Основные мотивы лирики Фета. Проблемы идеала

Содержание

Слайд 2

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен

Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен
человек,
То, что вечно, - человечно.
А. А. Фет

Слайд 3

«Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию

«Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию
… Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красоты … Поэтическая деятельность … слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта – этого шестого чувства , не зависящего ни от каких других качеств художника…»

Слайд 4

В обстановке ожесточённой борьбы, развернувшейся в 60-е годы, между революционными демократами и сторонниками

В обстановке ожесточённой борьбы, развернувшейся в 60-е годы, между революционными демократами и
правительства, сложилась школа поэтов «чистого искусства», которая резко противопоставила себя писателям-демократам, идейным соратникам Черны­шевского и Добролюбова. В основе этой теории — идеалистическое представление о высоком и вечном искусстве, не связанном с обыденной «грязной» реальностью, с насущными воп­росами времени.

Слайд 5

Фет считал, что поэзия и жизнь – несовместимы и им никогда не

Фет считал, что поэзия и жизнь – несовместимы и им никогда не
слиться.

Жизнь скучна, бессмысленна, тяжела. Она наполнена борьбой, работой, страданиями и поэтому не может быть предметом изображения поэзии. Поэзия, по мнению Фета не должна отражать житейские невзгоды и скорби, она должна говорить только о красоте, которая одухотворяет природу и облегчает человеческую жизнь.

Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста, -
И посвященным только зрима
Цветет весна и красота.

Слайд 6

искусство не должно быть связано с жизнью

Истинная поэзия доступна только избранным

Неизбежно, Страстно, нежно Уповать, Без

искусство не должно быть связано с жизнью Истинная поэзия доступна только избранным
усилий С плеском крылий Залетать — В мир стремлений, Преклонений И молитв; Радость чуя, Не хочу я, Ваших битв.

Слайд 7

Фета вдохновляла «в венце из звезд нетленная богиня, с задумчивой улыбкой на

Фета вдохновляла «в венце из звезд нетленная богиня, с задумчивой улыбкой на
челе», являющаяся для него «заветной святыней», открывавшая ему тайны прекрасного, музыку сфер.
Фету муза внушала «стих ласкательный», умиротворяющий и успокаивающий, воплотивший «вечный идеал красоты», гармонию, блаженство.

Заботливо храня твою свободу,
Непосвящённых я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял

Лира Фета «не труба погрома». Его произведения воплощают «не бурю страстную, не вызовы к борьбе, а исцеление от муки».

Слайд 8

Импрессионизм в лирике Фета


Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,
И, сжимаясь,

Импрессионизм в лирике Фета Ярким солнцем в лесу пламенеет костер, И, сжимаясь,
трещит можжевельник;
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, шатается ельник…

Поэт широко использует
олицетворение:
Цветы глядят с тоской
влюбленной
Безгрешно чисты, как
весна…
Он не столько уподобляет
природу человеку, сколько
наполняет ее человеческими
эмоциями.




Термин «импрессионизм» образован от французского
слова impression, что означает впечатление.
Воспроизведение не предмета, а впечатления о нем
впервые появилось в лирике Фета. Живописцев,
работающих в этой манере называют импрессионистами

Слайд 9

Тема природы

Ночь и я, мы оба дышим,
Цветом липы воздух пьян,
И, безмолвные, мы

Тема природы Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян,
слышим,
Что, струей своей колышим,
Навевает нам фонтан.

Человек в лирике Фета ощущает себя частицей природы, 
существом, равноправным ей

Для поэта характерно очень личное вос­приятие природы, пейзаж его, как правило, субъективен

Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.

Слайд 10

Ключевые образы лирики — «роза» и «со­ловей». 

Фет является одним из самых замечательных

Ключевые образы лирики — «роза» и «со­ловей». Фет является одним из самых
поэтов-пейзажистов. Он описывает природу детально, обстоятельно, наделяя животный мир присущими ему качествами, чертами характера

Вчера – уж солнце рдело низко –
Средь георгин я шел твоих,
И как живая одалиска
Стояла каждая из них.
Как много пылких или томных,
С наклоном бархатных ресниц,
Веселых, грустных и нескромных
Отовсюду улыбалось лиц!

Слайд 11

Философские стихи

Посвящены жизни природы: "Ещё майская ночь", "Это утро, радость эта...",

Философские стихи Посвящены жизни природы: "Ещё майская ночь", "Это утро, радость эта...",
"Летний вечер тих и ясен...", "Я пришел к тебе с приветом...", "Заря прощается с землею...".
Философский смысл восприятия Фетом мира как красоты - идея гармонии человека и природы.

Слайд 12

Фет достиг высокого мастерства в изображении едва уловимых переживаний человека, органически связанного

Фет достиг высокого мастерства в изображении едва уловимых переживаний человека, органически связанного
с природой. Вот гимн утру, наполненный радостью проснувшейся жизни:

Я пришел к тебе с приветом, 
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом 
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся, 
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся 
И весенней полон жаждой...

