Анализ главы Фаталист из романа Герой нашего времени (М. Ю. Лермонтов)

Слайд 2

Содержание:
1 О чем эпизод?
2 Темы и проблемы
3 Образы главных героев
4 Смысл
5 Значение фрагмента в романе

Содержание: 1 О чем эпизод? 2 Темы и проблемы 3 Образы главных

Слайд 3

О чем эпизод?

Печорин в своем дневнике повествует о том, как ему пришлось

О чем эпизод? Печорин в своем дневнике повествует о том, как ему
две недели прожить в казачьей станице. Обычным развлечением в таких местах была вечерняя игра в карты, но вскоре и она наскучила офицерам. Тогда заговорили о судьбе и том, способен ли человек на самом деле ею управлять. Мнения разошлись.
«Все это вздор! — сказал кто-то, — где эти верные люди, видевшие список, на котором назначен час нашей смерти?.. И если точно есть предопределение, то зачем нам дана воля, рассудок? почему мы должны давать отчет в наших поступках?»
Вдруг один из офицеров — поручик Вулич, известный своей азартностью — предложил каким-либо образом проверить, существует ли предопределение? Печорин, настроенный крайне скептически, предложил пари. Вулич его принял, после чего выстрелил себе в голову свежим порохом из случайно выбранного пистолета. Оружие дало осечку. Вторым выстрелом офицер сбил фуражку над окном.
Той же ночью Вулича насмерть зарезал пьяница, а Печорин, отчего-то еще во время спора почувствовавший, что тому суждено сегодня было умереть, начал сомневаться в своих убеждениях.

Слайд 4

Темы и проблемы

Тематика и проблематика главы могут быть описаны более подробно, если

Темы и проблемы Тематика и проблематика главы могут быть описаны более подробно,
читателю это нужно. Многомудрый Литрекон с радостью дополнит разбор главы «Фаталист», если Вы напишите в комментариях, чего не хватает.
Основная тема главы «Фаталист» — размышления на тему человеческой судьбы, существования рока, избежать которого не способен никто. Над этими вопросами люди задумывались и раньше, считая, что боги заранее прописывают для каждого его жизненный путь. И угадать, когда должно было случиться то или иное знаковое событие, невозможно. 
Также поднимается проблема столкновения внутреннего скептицизма с почти мистической реальностью. Печорин не знает, почему все произошло именно так, оттого и говорит себе: «…после всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?». Тем не менее, он заключает, что лично для него проблемы судьбы не представляют особого интереса. Ведь «хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!». 

Слайд 5

Образы главных героев

Помимо основного персонажа всего романа — офицера Григория Печорина (вот

Образы главных героев Помимо основного персонажа всего романа — офицера Григория Печорина
его подробная характеристика), ироничного и скучающего молодого человека, чьи взгляды подвергаются внезапному испытанию — в главе присутствуют два других, не менее ярких образа. 
Поручик Вулич, чью национальность автор определяет как сербскую, отмечая характерные черты в портрете, был человеком довольно закрытым в плане общения. Никому не доверял своих чувств и тайн, зато отличался храбростью и страстью к азартным играм. Даже на поле боя он сначала предпочитал отдать долг, а только затем непосредственно воевать. 
Казак Ефимыч — убийца Вулича, до конца не признававший свою вину и не желавший нести наказание за преступление. Здесь он выступает в роли некой «руки судьбы», являясь причиной происшествия. 

Слайд 6

Смысл

Этим эпизодом Лермонтов показывает непредсказуемость существования, описывает загадочную историю, чтобы проверить миропонимание

Смысл Этим эпизодом Лермонтов показывает непредсказуемость существования, описывает загадочную историю, чтобы проверить
персонажа на прочность. Печорин рискует сначала чужой — во время пари, а затем и своей жизнью, бросившись задержать убийцу, желая убедиться в реальности судьбы. И невольно понимает, что в мире есть место необъяснимому. Такова главная мысль главы «Фаталист».
Из этой истории можно сделать вывод, что судьба есть, и именно она рассудила, кому и когда умереть. Однако автор не дает свою оценку произошедшему: возможно, мнительному герою почудилось, что на лице Вулича есть печать смерти, а его гибель была случайностью, от которой никто не застрахован.