Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869)

Содержание

Слайд 2

«Великий учитель музыкальной правды» М.П.Мусоргский

«Великий учитель музыкальной правды» М.П.Мусоргский

Слайд 4

Александр Сергеевич Даргомыжский
Родился в селе Троицком Белевского уезда Тульской губернии. русский композитор, чьё

Александр Сергеевич Даргомыжский Родился в селе Троицком Белевского уезда Тульской губернии. русский
творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством М. Глинки и «Могучей кучки», Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.

Слайд 5

Маленький Саша воспитывался в интеллигентной дворянской семье. Родители – мать - Мария

Маленький Саша воспитывался в интеллигентной дворянской семье. Родители – мать - Мария
Борисовна, отец Сергей Николаевич . В семье было шестеро детей, все они унаследовали от матери любовь к искусству.

Слайд 6

В 10-летнем возрасте сочиняет небольшие пьесы и романсы. К 18-ти годам –

В 10-летнем возрасте сочиняет небольшие пьесы и романсы. К 18-ти годам –
автор многих сочинений для ф-но

Слайд 7

1835 год – встреча с М.И. Глинкой

Глинка старался помочь Даргомыжскому как

1835 год – встреча с М.И. Глинкой Глинка старался помочь Даргомыжскому как
можно лучше овладеть композиторским мастерством.

Изучив музыкально- теоретические предметы и под впечатлением оперы « Иван Сусанин» М. Глинки , Даргомыжский начинает работать над первой оперой «Эсмеральда»

Слайд 8

В 1844 году Даргомыжский уезжает за границу, знакомится с музыкантами, композиторами.
По

В 1844 году Даргомыжский уезжает за границу, знакомится с музыкантами, композиторами. По
возвращении на родину начинается серьёзная подготовка к опере « Русалка».
Наступила пора художественной зрелости. Известность композитора всё возрастала.

Слайд 9

Молодой князь и дочь мельника Наташа полюбили друг друга. В одном из

Молодой князь и дочь мельника Наташа полюбили друг друга. В одном из
свиданий князь сообщает о предстоящей свадьбе со знатной девушкой, хотя Наташа вскоре должна стать матерью. В отчаянии она бросается в воды Днепра. На свадьбе князя неожиданно раздаётся голос Наташи.
Прошло 12 лет, князь несчастен с княгиней. На берегу Днепра встречает Мельника, который от горя лишился рассудка. Мельник рассказал, что Наташа стала русалкой и у неё дочка. Русалки заманивают князя в воду
и приносят мёртвоё тело князя к ногам своей царицы. Так русалка отомстила за обманутую девушку Наташу»

Опера «Русалка»

Слайд 10

Опера в четырех действиях (шести картинах) Либретто по драматической поэме А. С. Пушкина

Опера в четырех действиях (шести картинах) Либретто по драматической поэме А. С.
написано А. С. Даргомыжским.
Действующие   лица: Князь  -  тенор Княгиня   -  меццо-сопрано Мельник  -  бас Наташа, его дочь, потом Русалка  -  сопрано Ольга, сирота, преданная Княгине  -  сопрано Сват  -  баритон Русалочка, 12 лет Бояре, боярыни, охотники, крестьяне, крестьянки и русалки.

Слайд 11

Опера «Русалка»
Ф. Шаляпин в роли Мельника

Опера «Русалка» Ф. Шаляпин в роли Мельника

Слайд 12

Опера «Каменный гость»

Последнее сочинение Даргомыжского, которое он не успел завершить, - "Каменный

Опера «Каменный гость» Последнее сочинение Даргомыжского, которое он не успел завершить, -
гость" (1866-1869 гг.).

Композитор вновь обратился к творчеству великого русского поэта: опера написана на полный драматический текст пьесы А. С. Пушкина.

Даргомыжский создал в этом произведении выразительный декламационный стиль - каждое слово отражено в музыке.

В опере почти нет замкнутых номеров - получилось цельное музыкально драматическое действие.

Необычность сочинения вызвала горячие споры в обществе. "Каменный гость" - экспериментальная опера, которая открыла новые пути в развитии жанра.

Слайд 13

Творчество

Александр Даргомыжский продолжает создание русской музыкальной классики (после Глинки), но его творчество

Творчество Александр Даргомыжский продолжает создание русской музыкальной классики (после Глинки), но его
отличается своими особенностями.

Его внимание было направлено не на героическую линию, а на конкретного, простого человека, на его переживания, страдания.

Художники стремились выявить пороки общества и, критиковали его. Социальная тема была очень важна.

Даргомыжский отразил в музыке явление жизни не обобщённо, как Глинка, а конкретно раскрывая характер.

Слайд 14

ЖАНР

Впервые в музыке создается жанр бытовой психологической драмы

Эта задача требовала новых

ЖАНР Впервые в музыке создается жанр бытовой психологической драмы Эта задача требовала
выразительных средств. Даргомыжский стремился передать психологию через речь человека

Речевая интонация стала главным выразительным средством.

Слайд 15

Оперы и увертюры

Вокальные жанры у Даргомыжского самые главные:
4 оперы:
“Эсмеральда”, “Торжество

Оперы и увертюры Вокальные жанры у Даргомыжского самые главные: 4 оперы: “Эсмеральда”,
Вакха”, “Русалка”, “Каменный гость”.”.
Около 100 романсов и песен
Написал 3 одночастные увертюры:
“Баба яга”, “Украинский казачок”, “Фантазия на финские темы”.

Слайд 16

РОМАНСЫ И ПЕСНИ

РОМАНСЫ проникнуты тонким лиризмом, настроением одиночества.
Самые известные романсы -

РОМАНСЫ И ПЕСНИ РОМАНСЫ проникнуты тонким лиризмом, настроением одиночества. Самые известные романсы
"Я вас любил" (на стихи А. С. Пушкина),
"И скучно и грустно", "Мне грустно"
(на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова).
“Мне минуло 16 лет” на слова Дельвига. Это бесхитростный романс, который очень точно выражает настроение юной девушки. C-dur. Пример широкой песенной мелодии.

Слайд 17

“Мне грустно” на слова Лермонтова. Элегия. D-moll.

“Мне грустно” на слова Лермонтова. Элегия. D-moll.

Слайд 18

Создаёт песни социально-обличительного характера

“Старый капрал” на слова Курочкина.
«Титулярный советник»
«Червяк»

Создаёт песни социально-обличительного характера “Старый капрал” на слова Курочкина. «Титулярный советник» «Червяк»