Слайд 13

Тема любви

Любовная лирика занимает большое место в творчестве Фета. Любовь – это ярчайшее

Тема любви Любовная лирика занимает большое место в творчестве Фета. Любовь –
прояв­ление чувства прекрасного. В любовной лирике поэт создает философию женской красоты. Сим­волом женской красоты становится природа.

Слайд 14

При обращении к любовной теме поэт поль­зуется устойчивыми поэтическими образами, но идет по пути расширения традиционных

При обращении к любовной теме поэт поль­зуется устойчивыми поэтическими образами, но идет
форм. Его образы многослойны: любовь - свет, луч; любовь - огонь, тепло; любовь - весна, радость, рассвет.

Зачем же так сердце нестройно
И робко в груди застучало?
Зачем под прохладой так знойно
В лицо мне заря задышала?
Всю ночь прогляжу на мерцанье,
Что светит и мощно и нежно,
И яркое это молчанье
Разгадывать стану прилежно.

Слайд 15

Любовь для поэта — защита «от вечного плеска и шума жизни».

 В то же

Любовь для поэта — защита «от вечного плеска и шума жизни». В
время любовная лирика Фета отличается богатством оттенков, нежностью и душевной теплотой. «Сердца напрасную дрожь», «мёд благовонный» любовной радости и «пленительных снов» «поэт-чародей», как себя называл Фет, живо писал словами удивительной свежести и прозрачности. Пронизанная то светлой печалью, то лёгкой радостью, его любовная лирика до сих пор «золотом вечным горит в песнопенье».

Слайд 16

Тема искусства

В творчестве Фета можно выделить целый ряд стихотворений, где тема поэтического дара оказывается

Тема искусства В творчестве Фета можно выделить целый ряд стихотворений, где тема
ведущей, где Фет размышляет о своем даре певца. Ведь известно, что он как бы жил двойной жизнью, не допуская в свою поэтическую лабораторию несовершенств и дисгармонии обыденной жизни.
Размышления Фета о поэтическом даре созвучны его философии красоты. Искусство необходимо для того, чтобы запечатлеть мгновения красоты. Эта трудная миссия предназначена для божественных избранников - поэтов. Удел поэта - понимать язык природы и любви. Для Фета нет препятствий в словесном выражении красоты, но чувства всегда сильнее обычных слов. Поэтому для выражения невыразимого нужны зримые и конкретные образы, музыкальность звукового строя поэтической речи, зоркий взгляд поэта на мир, умение проникать в тонкие состояния души.

Слайд 17

Особенности лирики Фета

1. Фрагментарность, импрессионизм в изображении внешнего мира и целостность мира ощущений,

Особенности лирики Фета 1. Фрагментарность, импрессионизм в изображении внешнего мира и целостность
мира духовного, внутреннего.
2. Предметность, внимание к деталям.
3. Эмоциональная насыщенность.
4. Высокая музыкальность стиха и певучесть.
5. «Наивная внимательность чувства и глаза» (В. Боткин)
6. Бессюжетность.
7. Неожиданность метафор и сравнений. Мастерство композиции.
8. Мастерство в передаче летучих, едва уловимых внутренних состояний человека.
9. Тяготение к некоторым поэтическим жанрам.

Слайд 18

 Стихи А.А.Фета несут на себе живой отпечаток русской души. Кому дорога Родина

Стихи А.А.Фета несут на себе живой отпечаток русской души. Кому дорога Родина
и её природа, тому обязательно придётся по сердцу фетовская поэзия. Афанасий Фет – единственный из золотого созвездия поэтов-орловцев, кто остался навечно в родной земле. Ежегодно, в ту восхитительную пору, когда соловьиный май прощается с нами, а с горы спускается к нам в цветном сарафане лето, шумит – гремит на Орловщине фетовский праздник поэзии. Ликуют Новосёлки – родина поэта. Говорит стихами и звенит песнями Степановка. С букетами цветов спускаются орловцы и гости под холодные своды Клеймёновской церкви, где покоится поэт Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин).

Слайд 19

Что такое мотив?

Мотив — это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах

Что такое мотив? Мотив — это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в
ряда произведений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встретить ряд предметов, понятий или явлений, которые встречаются в их произведениях. Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез творчества поэта (писателя) и его любви. Такую закономерность можно выделить в стихотворениях А. А. Фета, на которые большое влияние оказали внутренние переживания самого автора, его мировоззрение и отношение к окружающей обстановке.

Слайд 20

Мотивы лирики А. А. Фета

Мотив огня
Вдали огонек одинокий
Трепещет под сумраком липок;
Исполнена тайны

Мотивы лирики А. А. Фета Мотив огня Вдали огонек одинокий Трепещет под
жестокой
Душа замирающих скрипок.

Мотив полета
Зато, когда пора приспела,
С гнезда ты крылья распустил
И, взмахам их доверясь смело,
Ширяясь, по небу поплыл.

Мотив гадания

Помню я: старушка-няня
Мне в рождественской ночи
Про судьбу мою гадала
При мерцании свечи

Мотив воды
    ...Нет ответа...      Мелкие волны что-то шепчут с кормою,      Весло недвижимо,      И на небе ясном высоко сверкает зарница...

Мотив времен года
...Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом...