Автор : Литвин С.

Содержание

Слайд 2

Курс нынешней отечественной словесности это курс на массовость, на историю («story»), на

Курс нынешней отечественной словесности это курс на массовость, на историю («story»), на
приключения, на карнавальность… Для прозы последних лет характерен «журнализм», который выражается прежде всего в стилистике. Реалистическая тенденция отодвигает постмодернистскую. Успех книги в сетевой среде обеспечивается сходством с компьютерной игрой. Ориентация на образцы западной литературы вполне заметная сейчас тенденция – тенденция к универсализму, космополитизму.

Марина Петровна АБАШЕВА, д.ф.н., профессор ПГПУ (Пермь), член жюри Букеровского комитета – 2010

Слайд 3

Произошёл слом литературной парадигмы, начиная с идеологии и кончая внутренним устройством текста.

Произошёл слом литературной парадигмы, начиная с идеологии и кончая внутренним устройством текста.
У литературоведов есть свой круг авторов, который холим и лелеем, а читатель выбирает совсем другое. Интерес к определённым авторам сохраняется именно потому, что в их произведениях поднимаются общечеловеческие проблемы. Постмодернизм был игрой, игрушкой. Ныне на нашу жизнь влияют коммерческие проекты. Книга сегодня стала продуктом. Существует даже такой термин как «бизнес-роман». Литература создаётся под определённый формат, книга является товаром, получая прямую или косвенную пиар-поддержку. Многие книги читаются только потому, что они включены в определённую серию. Читателя интересуют обычные люди, поставленные судьбой в сложные рамки. Текст динамично-компьютерный останется, если насытится диалогами, реальным построением, детективной интригой. Но будет ли присутствовать глубина, философия, наши два традиционных вопроса «кто виноват?» и «что делать?» Современной литературе нужен баланс рассуждения и повествования. Большие по объёму тексты сегодня не востребованы. Читателя привлекают семейные саги, книги с мистической составляющей. Закончилась эпоха высокой моды, наступила пора литературы для повседневной носки. «Я не вижу возможностей и способов воспитания сегодняшнего читателя. Но я считаю, что такой читатель придёт, когда мы уйдём от коммерциализации».

Татьяна Михайловна КОЛЯДИЧ д.ф.н., профессор МПГУ (Москва)

Слайд 4

Приводит любопытные данные опроса «Что такое современная литература?»
«Современная литература – это

Приводит любопытные данные опроса «Что такое современная литература?» «Современная литература – это
отражение попыток человека уйти от одиночества и возвращение к нему». «Современная литература – это краеугольный камень непрофессионализма со скороспелостью, жаждой наживы». «Это прошлое, которое описали сейчас, поэтому часто она мне не интересна; это чужой опыт, мне нужно свой». «Современная литература больше разобщает, чем воспитывает; чтиво на один раз». «Это большая помойка, но и на ней иногда удаётся найти гениальные цветы жизни». «Только круглый дурак продолжает что-то понимать в современной литературе, а специалист давно уже утратил точное единообразно понятие её». «Современная литература – это попытка автора описать нашу сумбурную действительность, сдобрить нетривиальными героями с породистыми тараканами и приправить всё это извечными проблемами».

Мария Александровна ЧЕРНЯК – д.ф.н., профессор РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург)

Слайд 5

На развитие русской литературы в XXI веке будут оказывать влияние три основных

На развитие русской литературы в XXI веке будут оказывать влияние три основных
фактора: ПЕРВЫЙ ФАКТОР – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ. В России ежегодно выходит примерно 60 тысяч книг. Стоимость бумажных изданий растёт, трудности распространения и реализации увеличиваются. Бумажные книги не выдерживают конкуренции с доступными каждому бесплатными электронными копиями в Интернете. ВТОРОЙ ФАКТОР – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ Дальнейшее развитие интернета, приёмо-передающих, копирующих и считывающих устройств позволит иметь доступ к огромным источникам информации. Уже в ближайшем будущем литература будет существовать на электронных носителях, и с текстами читатель сможет ознакомиться всегда и везде. На смену печатным текстам приходят аудиокниги. Филологи уже отказались от разделения письменное и устное. Вместо «устного» говорят «звучащее» слово, «звучащая речь» и т. д. Звучащее слово – особый феномен. Оно обладает особыми свойствами и колоссальными возможностями, по сравнению с написанным

Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru/

Слайд 6

Книга будущего будет представлять собой сложное творение, содержащее текст, фотографии, видео, аудиозапись

Книга будущего будет представлять собой сложное творение, содержащее текст, фотографии, видео, аудиозапись
и компьютерные спецэффекты.
ТРЕТИЙ ФАКТОР – ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ Глобализация мира, с одной стороны, и потребительская идеология, с другой стороны, оказывают существенное влияние на облик потребителя современной литературы. Главное свойство человека ныне – быть потребителем. Поэтому книга всё более становится товаром и всё менее источником преображения. Чтобы быть воспринятой в мире, русская литература должна приспособиться к общемировым тенденциям и в то же время быть на уровне творений Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Антона Чехова. Именно с русской литературой ассоциируется великая русская культура. Но должен, наверное, произойти некий социальный катаклизм, чтобы люди вновь ощутили потребность в литературе, затрагивающей вечные вопросы бытия.

Слайд 7

Полагаю, что в современной литературе можно выделить условно ДВА ТРЕНДА: литература, которая

Полагаю, что в современной литературе можно выделить условно ДВА ТРЕНДА: литература, которая
предлагает не думать («отправь мозги в отпуск»), и литература, которая предлагает задуматься (даёт пищу для души и ума). Первая отчётливо ориентирована на развлекательность, отдых, усладу для читателя (потребителя). Эта литература – бизнес, или часть бизнеса! Основная цель представителей данной литературы – заработать! И они не стесняются это признать. ВТОРАЯ ТЕНДЕНЦИЯ – это литература духовного содержания (не путать с религиозной), которая предлагает задуматься над происходящим вокруг и в себе. Эта литература, если не полностью бескорыстна, то, во всяком случае, не является бизнесом, поскольку ставит своей целью не зарабатывание денег, а приобщение читателя к высшим идеалам человеческой культуры и образцам человеческой жизни. Огромное количество напечатанных книг ныне представляют ценность лишь как макулатура. А сколько усилий затрачено на их написание, издание, распространение!..

Слайд 8

Писатель С.Шаргунов

Писатель С.Шаргунов

Слайд 9

Сергей Александрович Шаргунов родился 12 мая 1980 года. Выпускник МГУ им. М.

Сергей Александрович Шаргунов родился 12 мая 1980 года. Выпускник МГУ им. М.
В. Ломоносова по специальности журналист-международник. Писатель. Автор нескольких книг прозы (“Таланты и Поклонова «).С 2000 года автор литературного журнала "Новый мир" как прозаик и критик. Лауреат независимой премии "Дебют" в номинации "Крупная проза". Лауреат государственной премии Москвы в области литературы и искусства.

Слайд 10

Российская газета: Когда вы решили писать? Было чье-то влияние? Сергей Шаргунов: Вырос

Российская газета: Когда вы решили писать? Было чье-то влияние? Сергей Шаргунов: Вырос
в семье священника и с детства читал и на русском, и на церковнославянском. Читать научился позднее, чем писать. Читать еще не умея, просто перерисовывал слова из книг, и каждое слово обводил в почтительную рамочку. Изначальное влечение к книгам и буквам... А первое стихотворение сочинил в два года - звонко проговорил из темноты: "В моем окне живет луна. Какая твердая она!". РГ: Кроме того, что у вас выходят книги, вы печатаетесь в толстых литературных журналах. У вас появлялись тексты в "Знамени", "Москве", "Континенте", "Вопросах литературы". Насколько это для вас важно? Шаргунов: Первым журналом, куда я пришел еще в девятнадцать, был "Новый мир". И мы вместе уже десять лет. В уходящем 2010-м в этом журнале напечатали повесть "Вась-Вась". А в феврале там же выйдет новая подборка рассказов. "Новый мир" - главный литературный толстяк, сохраняющий светлое равновесие. Хотелось бы, чтобы у него все было благополучно с легендарным помещением на Пушкинской площади, которое хотят умыкнуть. Также надеюсь на должную помощь толстым журналам со стороны государства. Журналы, хоть и лишились безумных советских тиражей, остаются анклавами культуры, оселками вкуса. Кстати, последнее время модный глянец стал все чаще обращаться к литературе. Дважды уже доводилось писать для специальных номеров "Сноба", и эти номера просто сметают! Вообще, то, чего не хватает читателю - очевидный пробел на рынке, - нужно издание, где современность оформления сочеталась бы с литературой (не обязательно только прозой - хорошей очеркистикой, архивными материалами, да и осмысливаемой актуальностью тоже).

