Анна Андреевна Ахматова. Лекция № 9

Содержание

Слайд 2

Анна Андреевна Ахматова (1889-1966)

Анна Андреевна Ахматова (1889-1966)

Слайд 3

Вопросы:

1.Краткие биографические сведения
2. Периоды творчества Ахматовой
3.Особенности второго периода (1915-1923)
3.Третий период (1924-1966)

Вопросы: 1.Краткие биографические сведения 2. Периоды творчества Ахматовой 3.Особенности второго периода (1915-1923) 3.Третий период (1924-1966)

Слайд 4

1.Краткие биографические сведения

А.А. Горенко (Ахматова – псевдоним) родилась под Одессой, жила с

1.Краткие биографические сведения А.А. Горенко (Ахматова – псевдоним) родилась под Одессой, жила
матерью, в Царском Селе, под Петербургом, потом в Киеве
В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она тоже начала говорить по-французски.
Первое стихотворение написала в 11 лет.

Слайд 5

Ахматова

Училась на Высших женских курсах,
Вышла замуж за Гумилева в 1910 году,

Ахматова Училась на Высших женских курсах, Вышла замуж за Гумилева в 1910
уже в 1913 разошлись.
Отстаивая духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилева
Жила преимущественно в Ленинграде, умерла в Москве.
Похоронена в Комарове (под Петербургом)

Слайд 6

Сверхпопулярность Ахматовой

К. Чуковский: «Я сказал ей: у вас теперь трудная должность -

Сверхпопулярность Ахматовой К. Чуковский: «Я сказал ей: у вас теперь трудная должность
вы и Горький, и Толстой, и Леонид Андреев, и Игорь Северянин - все в одном лице...»
Кажется, Ахматова живет лишь своим творчеством, что даже вызывает сочувствие критики: «Бедная женщина, раздавленная славой».

Слайд 7

2. Периоды творчества Ахматовой

2. Периоды творчества Ахматовой

Слайд 8

Творчество

Анна Андреевна не раз возмущалась статьями и разговорами о том, что ее

Творчество Анна Андреевна не раз возмущалась статьями и разговорами о том, что
творчество исчерпало себя. Говорившие так не знали произведений, хранившихся даже не на бумаге, а только в памяти автора и нескольких ближайших друзей.

Слайд 9

Лирика А.А.Ахматовой

исповедальна и часто носит автобиографический характер, но героиня в стихах

Лирика А.А.Ахматовой исповедальна и часто носит автобиографический характер, но героиня в стихах
имеет разный облик, разные обличья – наивная девушка, искушенная красавица, брошенная любовница, старуха, простая русская баба.

Слайд 10

Акмеизм Ахматовой

Главный принцип – быть высшей степенью чего-либо – нашел воплощение в

Акмеизм Ахматовой Главный принцип – быть высшей степенью чего-либо – нашел воплощение
ее творчестве
Творчество продолжалось полвека и стало мерилом поэтического мастерства.
Ахматова – крупный поэт ХХ века,
Личные переживания, судьба страны и народа нашли отражения в ее поэзии.

Слайд 11

Недореализованность творческого дара великого поэта

- одно из тягчайших преступлений тоталитаризма перед

Недореализованность творческого дара великого поэта - одно из тягчайших преступлений тоталитаризма перед
русской культурой
на 14 лет 1909-1922 приходится - 51% сохранившихся ее строк,
на 43 года 1923-1965 - 49%».
1923-1939 гг. - первое, неофициальное изгнание Ахматовой из печати;
1946-1955 гг. - второе, официальное изгнание Ахматовой из печати.

Слайд 12

Ахматова показала:

любовная лирика может быть «женской»,
не уступая своим совершенством и трагичностью

Ахматова показала: любовная лирика может быть «женской», не уступая своим совершенством и
«мужской» лирике
Ее не постигло качественное падение таланта в отличие от многих советских поэтов и прозаиков.

Слайд 13

Героиня в стихах имеет разный облик

Героиня в стихах имеет разный облик

Слайд 14

Её стихи

маленькие повести, новеллы,
в большинстве стихов не изложение событий,

Её стихи маленькие повести, новеллы, в большинстве стихов не изложение событий, а
а «наложение» одного восприятия на другое,
это рассказы о «миге», но обычно в них два аспекта, они присутствуют одновременно:
Сжала руки под темной вуалью...
«Отчего ты сегодня бледна?»
Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна –

Слайд 15

Лирика Ахматовой

Лирику Ахматовой часто сравнивали с дневником.
В ахматовском рассказе-откровении запечатлены

Лирика Ахматовой Лирику Ахматовой часто сравнивали с дневником. В ахматовском рассказе-откровении запечатлены
этапные моменты длящихся отношений «я» и «ты» - сближение, близость, расставание разрыв, - но они представлены вперемешку и во многих повторениях.

Слайд 16

3.Особенности второго периода (1915-1923)

В поэзии появляется тема, которая станет основной в ее творчестве:

3.Особенности второго периода (1915-1923) В поэзии появляется тема, которая станет основной в
– она может быть голосом народа.
Ахматова часто употребляет местоимение «мы», это означает единение с народом («Думали, нищие мы...»)

Слайд 17

Неравномерность творчества Ахматовой

В 1917-м году – 32 стиха
Гражданская война - Ахматова почти

Неравномерность творчества Ахматовой В 1917-м году – 32 стиха Гражданская война -
перестала писать (она создает в 1918г -4 стиха, 1919г -5 стихов и 1920г – 1стих),
в 1921-1922 годах «вдохновение ее снова забило мощной струёй» (соответственно 33 и 19 стихотворений).
В начале 20-х выходят книги «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI» («Лета Господня 1921»).

Слайд 18

Тематический круг поэзии

расширяется круг ее поэзии;
любовная тема не отступает на второй

Тематический круг поэзии расширяется круг ее поэзии; любовная тема не отступает на
план,
меняется сама героиня.
Если в ранней лирике преобладали ситуации торжества мужчины над героиней, то теперь женщина чаще всего сильна, она не только молит, но и требует, сопротивляется чужой воле, она способна ответить мужчине: «Тебе покорной? Ты сошел с ума / Покорна я одной Господней воле».

Слайд 19

Тема изгнания

Тема изгнания и эмиграции – одна из самых болезненных в

Тема изгнания Тема изгнания и эмиграции – одна из самых болезненных в
этот период для поэта. Решение остаться на родине и разделить со своим народом его участь – принципиально для Ахматовой, это нравственный выбор.

Слайд 20

Жестокая правда

Спустя несколько лет Ахматова пишет известное стихотворение, в котором вновь

Жестокая правда Спустя несколько лет Ахматова пишет известное стихотворение, в котором вновь
говорит миру жестокую правду о тех испытаниях, которые выпали на долю оставшихся в России, но оно и о вере в то новое, непонятное, что народилось в русской жизни. 
Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?

Слайд 21

Муза

Свою Музу она возводит на высокий пьедестал, не стесняется соотнести свою

Муза Свою Музу она возводит на высокий пьедестал, не стесняется соотнести свою
музу с той, которая служила самому Данте. 
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я».

Слайд 22

3.Третий период (1924-1966)

3.Третий период (1924-1966)

Слайд 23

А.А.Ахматова

У Ахматовой и Гумилева был один сын, знаменитый ученый-историк евразийства Лев Гумилев.

А.А.Ахматова У Ахматовой и Гумилева был один сын, знаменитый ученый-историк евразийства Лев

Сына арестовывают трижды в 1935, 1938 и 1949 годах.
Страшный опыт многомесячного стояния в тюремных очередях стал основой к написанию поэмы «Реквием» (1935-1940)
«Я была тогда с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был...».

Слайд 25

Трагедия

Личная трагедия и народа осмысливается через евангельские параллели: образ Богородицы, стоящей у

Трагедия Личная трагедия и народа осмысливается через евангельские параллели: образ Богородицы, стоящей
распятия Сына-Спасителя.
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
Но туда, где молча мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел. 

Слайд 26

Ахматова

Ахматова

Слайд 27

Скорбящая героиня

Многие отрывки близки народному плачу, похоронным причитаниям:
«Муж в могиле,

Скорбящая героиня Многие отрывки близки народному плачу, похоронным причитаниям: «Муж в могиле,
сын в тюрьме
Помолитесь обо мне».
Скорбящая героиня в поэме становится выразительницей общенародной скорби:
ее «измученным ртом» кричит «стомильонный народ».

Слайд 28

Ахматова

Ахматова

Слайд 29

Великая Отечественная война

Ахматова становится народным, национальным поэтом,
Ее лирика приобретает гражданский

Великая Отечественная война Ахматова становится народным, национальным поэтом, Ее лирика приобретает гражданский
пафос «Ленинград в марте 1941 года», «А вы, мои друзья последнего призыва!»
В стихотворении «Мужество» (1942) звучит мысль о важности сохранения русского языка, без которого нет русской нации и русской истории

Слайд 30

Ахматова

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил

Ахматова Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне.
на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова –
Но мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово. 

Слайд 31

Ахматова

Ахматова

Слайд 32

Итоговое произведение

Свое итоговое произведение «Поэму без героя» Ахматова пишет долго, с

Итоговое произведение Свое итоговое произведение «Поэму без героя» Ахматова пишет долго, с
1940 по 1962 годы. Это произведение отразило эпоху Серебряного века, революцию, даже порыв к свободе во время Великой отечественной войны

Слайд 33

Ахматова – последние годы

В 1946 году Ахматова вместе с М.Зощенко стала предметом

Ахматова – последние годы В 1946 году Ахматова вместе с М.Зощенко стала
резкой критики. Ее вновь перестали печатать (до 1950 года).
В последние годы своей жизни она была в почете, выезжала за границу – во Францию, в Италию, где получила литературную премию, в Англию, где ей было присвоено звание почетного доктора Оксфордского университета.
Имя файла: Анна-Андреевна-Ахматова.-Лекция-№-9.pptx
Количество просмотров: 45
Количество скачиваний: 0