Фотограф Эжен Атже

Содержание

Слайд 2

Биография:

Эже́н Атже́ (фр. Jean Eugène Auguste Atget; 12 февраля 1857, Либурн, деп.

Биография: Эже́н Атже́ (фр. Jean Eugène Auguste Atget; 12 февраля 1857, Либурн,
Жиронда — 4 августа 1927, Париж) — французский фотограф и художник.
Легендарный французский фотограф, создавший более 10 000 фотографических снимков столицы Франции начала XX века, автор уникального проекта – обширнейшего фоторепортажа «топография старого Парижа». Жизнь и творчество. Эжен Атже (полное имя Жан Эжен Огюст Атже) родился 12 февраля 1857 года в небольшом портовом городке Либурн, расположенном на слиянии рек Иль и Дордонь, неподалеку от Бордо.

Слайд 3

Спутницей всей жизни Атже была актриса Валентина Компаньон, с которой он познакомился

Спутницей всей жизни Атже была актриса Валентина Компаньон, с которой он познакомился
в 1886 году. Супруги долго скитались по стране, пока в 1898 году не осели в Париже. В качестве источника дохода и самореализации уже немолодой Атже выбрал новое занятие – фотографирование.

Слайд 4

Жизнь и творчество

родился 12 февраля 1857 года в небольшом портовом городке

Жизнь и творчество родился 12 февраля 1857 года в небольшом портовом городке
Либурн, расположенном на слиянии рек Иль и Дордонь, неподалеку от Бордо. Эжен был еще совсем мал, когда один за другим скончались его мать и отец, мастер по изготовлению и ремонту повозок. Осиротевшего мальчика принял на воспитание дядя, высокопоставленный чиновник в системе железнодорожного сообщения, и вскоре Эжен вместе со своей новой семьей переехал в Париж.
Дядя отдал мальчика в превосходную католическую школу, где Эжен не без успеха изучал богословие и латынь. Однако морская романтика влекла морского человека сильнее, чем карьера священника. В 1874 году молодой человек сбежал из дома и устроился юнгой на торговый корабль, идущий в Уругвай.

Слайд 5

Его фигура в потертой одежде и черное покрывало, которое фотограф набрасывал на

Его фигура в потертой одежде и черное покрывало, которое фотограф набрасывал на
себя при съемке, превратились в своеобразную достопримечательность. Парижане прозвали фотографа «Папаша Атже». Вооружившись камерой, папаша Атже бродил по улицам Парижа в поисках натуры с раннего утра и до полудня (послеобеденное время фотограф посвящал обработке пластинок и печати фотографий). Он снимал, что видел, – узкие улицы и сады в историческом центре города, старые особняки (многие из которых не сохранились до наших дней), роскошные дворцы периода Империи, мосты и набережные Сены, витрины магазинов, лестницы и архитектурные детали фасадов зданий, а также их интерьеры. Нередко Атже выбирался в пригороды Парижа, чтобы запечатлеть живописные пейзажи Версаля, Сен-Клода или Со. Можно увидеть на снимках Атже и парижан, обычно самых простых сословий: уличных лоточников, мелких торговцев, мусорщиков, нищих и даже проституток. Ряд работ Атже посвящен ярмаркам и народным праздникам в различных районах столицы.
Довольно быстро фотографии Атже обрели своих первых ценителей. Уже в 1899 году фотограф продал 100 работ, посвященных старому Парижу, в Парижскую историческую библиотеку. Другие фотографии мастера нашли своих покупателей как среди исторических институтов, так и среди частных коллекционеров. Кстати, среди последних было немало художников (Жорж Брак, Морис Утрилло, Морис де Вламинк, Анри Матисс, Ман Рей), которые порой черпали вдохновение в работах Атже, не выходя для поисков натуры из мастерской. В 1902 году Валентина Компаньон оставила театр и стала помогать мужу в обработке фотоматериалов. Больших доходов занятия фотографией не приносили, но все же позволяли семье прокормиться.

Слайд 6

Фотографии 1900 - 1927 гг.

Фотографии 1900 - 1927 гг.

