 году явно обозначился кризис
символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие - в акмеизм.
Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов - Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом - я сделалась акмеисткой
А.Ахматова «Коротко о себе»
АКМЕИЗМ – (от греч. слова «акме» - высшая сила чего – либо, цветущая сила) – второе литературное течение модернизма, генетически связанное с символизмом.
Слайд 8Городецкий Сергей Митрофанович - поэт - родился в Петербурге в семье
литератора-историографа.
Городецкий Сергей Митрофанович - поэт - родился в Петербурге в семье литератора-историографа.
Адам
Прости, пленительная влага
И первоздания туман!
В прозрачном ветре больше блага
Для сотворённых к жизни стран.
Просторен мир и многозвучен
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму он поручен,
Изобретателю имён.
Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн и ветхой мглы –
Вот первый подвиг, подвиг новый –
Живой земле пропеть хвалы.
С.М.Городецкий
«У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё.»
С.М.Городецкий. «Некоторые течения в современной русской литературе»
Слайд 9 Михаил Александрович. Зенкевич родился в с. Николаевский городок Саратовской губ.. Окончил
Михаил Александрович. Зенкевич родился в с. Николаевский городок Саратовской губ.. Окончил
Парным дождем мутились дали,
И медленней и тяжелей
С курлыканьем на луг спадали
Станицы взмокших журавлей.
Когда ж сошник свой врежет ярко
Пред ночью в тушь кровавый диск,
То кобчики меж сучьев парка
Визгливей поднимают писк.
И в сумерках пугливо-чуток
На лиловатой синеве
Шумливый спуск усталых уток
К болотной молодой траве.
(«Уже за хищной бороною...»)
В своем первом сборнике «Дикая порфира» М. Зенкевич обращается к доисторической жизни земли и человека.
В стихах Зенкевича звучат такие слова, в которых, по его выражению, «как бы застыла железная плоть земли».
М. Зенкевич
«Железная плоть земли» в поэзии М. Зенкевича
Слайд 10Анна Андреевна Ахматова
А.А.Ахматова
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц
Анна Андреевна Ахматова
А.А.Ахматова
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц
Над серебряным веком стыл…
А.Ахматова «Поэма без героя»
А.Л
Да, я любила их, те сборища ночные,-
На маленьком столе стаканы ледяные,
Над черным кофеем пахучий, зимний пар,
Камина красного тяжелый, зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.
5 января 1917, Слепнево
Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
1911
Слайд 11 Только детские книги читать, Только детские думы лелеять. Все большое далеко
Только детские книги читать, Только детские думы лелеять. Все большое далеко
Обложка сборника
стихов О.Мандельштама «Камень». 1913 г.
Башни, какие сами можем построить «Строить можно только во имя «трех измерений», так как они есть условие всякого зодчества... Строить - значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство. Хорошая стрела готической колокольни — злая, потому что весь ее смысл — уколоть небо, попрекнуть его тем, что оно пусто...». О. Мандельштам. «Утро акмеизма», 1910.
«Впоследствии, когда Мандельштам займет твердое место в противостоянии акмеистов символистам, основная контроверза его поэзии изобразится как утверждение "архитектуры" в противовес "музыке" (Л.Аннинский)
«Но люблю мою бедную землю,
Оттого, что иной не видал...»
Слайд 12Ему грациозная стройность и нега дана»
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым
Ему грациозная стройность и нега дана»
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот
Я знаю весёлые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ему грациозная стройность и нега дана,
Ты верить не хочешь во что – нибудь кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав...
Ты плачешь? Послушай… далёко на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ни шороха полночных далей,
Ни песен, что певала мать,
Мы никогда не понимали
Того, что стоило понять.
И, символ горнего величья,
Как некий благостный завет, -
высокое косноязычье
Тебе даруется, поэт.
Н.Гумилев. Восьмистишие
«Высокое косноязычье» Николая Гумилева
Николай Гумилев
Н.Гумилев в своей комнате. Фото 1915
Николай Степанович Гумилёв (1886-1921) родился в Кронштадте. Сын военно-морского инженера, он был воспитан в царскосельском лицее под крылом Иннокентия Анненского. Изучал философию в Петербургском университете и в Париже с 1907 по 1914-й.
Страсть к путешествиям
становится для Гумилёва мощным творческим стимулом: он ездит в Египет и Абиссинию,
Италию и Африку, испытывая глубокий интерес к Востоку, к экзотике дальних стран, к иным
языкам и племенам.
Уже в первом сборнике стихотворений «Путь конквистадоров» (Спб., 1905) очерчен
образ лирического героя Гумилева – одинокого завоевателя, путника, романтика.
Слайд 13
Нарбут Владимир Иванович (1888 - 1938) — русский поэт и литературный деятель
Нарбут Владимир Иванович (1888 - 1938) — русский поэт и литературный деятель
Зачем ты говоришь раной,
алеющей так тревожно?
Искусственные румяна и
локон неосторожный.
Мы разно поём о чуде,
но голосом человечьим,
если дано нам будет,
себя мы увековечим.
Протянешь полную чашу,
а я - не руку, а лапу.
Увидим: ангелы пашут,
и в бочках вынуты кляпы.
Слезами и чёрной кровью
сквозь пальцы брызжут на глыбы:
тужеет вымя коровье,
плодятся птицы и рыбы.
И ягоды соком зреют,
и радость полощет очи...
Под облаком, темя грея,
стоят мужик и рабочий.
И этот - в дырявой блузе,
и тот - в лаптях и ряднине:
рассказывают о пузе
по-русски и по-латыни.
В берёзах гниёт кладбище,
и снятся поля иные...
Ужели бессмертия ищем
мы, тихие и земные?
И сыростию тумана
ужели смыть невозможно
с проклятой жизни румяна
и весь наш позор осторожный?
1918, Москва
Нарбут В. И.
Нарбут несколько раз чудом уходил от смерти. Об одном из таких случаев внучка поэта
Т. Р. Нарбут пишет: «...На хутор Хохловка, где семья Нарбутов встречала Новый год (это было 1 января 1918 г.), ворвалась банда анархистов и учинила расправу. Отец Владимира Ивановича успел выскочить в окно и бежал, жена с двухлетним Романом спряталась под стол, а остальных буквально растерзали. Был убит брат Сергей и многие другие обитатели Хохловки. Владимира Ивановича тоже считали убитым. Всех свалили в хлев. Навоз не дал замёрзнуть тяжело раненному В. И. Нарбуту. На следующий день его нашли. Нина Ивановна (жена поэта) погрузила его на возок, завалила хламом и свезла в больницу. У него была прострелена кисть левой руки и на теле несколько штыковых ран, в том числе в области сердца. Из-за начавшейся гангрены кисть левой руки ампутировали». (В кн: Гусман Б., 100 поэтов, Тверь, 1923 )
Трагическая судьба
«Зачем ты говоришь раной…»
Слайд 14 Вывод
Акмеисты отрицали мистические устремления символистов, провозглашая самоценность реальной земной жизни.
Вывод
Акмеисты отрицали мистические устремления символистов, провозглашая самоценность реальной земной жизни.
Отстаивая эстетические принципы акмеизма, Гумилев обратился к описанию экзотических зверей и природы, Зенкевич - к доисторической жизни земли и человека, Владимир Нарбут - к быту, Анна Ахматова - к углубленным любовным переживаниям.
Слайд 15 В новогоднюю ночь с 1911 на 1912 год на углу Итальянской
В новогоднюю ночь с 1911 на 1912 год на углу Итальянской
Знаменитый Дом Жако в Петербурге, в подвале которого открылось кафе «Бродячая собака»
Артистическое кабаре «Бродячая собака»
Эмблема кабаре.
Рисунок М.Добужинского
Исторический вход в кафе
«Бродячая собака» . Фото 1992 г
Слайд 16 Художник Сергей Судейкин расписал низкие своды – при входе со стен
Художник Сергей Судейкин расписал низкие своды – при входе со стен
В.И.Шухаев, А.Е.Яковлев.
Автопортреты. (Арлекин и Пьеро)
Райская птица Сирин Середина ХIХ века. Неизвестный художник
Артистическое кафе
«Бродячая собака»
Слайд 17В кабаре были установлены определенные правила посещения. Поэты, художники, артисты имели статус
В кабаре были установлены определенные правила посещения. Поэты, художники, артисты имели статус
Программа вечера поэтов
1910 года в кафе.
С.Судейкин. Наша жизнь. Среди изображенных:
О.Глебова – Судейкина, М.Кузмин, С.Судейкин. 1915.
Артистическое кабаре «Бродячая собака»
Слайд 18
Прекрасные «коломбины» артистического кафе - «европеянки нежные»,- как говорил о них Осип
Прекрасные «коломбины» артистического кафе - «европеянки нежные»,- как говорил о них Осип
Натан Альтман.
Портрет Анны Ахматовой. 1914.
Русский музей Петербург.
Светская львица
Паллада Бельская
Тамара Карсавина жар – птица русского балета. Фото 1911
Слайд 19Завсегдатаи кафе
Кто только не бывал в кафе?!
Символисты: К. Бальмонт, Ф. Сологуб,
Завсегдатаи кафе
Кто только не бывал в кафе?!
Символисты: К. Бальмонт, Ф. Сологуб,
Акмеисты: С. Городецкий, Н. Гумилев, А.Ахматова.
Футуристы: В. Каменский, А. Крученых, В.Маяковский,
Д. Бурлюк, Б.Лившиц.
Писатели: А. Аверченко, М. Шагинян, Н. Л.Тэффи; Л. Андреев.
Художники – Н. Кульбин, Ю. Анненков, Н. Альтман, И. Билибин, М. Добужинский, А. Бенуа, Г. Верейский, К. Петров-Водкин; Музыканты: С. Прокофьев, Ю. Шапорин
Режиссеры: А.Таиров, М. Фокин, В. Мейерхольд, Е. Вахтангов,
Актеры: Л. Блок,, О. Судейкина, А. Коонен,
Балерина Т. Карсавина
Все закончилось на поэтическом «Вечере пяти» в феврале 1915 года. Заскучавший от выступлений собратьев В. Маяковский вышел на сцену и бросил в толпу свое стихотворение «Вам». Эффект был ошеломительным: истерики, обмороки, продолжительный женский визг. Прибыла полиция, кафе было закрыто и распродано
Футуристы А.Крученых,Д.Бурлюк,
В.Маяковский, Н.Бурлюк, Б.Лившиц
Встреча с художественным театром.1913