Слайд 2Биография Артура Шопенгауэра
Артур Шопенгауэр родился в Данциге (Современный Гданьск, Польша) в 1788
году.
В семье царили сложные отношения. Это впоследствии сказалось на его характере. Зёрна мизантропии и цинизма были посеяны в его душе именно в это время.
Слайд 3Образование и наука
В начале XIX века он поступает в университет в Геттингене
на медицинскую специальность.
Затем переезжает в Берлин, где углубляется в изучение философии.
Защищает диссертацию в 1813 году.
Начинает писать трактат «Мир как воля и представление».
Конкурирует с Гегелем.
Лекции и труды Шопенгауэра в то время непопулярны.
Слайд 4Популярность и смерть
В период социальных потрясений середины XIX века Шопенгауэр становится популярным.
До
конца жизни он купается в лучах славы.
Дружит с Вагнером.
Осенью 1860 года умирает от пневмонии.
Слайд 5Истоки взглядов и мировоззрения
Одним из основных источников мировоззрения для Шопенгауэра стала восточная
мистика индуистских религий
Слайд 6Истоки взглядов и мировоззрения
В книге «Мир как воля и представление» Шопенгауэр центральное
место отводит посылке, что мир есть представление, нечто, прямо взаимодействующее с воспринимающим.
Это некое представление человека, идея.
Тут корни — в философии Беркли и его мысли: «Быть – значит быть воспринимаемым».
Слайд 7Гегель как идеологический противник
Вопреки постулатам Гегеля о власти разума, сам разум ставится
в подчинение воли.
Таким образом, метафизическая реальность и Шопенгуаэре волевая, а не рациональная, она открывается в кажимости.
Все ответы на вопросы человечества — внутри самого человека.
Слайд 8Мир как воля и представление
Акцент на воле характерен и для размышлений философа
о соотношении воли «космической» с индивидуальными волями.
В построениях Шопенгауэра Бог отсутствует, поэтому всё случайно и хаотично. Разум тут как довесок к воле только усиливает боль думающего индивида, так как позволяет увидеть грядущие бедствия и смерть в конце пути.
Слайд 9Антропология Шопенгауэра
Цитата: «Зло в жизни, как мы его видим, есть просто отражение
агрессивности и похотливости, коренящихся в нашей природе».
Выхода из этого состояния Шопенгауэр не видел. Но он не считал самоубийство логичным шагом для человека.
Слайд 10Искусство как анестетик
Шопенгауэр указывал на искусство как на обезболивающее для мыслящего человека.
Тут мы видим влияния платоновского мира идей, которые Шопенгауэр усматривал в проявлениях природы.
Человек, созерцающий совершенство природы, переводит этот опыт в произведения искусства и тем самым касается к знанию, которое лежит за рамками времени и боли.
Слайд 11Оценка философии Шопенгауэра
Во многом философия Шопенгауэра имеет верное направление мысли с точки
зрения православия веры в отношении понимания погружённости этого мира в страдание, а также укоренённости человека во зле.