Слайд 9

Так было до начала Первой Мировой войны, которая вызвала во Франции упадок

Так было до начала Первой Мировой войны, которая вызвала во Франции упадок
и депрессию. Находить покупателей на работы становилось все труднее и труднее. К тому же, здоровье Атже заметно ослабло. Он страдал от язвы желудка и питался лишь хлебом, молоком и сахаром (впрочем, жесткую диету некоторые объясняют эксцентричностью фотографа). А работа фотографа в то время требовала недюжинных физических сил.
Фотокамера Эжена Атже была весьма тяжела – в своих странствиях по Парижу фотографу приходилось носить с собой увесистое и громоздкое устройство, которое практически невозможно было снять со штатива. При этом аппарат был довольно прост – он фиксировал изображение на фотопластинках (тонких стеклянных пластинах размером 18х24 см, на одну сторону которых была нанесена фотоэмульсия), а чтобы навести резкость, нужно было сжать или растянуть «мехи». Объектив этой камеры был не самого высокого качества, из-за чего работы Атже уступают по резкости снимкам многих других фотографов, сделанных в то же время. Не было у Атже и экспонометра – при расчете экспозиции фотограф полагался на собственноручно составленные таблицы и собственный опыт. Таким образом, выполнение каждого снимка требовало большого труда. Для новой фотографии нужно было перезарядить или перевернуть кассету (она вмещала не более двух фотопластинок), причем сделать это в полной темноте – для того-то фотографы того времени и носили с собой черные покрывала. Кроме того, фотограф должен был выверить композицию каждого кадра и тщательно рассчитать экспозицию – ведь чтобы сделать повторный кадр, нужно было потратить еще одну фотопластинку, а носить с собой двойной запас фотоматериалов Атже не мог как из-за слабого здоровья, так и по финансовым соображениям (стоили фотопластинки недешево). Остается только удивляться, что за 30 лет работы Эжену Атже удалось сделать такое количество снимков – его творческое наследие состоит из более чем 10000 фотографий.

Слайд 10

После войны дела фотографа несколько поправились. В 1920 году Атже продал 2600

После войны дела фотографа несколько поправились. В 1920 году Атже продал 2600
своих негативов Департаменту изящных искусств при Министерстве культуры Франции, получив за них 10000 франков – сумму по тому времени более чем внушительную. Это дало творчеству Атже новый импульс – теперь он не так зависел от капризов заказчиков и мог сосредоточиться на том, что его действительно интересовало. Кроме того, в двадцатые годы Эжен Атже познакомился с молодой американкой Беренис Эббот, котрая в будущем также получила известность как фотограф. Эббот пыталась поддержать Атже материально и даже присылала своих друзей, чтобы они покупали его работы. Но денег хватило ненадолго, и в последние годы жизни старому фотографу пришлось испытать настоящую нужду. К тому же в 1926 году в возрасте семидесяти девяти лет умерла Валентина Компаньон, его верная помощница и подруга. Спустя год, за день до своей собственной смерти, фотограф с трудом вышел на балкон своей квартиры, расположенной на шестом этаже дома №17 на улице Кампань-Премьер в районе Монпарнаса, гордо оглядел простиравшийся под ним Париж, воздел руки к небу и крикнул: «Я умираю!» Огромный город, который Эжен Атже с любовью фотографировал тридцать лет, его смерти не заметил.

Слайд 11

Своей посмертной славой Эжен Атже во многом обязан Беренис Эббот, которая приобрела

Своей посмертной славой Эжен Атже во многом обязан Беренис Эббот, которая приобрела
большую часть его архива, организовала выставку работ, а также опубликовала о фотографе ряд статей. Работы Эжена Атже вдохновили многих талантливых фотографов XX века. «… я познакомился с работами Атже, фотографа с трагической судьбой, и они произвели на меня настолько сильное впечатление, что, наверное, под их влиянием я и купил свой первый фотоаппарат» — вспоминал Анри Картье-Брессон. Отдавал должное мастерству Атже и знаменитый американский фотограф Ансел Адамс: «Фотографии Атже — непосредственные и эмоционально чистые записи редкого и утонченного восприятия и представляют, может быть, самую раннюю форму чистого искусства фотографии». Сама Беренис Эббот писала: «Его будут помнить, как историка города, настоящего романтика, влюбленного в Париж, как Бальзака от фотографии, чьими работами мы можем сплести огромный гобелен французской культуры». На протяжении десятилетий Эббот систематизировала творческое наследие фотографа, а в 1968 году организовала его приобретение нью-йоркским Музеем современного искусства. Только в это время, спустя сорок лет после своей смерти, Эжен Атже стал, наконец, известен широкому зрителю и занял положенное место в пантеоне мастеров фотографии.

Слайд 12

Источники:

https://yarodom.livejournal.com/402766.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Атже,_Эжен
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=фотограф%20Эжен%20Атже%20биография
https://fotogora.ru/?p=10387

Источники: https://yarodom.livejournal.com/402766.html https://ru.wikipedia.org/wiki/Атже,_Эжен https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=фотограф%20Эжен%20Атже%20биография https://fotogora.ru/?p=10387
Имя файла: Фотограф-Эжен-Атже.pptx
Количество просмотров: 30
Количество скачиваний: 0