Илья Толстой, "Российская газета" - Федеральный выпуск №5381 (5) от 14 января 2011 г. ИНТЕРВЬЮ с писателем

Слайд 11

Вы были в Чечне, во время войны Южной Осетии, в революционной Киргизии,

Вы были в Чечне, во время войны Южной Осетии, в революционной Киргизии,
видели потрясения. Насколько экстремальные опыты важны писателю? Шаргунов: Мне кажется, человеку полезно преодолевать страх, особенно для творчества. Это влияет не столь на сюжеты, сколь на интонацию. Разделяю точку зрения, что литература есть в первую очередь "приключение слов", но кроме, извините за выражение, "тезауруса" личность питают впечатления. Слабо верю, что аутичный, окуклившийся автор способен в наши дни создать что-то интересное. Совсем не обязательно горячая фактура пригодится, но опасные маршруты всегда словно бы овеяны тайнами бессмертия, и потом это незаметно переходит в атмосферу твоей прозы. Как говорил Пушкин: "Все, все, что гибелью грозит, / Для сердца смертного таит / Неизъяснимы наслажденья - / Бессмертья, может быть, залог!". Еще один аспект. Важен человек, волнует происходящее с Россией и вокруг нее, влечет история. Если угодно, называйте меня "народником". Социальность вернулась. Постмодерн сменило новое обращение к реализму, омолодившемуся через авангардные приемы. Люди изголодались по "правде жизни". Сейчас будут в цене романы о судьбе обычных людей - инженеров, офицеров, таксистов. На фоне филологической и гламурной глади - это тоже экстремальные вызовы.

Слайд 12

Вы следите за литературными премиями? Когда-то вы получили премию "Дебют" в номинации

Вы следите за литературными премиями? Когда-то вы получили премию "Дебют" в номинации
"большая проза". Как вам произведения последующих лауреатов? Что-то понравилось особенно? Шаргунов: Слежу, читаю. Могу выделить повесть "Салам тебе, Далгат!" Алисы Ганиевой. Странный рваный текст, взламывающий защитные пароли дагестанского мирка, спрятанного от посторонних глаз. Честная и острая литература одинаково важная как для самих жителей Кавказа, так и для всех остальных. Что еще можете посоветовать из современной литературы? Шаргунов: Без сомнений советую простой, жуткий и захватывающий роман "Елтышевы" Романа Сенчина: драма маленьких провинциальных русских людей, быт нынешней деревни. Я очень высокого мнения о том, как пишет Александр Терехов, роман "Каменный мост" опьянил так, что по сей час ощущаю присутствие частиц этой прозы у себя в крови - признак сильной литературы. У вас есть знакомые из литературного института? Бытует мнение, что невозможно научить человека писать. Вы согласны? Шаргунов: Почти никто из моих знакомых, учившихся в Литинституте, не стал дальше писать. Кстати, хочу сознаться, параллельно с поступлением в МГУ я поступил в Литинститут на поэзию на семинар к Олесе Николаевой, но предпочел все же стать журналистом-международником. Журфак не научит быть журналистом, Литинститут - писателем, однако даже на недоросле эти заведения оставят тонкий культурный слой, легкий загар "специальности". И еще. Справедливо Горький замечал: каждый человек в жизни может написать одну хорошую книгу, нужен просто к каждому подход...

Слайд 13

Писатель (?) Ирина Денежкина

Писатель (?) Ирина Денежкина

Слайд 14

Ирина Денежкина родилась в Екатеринбурге. Учится на факультете журналистики Екатеринбургского государственного университета.

