Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»

Содержание

Слайд 2

История создания

История создания

Слайд 3

Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Это поэтическое отражение действительных

Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Это поэтическое отражение действительных
чувств и мыслей восемнадцатилетнего Лермонтова, в нем ничего не придумано, все родилось по необходимости высказать свое душевное состояние в момент крутого поворота его такой недолгой и такой яркой жизни.

Слайд 4

Вспомним, когда и как было написано стихотворение. Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов

Вспомним, когда и как было написано стихотворение. Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов
переезжает в Петербург, чтобы продолжить учебу. Однако учиться в столичном университете ему не пришлось. Думая, что же делать, он бродит в смятении по Петербургу и его окрестностям. Во время этих прогулок поэт нередко оказывается у Финского залива. Здесь поэт и написал «Парус».

Слайд 6

Стихотворение состоит из трех четверостиший, а по своему смысловому существу состоит из

Стихотворение состоит из трех четверостиший, а по своему смысловому существу состоит из
шести перемежающихся двустиший
Какова композиция стихотворения?

Слайд 7

Каковы центральные образы стихотворения и как они связаны с его композицией?

Каковы центральные образы стихотворения и как они связаны с его композицией?

Слайд 8

     «Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём

«Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно
своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них.

Слайд 9

Как по смыслу различаются первое и последнее двустишия каждого четверостишия?

Причём в двух

Как по смыслу различаются первое и последнее двустишия каждого четверостишия? Причём в
первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.

Слайд 10

Анализ 1 строфы

     Белеет парус одинокой     В тумане моря голубом!..     Что ищет он

Анализ 1 строфы Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет
в стране далекой?     Что кинул он в краю родном?
Какую картину мы представляем, когда читаем эти строки?
Какие художественные средства использует автор?

Слайд 11

Рисунок М.Ю.Лермонтова

Рисунок М.Ю.Лермонтова

Слайд 12

     В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали

В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с
с одиноким парусом, который белеет, не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы: Что ищет он в стране далёкой, Что кинул он в краю родном? Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст, который служит основой композиции в данном произведении.     Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.

Слайд 13

Анализ 2 строфы

Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит… Увы, он счастия

Анализ 2 строфы Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит…
не ищет, И не от счастия бежит!
Как меняется картина моря, а вместе с ней звуковая гамма стихотворения и чувства лирического героя??

Слайд 15

    
Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется,

Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы
готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно: Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит.

Слайд 16

Анализ 3 строфы

     Под ним струя светлей лазури,     Над ним луч солнца

Анализ 3 строфы Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца
золотой...     А он, мятежный, просит бури,     Как будто в бурях есть покой!
Какая мысль звучит в последнем четверостишии и какая картина ей соответствует?

Слайд 18


Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей

Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей
не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения.     И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию: А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

Слайд 19

Какими красками создаётся пейзаж в «Парусе» и какова роль этих красок?

     Природа

Какими красками создаётся пейзаж в «Парусе» и какова роль этих красок? Природа
в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус). Но, в основном, стихотворение «окрашено» в голубоватые тона: это впечатление усиливают лазурные волны, по которым мчится парусник, голубой туман. А голубой цвет символизирует несбыточность, невозможность исполнения желаний, ведь голубая мечта не только самая заветная, но и несбыточная…

Слайд 20

Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той части речи, главное значение

Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той части речи, главное значение которой
которой есть выражение динамики, изменчивости. Из каждого четверостишия выпишите глаголы. Какова их роль?


1-е четверостишье: парус – белеет, ищет, кинул
2-е четверостишье: парус –«мачта гнется и скрипит»
3-е четверостишье: парус – «просит бури»

Слайд 21

В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, т.е. динамики, движения, в картинах природы

В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, т.е. динамики, движения, в картинах природы
нет. Везде царствует покой. Что же парус? Он – в противоположность –пронизан стремлением к не покою, движению.
2-я строфа. Природа, море оживают. И парус тоже полон динамики. Напряжения. Противоборство поглощает его целиком. И именно в этот момент герой «счастия не ищет и не от счастия бежит».

Слайд 22

Какими эпитетами автор характеризует лирического героя и как это связано с

Какими эпитетами автор характеризует лирического героя и как это связано с основной
основной мыслью стихотворения?
Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами : «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный! Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.

Слайд 24

Определите размер стихотворения.
Четырёхстопный ямб с пиррихием, придающий стихотворению музыкальность. Неслучайно композитор А.Варламов

Определите размер стихотворения. Четырёхстопный ямб с пиррихием, придающий стихотворению музыкальность. Неслучайно композитор
написал к нему музыку.