- Главная
- Литература
- Анализ рассказа М.А.Шолохова Жеребёнок
Содержание
- 2. «Жеребёнок» входит в цикл «Донские рассказы» М.А.Шолохова, написанный во второй половине двадцатых годов. Сам автор родился,
- 3. Сюжет рассказа характерен для того времени, которое было очень жестоким. Но, в отличие от большинства других
- 4. Этой мысли подчинены все художественные средства рассказа. Всё, что связано с жеребёнком и его матерью, окрашено
- 6. Скачать презентацию
Слайд 2«Жеребёнок» входит в цикл «Донские рассказы» М.А.Шолохова, написанный во второй половине двадцатых
«Жеребёнок» входит в цикл «Донские рассказы» М.А.Шолохова, написанный во второй половине двадцатых
годов. Сам автор родился, вырос и провёл большую часть своей жизни на Дону, был свидетелем и непосредственным участником тех событий гражданской войны, которую он описал в своих произведениях. Когда читаешь рассказ, становится страшно и жутко от количества описанных в нём ужасов. Ужас- это первое впечатление жеребёнка на земле, перед его глазами предстают бой, выстрелы, убийства. Ужас это и то чувство, которое испытал каждый из воюющих
Слайд 3 Сюжет рассказа характерен для того времени, которое было очень жестоким. Но,
Сюжет рассказа характерен для того времени, которое было очень жестоким. Но,
в отличие от большинства других произведений Шолохова, здесь отсутствует типичное противостояние красных и белых, точнее сказать, оно не совсем ярко выражено, невольно приходишь к мысли, что его герои устали от крови, войны. Машина уничтожения должна быть остановлена самим человеком, способным откликаться на вечные заповеди. Доброта, материнская любовь, сострадание - должны быть сильнее войны! Недаром, рассказ начинается с описания рождения живого существа, хрупкого, нежного, беззащитного. Первое чувство, которое испытывает новорожденный жеребёнок-ужас. Крохотный огонёк жизни сопротивляется безумию войны. Но материнская любовь оказывается сильнее ужаса войны. « Рыжая кобыла любовно облизала первенца, а тот, припадая к набухшему вымени матери, впервые ощутил полноту жизни и неизбывную сладость материнской ласки» . Материнская любовь сильнее разрушения и смерти, под её влиянием в человеке появляется человеческое. Первой мыслю Трофимова было убить жеребёнка, а в конце рассказа он жертвует собой, спасая его.
Делая свой выбор Трофим знал наверняка, что белоказаки не пощадят его. Но он отдал всё–таки свою жизнь за «меньшого брата» . Так, на мой взгляд, Шолохов показывает, как человеческая душа противится жестокости. Здесь велика роль художественной детали. Вспомним, как эскадронный, чьи пальцы привыкли сжимать револьвер, неуклюже плетёт половник для вареников. Автор показывает сопротивление своих героев злу войны, через возврат к трудовым, исконно крестьянским занятиям. Эскадронный решает пощадить жеребёнка: «Ведь на нём после войны можно будет пахать» . И весь рассказ-это спор войны и мира. Жеребёнок мешает бою, он пробуждает жалость, а ведь этого на войне не полагается. Люди отвлекаются на него - «а хвост, как у лисы… Замечательный хвост! » Но, к сожалению, жеребёнок не может примирить враждующие стороны. Казачий офицер, будто сочувствующий жеребёнку, приказал не стрелять в Трофима, и никто приказа не нарушил. Так новая классовая мораль отступает перед моралью традиционной.
Казачий офицер, на время стал просто человеком. Крик жеребёнка, попавшего в беду, заставил противников на время забыть, что они враги. Малыш спасён, но его спаситель убит выстрелом в спину, подло, по- предательски. Этот неожиданный финал показывает насколько автор далёк от иллюзий скорого разрешения проблемы между красными и белыми. И самый лучший выход из создавшегося положения был подвиг самопожертвования
Слайд 4Этой мысли подчинены все художественные средства рассказа. Всё, что связано с жеребёнком
Этой мысли подчинены все художественные средства рассказа. Всё, что связано с жеребёнком
и его матерью, окрашено в светлые, жизнерадостные тона: «глаза лучили горделивую радость» , «атласная верхняя губа ёжилась улыбкой» , «жеребёнок на тонких пушистых ножках стоит, как игрушечный деревянный конёк» . Напротив всё связанное с войной окрашено в мрачные тона: «воющий гул» , «вонючий град картечи» и т. д. Немаловажную роль в рассказе играет и пейзаж.
Он как бы подчёркивает противоестественность для человеческой природы всего происходящего. Здесь Шолохов сумел найти удивительно точные эпитеты, метафоры, сравнения: « Луг, на котором розовеет роса - истоптан сапогами, изрыт окопами, и напоминает заплаканное, измятое горем лицо девушки. Показывая красоту природы, автор подчёркивает незащищенность этого мира: «Вода кучерявится завитушками» , «зелёные гривистые волны с наскока подталкивают меловые глыбы» . Рассказ будто наполнен звуками войны, они как бы создают фон и настроение. А на фоне этих звуков жеребёнок впервые ощутил полноту жизни и неизбывную сладость материнской ласки. Правдивость происходящему придаёт и речь героев - просторечная.