Отцы и дети - 1861

Содержание

Слайд 2

История создания

Общественно-политическая жизнь: поражение в войне с Турцией; смена царствования; процветание

История создания Общественно-политическая жизнь: поражение в войне с Турцией; смена царствования; процветание
образованности; утрата роли аристократии.
Интерес к науке: важность практической пользы; развитие естественных наук; вульгарный материализм
Семейные взаимоотношения: конфликт с дочерью; размышления о преемственности поколений.

Слайд 3

Раздумья о взаимоотношениях между молодостью и старостью, между отцами и детьми, размышления

Раздумья о взаимоотношениях между молодостью и старостью, между отцами и детьми, размышления
о достоинствах и недостатках этих разных возрастов человеческой жизни, о преемственности поколений, о психологической несовместимости и взаимной глухоте.

Слайд 4

Расстановка политических сил

40-е годы
XIX века –
пора
дворян-либералов
(западники, славянофилы)

60-е годы

Расстановка политических сил 40-е годы XIX века – пора дворян-либералов (западники, славянофилы)

XIX века –
время
разночинцев
(революционные демократы,
нигилисты)

Слайд 5

Жанр романа

Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие

Жанр романа Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие
семейно-бытовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как

роман социально-психологический.

Слайд 6

Прототипы Базарова:

Николай Добролюбов
Иван Павлов
Николай Преображенский
«Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ.

Прототипы Базарова: Николай Добролюбов Иван Павлов Николай Преображенский «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто
Живет малым, доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает»

Слайд 7

Смысл названия романа

ОТЦЫ ДЕТИ

И

единство и преемственность поколений

Смысл названия романа ОТЦЫ ДЕТИ И единство и преемственность поколений

Слайд 8

И.С.Тургенев

«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо

И.С.Тургенев «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в
Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость, вялость, ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?... Они лучшие из дворян – именно поэтому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность»

Д.И.Писарев

Роман «Отцы и дети» не ответ, а вопрос к новому поколению: кто вы? какие вы? Действительно, писатель настойчиво пытается понять: кто они, эти «новые люди». От этого романа идут пути ко всем написанным романам и повестям о «новых людях»

О романе

Слайд 9

Композиция романа

Никольское Одинцова

Марьино Кирсановы

Деревня Базаровых

1 круг - новые знакомства 2 круг - расставание и разрыв отношений

Композиция романа Никольское Одинцова Марьино Кирсановы Деревня Базаровых 1 круг - новые

Слайд 10

Пристальный интерес к человеку 60-х определил композицию романа
Композиция кольцевая
автор дважды проводит

Пристальный интерес к человеку 60-х определил композицию романа Композиция кольцевая автор дважды
Базарова по кругу: Марьино – Никольское – дом родителей.
Создаётся великолепный эффект: к тем же людям в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

Композиция романа

Слайд 11

Внесюжетные элементы

Стоп-кадр – рассказ о Николае Петровиче
Рассказ в рассказе – Аркадий о

Внесюжетные элементы Стоп-кадр – рассказ о Николае Петровиче Рассказ в рассказе –
Павле Петровиче
Эпилог – досказывание судеб

Слайд 12

Роман состоит из 2 частей
(28 глав)

В I части ( I –

Роман состоит из 2 частей (28 глав) В I части ( I
XIII главы)
Базаров заявляет о себе как
о нигилисте, высказывает
свои взгляды на жизнь,
отстаивает свою философию
(все события происходят
до знакомства Базарова
с Одинцовой).

Во II части ( XIV – XXVIII
главы) происходит
проверка всех жизненных
позиций и убеждений
Базарова; описывается
кончина героя.

Хронология романа

Слайд 13

Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных –

Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных –
он главное действующее лицо.
Система действующих лиц выстроена так, что все группируются вокруг Базарова, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные его черты, подчеркивают его превосходство, ум, силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.
Умирает Базаров и заканчивается роман.

Главный герой Базаров

Слайд 14

Базаров в системе персонажей

БАЗАРОВ

Николай Петрович

Павел Петрович

Родители

Одинцова

Аркадий

Лже-ученики

Базаров в системе персонажей БАЗАРОВ Николай Петрович Павел Петрович Родители Одинцова Аркадий Лже-ученики

Слайд 15

Художественные приемы в изображении Евгения Базарова

Прием контраста

Аристократизм одного
противопоставлен
демократизму другого.
В их

Художественные приемы в изображении Евгения Базарова Прием контраста Аристократизм одного противопоставлен демократизму
спорах раскрываются
замечательные черты
Базарова: зрелость ума,
глубина суждений,
непримиримая ненависть
к рабству и барству.

Последовательность,
убежденность, воля
Базарова контрастируют
с раздвоенностью
Аркадия, с его
случайными убеждениями,
мягкотелостью и
отсутствием осознанной
цели.

В отношениях
с Анной Сергеевной
мы открываем в Базарове
умение глубоко и
по-настоящему любить.
Герой проявляет
цельность своей натуры,
силу воли и чувство
собственного достоинства

Базаров и
Павел Петрович

Базаров и
Одинцова

Базаров и
Аркадий

Слайд 16

Создание психологического портрета

Портрет – одно из основных художественных средств для создания

Создание психологического портрета Портрет – одно из основных художественных средств для создания
литературного образа. Тургенев – признанный мастер портрета. Он использует прием собирания отдельных штрихов, создающих неповторимый внутренний мир героя. Внешние черты являются своеобразными сигнальными флажками, по которым писатель ведет своих читателей к пониманию героя. Портрет Базарова вырисовывается постепенно, каждый раз с добавлением к нему какой-нибудь новой яркой детали: то «красную руку» (не аристократическое происхождение), то «спокойную улыбку» (вызывает доверие), то «широкий лоб» (говорит об уме).


Все детали создают у читателя
впечатление о герое
как о человеке не аристократическом,
умном, уверенном в себе, не уважающем того, с чем не согласен.

Слайд 17

Семья Кирсановых

Павел Петрович Николай Петрович

Семья Кирсановых Павел Петрович Николай Петрович

Слайд 18

Сравнительная характеристика братьев по плану:

Портрет
Особенности речи
Семейное положение
Образование
Важные личностные черты
Образ жизни
Род занятий
Отношение

Сравнительная характеристика братьев по плану: Портрет Особенности речи Семейное положение Образование Важные
к искусству
Отношение к семье
Отношение братьев друг к другу
Отношение к любви
Отношение Базарова к каждому из братьев
Отношение к Аркадию
Персонаж в финале романа
Кто является центром семьи? Доказать.

Слайд 19

Сравнительная характеристика

Сравнительная характеристика

Слайд 21

Павел Петрович Кирсанов

«маленький Печорин»
недоступность общепринятого пути человека
трагичность и комичность образа
жизнь возле чужого

Павел Петрович Кирсанов «маленький Печорин» недоступность общепринятого пути человека трагичность и комичность
семейного очага

Слайд 22

Николай Петрович Кирсанов

внешне неинтересная, но глубинно обоснованная жизнь
сын и отец, чья жизнь

Николай Петрович Кирсанов внешне неинтересная, но глубинно обоснованная жизнь сын и отец,
включена в общую цепь поколений
осуществление связи поколений

Слайд 23

Основные линии спора Павла Петровича и Базарова:

Дворянство, аристократия, ее принципы
Принципы деятельности нигилистов
Отношение

Основные линии спора Павла Петровича и Базарова: Дворянство, аристократия, ее принципы Принципы
к народу
Взгляды на искусство
Отношение к природе
Имя файла: Отцы-и-дети---1861.pptx
Количество просмотров: 42
Количество скачиваний: 0