69891b2e3ab0ebd5e5a601f556bb7f29

Содержание

Слайд 2

Серебряный век

Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречий и

Серебряный век Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречий
поисков эпохи
Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов

Слайд 3

Серебряный век

Огромный интерес к поэзии – особенно к модернистским течениям:
символизм акмеизм футуризм

модернизм

Серебряный век Огромный интерес к поэзии – особенно к модернистским течениям: символизм акмеизм футуризм модернизм

Слайд 4

Символизм –

литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства

Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы
через символы

Слайд 5

Символ -

То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь

Символ - То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь
– символ мира (из словаря С. И. Ожегова)
В символизме: многозначное иносказание (в отличие от аллегории – однозначного иносказания): содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов
«Символ – окно в бесконечность»
(Ф. Сологуб)

Слайд 6

Истоки символизма: философия всеединства В.Соловьёва, его учение о Мировой Гармонии и Вечной

Истоки символизма: философия всеединства В.Соловьёва, его учение о Мировой Гармонии и Вечной
Женственности; учение Платона

Владимир Сергеевич Соловьёв

Платон (428-347 гг. до н.э.)

Слайд 7

Владимир Сергеевич Соловьёв

1853-1900

Владимир Сергеевич Соловьёв 1853-1900

Слайд 8

В.С.Соловьёв – выдающийся философ, поэт, переводчик. Предсказал многие художественные открытия и философские

В.С.Соловьёв – выдающийся философ, поэт, переводчик. Предсказал многие художественные открытия и философские идеи ХХ века
идеи ХХ века

Слайд 9

Идея всеединства В. Соловьёва

центральное место занимает абсолютная ценность Истины, Добра и

Идея всеединства В. Соловьёва центральное место занимает абсолютная ценность Истины, Добра и
Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы. Весь мир как система обусловлен всеединством, то есть Богом.
«Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» (В.С. Соловьёв "Оправдание Добра").

Слайд 10

«Положительное всеединство»

Истина

Добро

Красота

«Положительное всеединство» Истина Добро Красота

Слайд 11

Красота

«Красота спасёт мир»
Ф. М. Достоевский
Вера В. Соловьёва
в спасительную миссию КРАСОТЫ

Красота «Красота спасёт мир» Ф. М. Достоевский Вера В. Соловьёва в спасительную миссию КРАСОТЫ

Слайд 12

Облик «положительного всеединства»

Воплощение вечно-женственного начала
в мистических образах:
Душа Мира
Премудрость Божия
София

Облик «положительного всеединства» Воплощение вечно-женственного начала в мистических образах: Душа Мира Премудрость

Искусство – посредник в достижении «всеединства»

Слайд 14

Вечная Женственность

Вечная Женственность

Слайд 15

Вечная Женственность

Объект платонического культа и созерцательного любования

Действие, предполагающее ответное чувство

Вечная Женственность Объект платонического культа и созерцательного любования Действие, предполагающее ответное чувство

Слайд 16

Единственно верный путь поэзии – прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность:

Милый

Единственно верный путь поэзии – прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность:
друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искажённый
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете –
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
В. Соловьёв. 1892г.

Слайд 17

Последователи В. Соловьёва – поэты-символисты

Д. С. Мережковский

З. Н. Гиппиус

Последователи В. Соловьёва – поэты-символисты Д. С. Мережковский З. Н. Гиппиус

Слайд 18

Последователи В. Соловьёва – поэты-символисты

Ф. Сологуб

К. Бальмонт

Последователи В. Соловьёва – поэты-символисты Ф. Сологуб К. Бальмонт

Слайд 19

Последователь В. Соловьёва – поэт-символист

В. Я. Брюсов

Последователь В. Соловьёва – поэт-символист В. Я. Брюсов

Слайд 20

Три сборника стихов

«Русские символисты» (1894 г.)
(Ведущим автором был В. Брюсов)
Экзистенциальные
темы:
ЖИЗНЬ

Три сборника стихов «Русские символисты» (1894 г.) (Ведущим автором был В. Брюсов)
гражданские,
СМЕРТЬ социальные темы
БОГ

Слайд 21

Справка Экзистенциализм (философия существования) -

мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку

Справка Экзистенциализм (философия существования) - мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить
перед лицом надвигающихся исторических катастроф.
Человек несёт ответственность за всё совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».

Слайд 22

Главный принцип эстетики «старших символистов» московского крыла -

«искусство для искусства»:
«Создания искусства

Главный принцип эстетики «старших символистов» московского крыла - «искусство для искусства»: «Создания
– приотворённые двери в вечность»
«Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов»
В. Я. Брюсов
Одно из знаковых стихотворений - «Творчество»

Слайд 23

Особенности эстетики «старших символистов» петербургского крыла:

Религиозно-философские поиски
В поэзии – мотивы одиночества, безысходности,

Особенности эстетики «старших символистов» петербургского крыла: Религиозно-философские поиски В поэзии – мотивы
роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий:
Я – раб моих таинственных,
Необычайных снов…
Но для речей единственных
Не знаю здешних слов…
З. Гиппиус

Слайд 24

«Младосимволисты» (1900-е годы)

Андрей Белый (Борис Бугаев)
Вячеслав Иванов
Александр Блок

«Младосимволисты» (1900-е годы) Андрей Белый (Борис Бугаев) Вячеслав Иванов Александр Блок

Слайд 25

Андрей Белый

Андрей Белый

Слайд 26

Вячеслав Иванов

Вячеслав Иванов

Слайд 27

Александр Блок

Александр Блок

Слайд 28

Особенности эстетики «младосимволистов»

Творчество и жизнь поэта – элементы грандиозного художественного произведения, космического

Особенности эстетики «младосимволистов» Творчество и жизнь поэта – элементы грандиозного художественного произведения,
процесса
Значение имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни, а реальный мир второстепенен, но несёт в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей.

Слайд 29

Особенности эстетики «младосимволистов»

Почувствовать эти вечные сущности способен лишь поэт-теург
Язык новой поэзии –

Особенности эстетики «младосимволистов» Почувствовать эти вечные сущности способен лишь поэт-теург Язык новой
язык символов:
«Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении. Он многолик, многомыслен и всегда тёмен в последней глубине»
Вячеслав Иванов

Слайд 30

Особенности эстетики «младосимволистов»

«Взаимное соприкосновение искусства и религии», стремление «приблизиться к Мировой Душе»

Особенности эстетики «младосимволистов» «Взаимное соприкосновение искусства и религии», стремление «приблизиться к Мировой
(А. Белый)
Вера в обновление мира
Тема России – одна из главных в их творчестве
Уход в мистику; наиболее яркий мистический образ – Вечная Женственность

Слайд 31

Значение символизма

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий
Символисты придали слову невиданную ранее

Значение символизма Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий Символисты придали слову
многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов
Поэзия символизма очень музыкальна, богата аллитерациями и ассонансами

Слайд 32

Значение символизма

Символизм попытался создать новую философию культуры, новое мировоззрение, сделать искусство более

Значение символизма Символизм попытался создать новую философию культуры, новое мировоззрение, сделать искусство
личностным, наполнить его новым содержанием - сделать искусство объединяющим людей началом