Александр Довженко

Содержание

Слайд 2

Александр Довженко родился 30 августа (11 сентября по новому стилю) 1894 года 

В

Александр Довженко родился 30 августа (11 сентября по новому стилю) 1894 года
1911 году Александр Довженко поступил в Глуховский учительский институт (ныне Глуховский национальный педагогический университет имени Александра Довженко), но не потому, что стремился стать учителем, а потому, что имел право сдавать туда экзамены, да и стипендия там была 120 рублей в год.

Слайд 3

В 1914 году Довженко окончил институт и был направлен в Житомирское начальное

В 1914 году Довженко окончил институт и был направлен в Житомирское начальное
училище, где ввиду нехватки учителей он преподаёт природоведение, гимнастику, географию, физику, историю, рисование.

В 1926 году Довженко почувствовал неодолимую тягу к кино и поехал в Одессу - приобщаться к производству фильмов. По собственному признанию, он не имел ни малейшего представления о профессии, которая впоследствии стала делом его жизни, но был исполнен энтузиазма и веры в важность "нового искусства" для масс.

Слайд 4

Уже в первой своей картине «Звенигора» (1928) режиссер пытается соотнести ритмы социальной

Уже в первой своей картине «Звенигора» (1928) режиссер пытается соотнести ритмы социальной
и естественной жизни народа

 На волне огромного успеха этого фильма он создает "Арсенал" (1928) и "Землю" (1929). Отношение властей к этим бесспорно выдающимся работам было уже не столь единодушным: к Довженко прочно пристал ярлык "украинского националиста". Но давление партийной цензуры в те годы было еще терпимо, и Довженко снимает "Иван" (1932), "Аэроград" (1935), "Щорс" (1939). Затем были неудачные, изуродованные цензурой "Мичурин" (1949) и "Прощай, Америка!" (1951). 

Слайд 5

Феномен Довженко - гениального режиссера, блистательного сценариста и прозаика, талантливого художника и

Феномен Довженко - гениального режиссера, блистательного сценариста и прозаика, талантливого художника и
графика, кажется, уже изучен досконально и, все-таки, таит немало белых пятен. Довженко и сам запутывал своих исследователей, уверяя, что секрет успеха его фильмов в том, что всех своих героев, включая детей и стариков, он пишет с себя и своих ближайших родственников (что, отчасти, было правдой). Одно не подлежит сомнению: его творчество вызрело из устного наследия его предков, восточно-украинских крестьян, испокон веков живших вдоль Десны. Потомок землепашцев, Довженко страстно любил природу. Лучшие романтические страницы его творчества посвящены земле-кормилице.

Слайд 6

Наивысшей в своем творчестве гармонии и силы достигает Довженко в последнем немом

Наивысшей в своем творчестве гармонии и силы достигает Довженко в последнем немом
фильме «Земля» (1930), как бы спрессовавшем в традиционном для тех лет сюжете об убийстве кулаками молодого сельского активиста весь опыт мировой культуры. Пафос сотворчества человека с природой, действия по ее законам, а не насилие над ней, определили внутреннюю гармонию фильма и отказ от монтажной эстетики. В споре между старым и новым в «Земле» безоговорочно побеждало вечное. Именно в «Земле» с максимальной полнотой воплотились идеалы Довженко, которые, совершенно очевидно, расходились с государственными.

Слайд 7

В 1934 Александр Довженко покидает Украину, спасаясь от волны репрессий против национальной

В 1934 Александр Довженко покидает Украину, спасаясь от волны репрессий против национальной
интеллигенции, и находит в Москве приют и покровительство Сталина, намеревающегося сделать Довженко придворным художником. По его личному указанию Довженко создал миф о герое Гражданской войны Щорсе в одноименном фильме.

Слайд 8

Именно в период работы над «Щорсом» сценарий Довженко из краткого монтажного плана

Именно в период работы над «Щорсом» сценарий Довженко из краткого монтажного плана
превращается в самостоятельное литературное произведение, существующее параллельно с фильмом. Литературе отныне более всего доверяет Довженко самые сокровенные мысли и чувства, особенно после того, как жестокому разгрому Сталина подвергся сценарий «Украина в огне» (1943). Страх перед угрозой гибели целого народа, вновь обострившийся в те дни у Довженко, вызвал к жизни сценарий о трагедии народа, брошенного в первые недели войны на произвол судьбы.

Слайд 9

Дальнейшие кинематографические замыслы Александра Петровича Довженко либо пресекались, либо безжалостно искажались, как

Дальнейшие кинематографические замыслы Александра Петровича Довженко либо пресекались, либо безжалостно искажались, как
это произошло с замечательно поэтичной «Жизнью в цвету» (1946-47), превращенной в канонический историко-биографический опус «Мичурин» (1949). Основное внимание в эти годы Довженко уделяет работе над эпохальным замыслом национального романа «Золотые ворота». Эта работа дала толчок к созданию сценария о строительстве Каховского водохранилища «Поэма о море» (1936), где внутренняя борьба Довженко с самим собой достигает предельной и неразрешимой остроты: идеал и реальность взаимно отторгают друг друга.

Слайд 10

Премии и награды
1934 — приз МКФ в Венеции, фильм «Иван»;
1941 — Сталинская

Премии и награды 1934 — приз МКФ в Венеции, фильм «Иван»; 1941
премия I степени за фильм «Щорс» (1939);
1949 — Сталинская премия II степени за фильм «Мичурин» (1948);
1959 — Ленинская премия за литературный сценарий «Поэма о море» (посмертно);
1943 — Орден Красного Знамени.