- Главная
- Литература
- Черты неофольклоризма
Содержание
- 2. Суть явления В отличие от фольклоризма XIX века (Могучая кучка), Нф опирается на древнейшие пласты фольклора.
- 3. Черты неофольклоризма Приемы работы с фольклорным материалом опирались на принципы техники Стравинского, традиции Прокофьева. Продолжение фольклорной
- 4. Суть этого течения — использование, в ряде случаев и открытие, древнейших слоев фольклора (прежде всего обрядового)
- 5. Композиторы-неофольклористы Представители этого течения — Яначек, Барток, Энеску, Шимановский — развивались вполне независимо друг от друга.
- 7. Скачать презентацию
Слайд 2Суть явления
В отличие от фольклоризма XIX века (Могучая кучка), Нф опирается на
Суть явления
В отличие от фольклоризма XIX века (Могучая кучка), Нф опирается на
древнейшие пласты фольклора.
Основой становится не городской, а крестьянский фольклор.
Композиторы эстетизировали фольклор – им удалось преодолеть узкоэтнографический подход, придать фольклору международный резонанс и сделать его достоянием Европы.
Отказавшись от прямого цитирования, композиторы утвердили право на собственное видение фольклора.
Нф впервые заявил о себе в начале ХХ века (Фалья, Барток, Стравинский)
Основой становится не городской, а крестьянский фольклор.
Композиторы эстетизировали фольклор – им удалось преодолеть узкоэтнографический подход, придать фольклору международный резонанс и сделать его достоянием Европы.
Отказавшись от прямого цитирования, композиторы утвердили право на собственное видение фольклора.
Нф впервые заявил о себе в начале ХХ века (Фалья, Барток, Стравинский)
Слайд 3Черты неофольклоризма
Приемы работы с фольклорным материалом опирались на принципы техники Стравинского, традиции
Черты неофольклоризма
Приемы работы с фольклорным материалом опирались на принципы техники Стравинского, традиции
Прокофьева. Продолжение фольклорной традиции на своем языке, свободно впитавшем самые разнообразные влияния, но растущем «от того же ствола»
Отличительная черта метода — свободное обращение к источнику, исключающее прямое цитирование.
Неофольклоризм отнюдь не означает возврата к прошлому. Разрабатывая архаичные пласты фольклора, композиторы с помощью современного языка и нотации воспроизводят, например, наиболее характерные приемы народного исполнительства: импровизационность, использование нетемперированного строя, неточное интонирование (детонацию), глиссандирование, сочетание напевной и говорной манер пения (часто звуковысотно нефиксированный говор).
Отличительная черта метода — свободное обращение к источнику, исключающее прямое цитирование.
Неофольклоризм отнюдь не означает возврата к прошлому. Разрабатывая архаичные пласты фольклора, композиторы с помощью современного языка и нотации воспроизводят, например, наиболее характерные приемы народного исполнительства: импровизационность, использование нетемперированного строя, неточное интонирование (детонацию), глиссандирование, сочетание напевной и говорной манер пения (часто звуковысотно нефиксированный говор).
Слайд 4Суть этого течения — использование, в ряде случаев и открытие, древнейших слоев
Суть этого течения — использование, в ряде случаев и открытие, древнейших слоев
фольклора (прежде всего обрядового) и фольклора географически труднодоступных, глухих уголков, а главное, то, что народный музыкальный материал не подчиняется мажоро-минору и другим принципам европейской профессиональной музыки: из самого этого материала выводятся новые принципы — голосоведения, фактуры, инструментализма и т. д., причем цитирование, бывшее ранее нормой, уступает место свободному комбинированию фольклорных элементов.
Отсюда и само название направления, включающее приставку «нео», которая указывает на качественную новизну течения по сравнению с предшествующей эпохой романтизма. Не довольствуясь народным творчеством как предметом любования и воспевания, композиторы придают обрядовому действу, культу далеких предков некий непреходящий и актуальный смысл, заряжая архаические попевки и наигрыши острой динамикой современного прочтения «вечных» проблем.
Отсюда и само название направления, включающее приставку «нео», которая указывает на качественную новизну течения по сравнению с предшествующей эпохой романтизма. Не довольствуясь народным творчеством как предметом любования и воспевания, композиторы придают обрядовому действу, культу далеких предков некий непреходящий и актуальный смысл, заряжая архаические попевки и наигрыши острой динамикой современного прочтения «вечных» проблем.
Слайд 5Композиторы-неофольклористы
Представители этого течения — Яначек, Барток, Энеску, Шимановский — развивались вполне независимо
Композиторы-неофольклористы
Представители этого течения — Яначек, Барток, Энеску, Шимановский — развивались вполне независимо
друг от друга. При этом для Шимановского исключительное значение имел пример Стравинского, а именно то, как русский музыкант сочетал утверждение почвенных национальных корней с самыми смелыми новациями, а также то, как он невозможное делал возможным, утверждая право на эксперимент, придавая композиторам веру в собственные силы.
Кроме того, Стравинский в «Весне священной» создал оригинальную крупную симфоническую форму, принципиально показав, как осуществить переход от жанровой картинки-миниатюры (где легче воссоздать национальную характерность) к большой инструментальной форме. По всем этим причинам «Весна священная» была и остается фундаментальным сочинением неофольклоризма.
Соприкоснется с неофольклоризмом и Карл Орф; его «Carmina Burana» ведет свою родословную от «Весны священной» и «Свадебки».
Кроме того, Стравинский в «Весне священной» создал оригинальную крупную симфоническую форму, принципиально показав, как осуществить переход от жанровой картинки-миниатюры (где легче воссоздать национальную характерность) к большой инструментальной форме. По всем этим причинам «Весна священная» была и остается фундаментальным сочинением неофольклоризма.
Соприкоснется с неофольклоризмом и Карл Орф; его «Carmina Burana» ведет свою родословную от «Весны священной» и «Свадебки».