Ирина Денежкина родилась в Екатеринбурге. Учится на факультете журналистики Екатеринбургского государственного университета.
По собственному признанию, писать начала рано, еще в школе переписывала для друзей сериал "Элен и ребята" в "чернушном стиле". Потом начала писать рассказы "для себя", стала давать их читать друзьям, которые порекомендовали ей поместить их в Интернете. И вскоре произведения 20-летней Денежкиной были номинированы на премию "Национальный бестселлер". В итоге дошла до финала, уступив только Александру Проханову с "Господином Гексогеном".
В 2002 году издательство "Лимбус-пресс" выпустило сборник рассказов Ирины Денежкиной "Дай мне!", после чего о ней заговорили как о "надежде современной литературы". Права на издание сборника приобретены издательствами "Random House" и "Simon and Sсhuster", скоро "Дай мне!" должен выйти в Англии, Америке, Германии, Италии...

Юная писательница Ирина Денежкина - Джоконда или Масяня русской литературы?

Слайд 15

Осмыслить сам факт появления Ирины ДенежкинойОсмыслить сам факт появления Ирины Денежкиной на

Осмыслить сам факт появления Ирины ДенежкинойОсмыслить сам факт появления Ирины Денежкиной на
литературной сцене достаточно непросто. В одном из интервью Эдуард ЛимоновОсмыслить сам факт появления Ирины Денежкиной на литературной сцене достаточно непросто. В одном из интервью Эдуард Лимонов назвал прозу юной писательницы "пубертатной". Мол, у многих издательств есть сейчас свои подростки, олицетворяющие молодость России: Денежкина - у "Лимбуса", Козлов - у "Ад Маргинем".
Это верно, но не вполне. Денежкина и К - это особый тип литературы нового времени, и нет никаких сомнений, что их проза и имена, как нечто исключительное, войдут в антологии и исследования русской литературы начала 21 века. Именно Денежкина, а потом и авторы собранной ею антологии, оказались джиннами, высвободившимися из бутылки практически уже не существующих норм современной литературы

Слайд 16

Новая реальность, новая книга Денежкиной - первая из серии "Герои моего времени".

Новая реальность, новая книга Денежкиной - первая из серии "Герои моего времени".
Из аннотации: "Теперь она звезда и пишет о том, что хорошо знает - о себе и о других звездах. А в целом, все то же самое - интимные подробности и "изящная" лексика". Как говорят нынче, книга обречена стать бестселлером. Герои времени Денежкиной: ШнуровНовая реальность, новая книга Денежкиной - первая из серии "Герои моего времени". Из аннотации: "Теперь она звезда и пишет о том, что хорошо знает - о себе и о других звездах. А в целом, все то же самое - интимные подробности и "изящная" лексика". Как говорят нынче, книга обречена стать бестселлером. Герои времени Денежкиной: Шнуров, подружка Аня и почему-то литератор Курицын. О том, каков их уровень интеллекта в бойком исполнении Ирины Денежкиной, умолчу. Вскоре появятся беседы с Децлом, футбольным комментатором Уткиным и художником Олегом Куликом. Но пока почитайте том первый. Почитайте, правда (я сознательно не касаюсь содержания...) - очень советую! Чтобы понять наше время, чтобы понять, что дальше так жить уже невозможно.

Слайд 17

Мотивированы ли для вас события рассказов?
Если рассказ — это художественная модель мира,

Мотивированы ли для вас события рассказов? Если рассказ — это художественная модель
то какие черты сегодняшней жизни эта модель отражает?
Можно ли выделить в рассказах элементы пародии?
Какими художественными приемами пользуется автор для описания героев, пространства,чувств ,событий ?
Как соотносится с пространством мир предметов, явлений ?
Какую роль играют в рассказе скорость, темп, характер движения сюжета ?
В чем вы видите сильные и слабые стороны рассказов ?

Задание к текстам этих авторов :

Имя файла: Автор-:-Литвин-С..pptx
Количество просмотров: 439
Количество скачиваний: 1