- Главная
- Литература
- Аспекты анализа лирического произведения
Содержание
- 2. Анализ одного стихотворения /Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1985. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб.,
- 3. Аспекты анализа лирического произведения 1. Имманентный анализ: не выходит за пределы того, о чем прямо сказано
- 4. Уровни поэтической структуры лирического текста при имманентном анализе (по Б. И. Ярхо, М. Л. Гаспарову) Идейно-образный
- 5. Анализ есть «не перечень тех или иных элементов», а «выявление системы функций». Ю. М. Лотман Подходы
- 6. Общие характеристики художественного мира стихотворения пространство время точка авторского зрения «Мы исчерпали материал и нашли в
- 7. «Два вопроса, которые неминуемо возникают при любом подробном анализе стихов…» «Первый вопрос: неужели поэт сознательно производит
- 9. Скачать презентацию
Слайд 2Анализ одного стихотворения /Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1985.
Белокурова С.П.
Анализ одного стихотворения /Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1985.
Белокурова С.П.
![Анализ одного стихотворения /Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1985. Белокурова С.П.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1020362/slide-1.jpg)
Гаспаров М.Л. «Снова тучи над мною…». Методика анализа. http://www.durov.com/literature2/gasparov-97b.htm
Кожинов В.В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. М., 1970.
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.
Поэтический строй русской лирики / Отв.ред. Г. М. Фридлендер. Л., 1973.
Самойлов Д.С. Книга о русской рифме. М., 1982.
Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М., 2006.
Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. От А. до Я / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. М., 2001.
Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1970.
Список литературы для школьников
Слайд 3Аспекты анализа лирического произведения
1. Имманентный анализ: не выходит за пределы того, о
Аспекты анализа лирического произведения
1. Имманентный анализ: не выходит за пределы того, о
![Аспекты анализа лирического произведения 1. Имманентный анализ: не выходит за пределы того,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1020362/slide-2.jpg)
2. Контекстуальный анализ: привлечение для понимания стихотворения
биографических сведений об авторе,
исторических сведений об обстановке написания,
сравнительных сопоставлений с другими текстами и др.
Ведущий принцип школьного анализа лирического текста – принцип сопряжения имманентного и контекстуального анализа (изучение произведения в рамках текста и в контексте жанра, эпохи, культуры и др.)
восприятие
понимание
интерпретация
Герменевтический анализ
Слайд 4Уровни поэтической структуры лирического текста при имманентном анализе
(по Б. И. Ярхо,
Уровни поэтической структуры лирического текста при имманентном анализе
(по Б. И. Ярхо,
![Уровни поэтической структуры лирического текста при имманентном анализе (по Б. И. Ярхо,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1020362/slide-3.jpg)
Идейно-образный
1. Верхний
2. Средний
3. Нижний
идеи
эмоции
Стилистический
лексика (тропы)
Фонический
синтаксис (фигуры)
метрика
ритмика
рифма
строфика
аллитерация
ассонанс
образы
мотивы
восприятие
Ум и воображение
Чувство языка
Слух
содержание
форма
Уровни
Слайд 5Анализ есть «не перечень тех или иных элементов», а «выявление системы функций».
Анализ есть «не перечень тех или иных элементов», а «выявление системы функций».
![Анализ есть «не перечень тех или иных элементов», а «выявление системы функций».](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1020362/slide-4.jpg)
Подходы к анализу лирического произведения
содержание
смыслы
1. От общего впечатления: что больше всего бросается в глаза и почему
2. От медленного чтения: что дает для понимания каждая строка, строфа или фраза
3. От чтения по частям речи: какой смысл имеет каждая группа частей речи:
Художественный мир
содержание
Прилагательные: чувственная и эмоциональная окраска
Существительные: предметный и понятийный состав
Глаголы: действия и состояния, в нём происходящие
понимание
«Смыслами я называю ответы на вопросы». М. М. Бахтин
Слайд 6Общие характеристики
художественного мира стихотворения
пространство
время
точка авторского зрения
«Мы исчерпали материал и нашли в
Общие характеристики
художественного мира стихотворения
пространство
время
точка авторского зрения
«Мы исчерпали материал и нашли в
![Общие характеристики художественного мира стихотворения пространство время точка авторского зрения «Мы исчерпали](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1020362/slide-5.jpg)
М. Л. Гаспаров
Слайд 7«Два вопроса, которые неминуемо возникают при любом подробном анализе стихов…»
«Первый вопрос: неужели
«Два вопроса, которые неминуемо возникают при любом подробном анализе стихов…»
«Первый вопрос: неужели
![«Два вопроса, которые неминуемо возникают при любом подробном анализе стихов…» «Первый вопрос:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1020362/slide-6.jpg)
«Второй вопрос: может ли весь этот анализ поэтического текста сказать нам, хорошие перед нами стихи или плохие, или которые лучше и которые хуже? Нет, не может: исследование и оценка стихов – разные вещи. Исследование изолирует свой объект: мы рассматриваем такое-то стихотворение, или такую-то группу стихотворений, или даже все стихотворения такого-то автора или эпохи, - но и только. Оценка же соотносит свой объект со всем нашим читательским опытом…»