Декадентство в зарубежной литературе

Содержание

Слайд 2

ДЕКАДЕНТСТВО - (ФР. DÉCADENT — УПАДОЧНЫЙ) 

направление в литературе, творческой мысли, самовыражении периода fin de siècle (рубеж XIX и

ДЕКАДЕНТСТВО - (ФР. DÉCADENT — УПАДОЧНЫЙ) направление в литературе, творческой мысли, самовыражении
XX веков), которое характеризуется эстетизмом, индивидуали-змом, пессимизмом, эскапизмом. Иногда рассматривается как cвязующее звено между романтизмом XIX века и модернизмом XX века.

Слайд 3

НАЧАЛО.

Начало его обычно связывают с общественно-политическим событием – революцией во Франции 1871 г.

НАЧАЛО. Начало его обычно связывают с общественно-политическим событием – революцией во Франции
(иначе: Первая пролетарская революция, Первая пролетарская диктатура, Первое правительство рабочего класса), на которую возлагались большие надежды. Парижская коммуна просуществовала всего 72 дня – с 18 марта по 28 мая 1871 г. Это была неудавшаяся попытка сменить один общественный строй и вместе с ним привычный ход жизни на другой. После поражения Парижской коммуны вера в прогресс, разум, в доброе начало в человеке была поколеблена, взамен – сознание неблагополучия, чувство страха перед будущим и почти религиозная вера в искусство. Несмотря на то, что Парижская коммуна не удалась, кризис классической картины мира стал очевиден, и все чаще в области политики и в искусства предпринимались попытки построить альтернативную, «новую» картину мира. С концом XIX -- началом ХХ века связано начало новой исторической эпохи – эпохи крушения классического буржуазного мира, начало целой волны антибуржуазных движений, переворотов, революций, мятежей.

Слайд 4

«Умерли все боги» — это дерзкое заявление Ницше, было наиболее знаменитым свидетельством

«Умерли все боги» — это дерзкое заявление Ницше, было наиболее знаменитым свидетельством
того исторического, поистине тектонического сдвига, который осуществлялся XX веком. Этот сдвиг был предопределен кризисом просветительской оптимистической идеологии, идеи исторического прогресса, идеи целесообразного мира, который базируется на разуме и морали, на основополагающих христианских истинах. «Смерть Бога» — это одновременно, по Ницше, процесс «открытия себя», а такое «открытие» сопровождается «освобождением от морали».
На этом пути и состоялось в конце XIX в. оформление «декаданса» как особенного качества общества и культуры «эпохи Ницше». Декаданс трудно отождествляется с тем или иным литературным направлением, скорее это некая исходная мировоззренческая установка, влекущая «распад цельности», распад единства прекрасного, истинного и нравственного. Поэтому очевидные признаки декаданса усматриваются в символизме, особенно французском, в силу прямой зависимости от «Цветов Зла» Шарля Бодлера, а также от его принципа «соответствия».
«Распад цельности» — это и одновременное формирование крайностей, в виде натурализма и в виде символизма. В немалой степени крайностями декадентского нигилизма определялась логика развития консервативного крыла литературы — а потому такая литература устойчиво развивалась в стране классического декаданса, во Франции, создавая картину парадоксального соединения резких контрастов

Слайд 5

К писателям-декадентам причисляли в Великобритании Оскара Уайльда и сотрудников «Жёлтой книги», а также популярнейшую

К писателям-декадентам причисляли в Великобритании Оскара Уайльда и сотрудников «Жёлтой книги», а
романистку Марию Корелли, в Италии — д’Аннунцио, в Австрии — Шницлера, в Польше — С. Пшибышевского, во Франции — Гюисманса, в Бельгии — Роденбаха. Относительно слабо был представлен декадентский эстетизм в странах Нового света, в том числе в США.

Слайд 6

ДЕКАДЕНТСТВО И ЭСТЕТИЗМ В РОМАНЕ ГЮИСМАНСА «НАОБОРОТ».

Гюисманс Жорис Карл [1848—1907] — французский писатель,

ДЕКАДЕНТСТВО И ЭСТЕТИЗМ В РОМАНЕ ГЮИСМАНСА «НАОБОРОТ». Гюисманс Жорис Карл [1848—1907] —
вышел из интеллигенции, у к-рой склонность к эмоциональным «духовным кризисам» личности часто сочетается с консерватизмом. Он выразил психоидеологию этой социальной группы.
«Наоборот» – библия декадентства. Роман 1884 г. посвящен жизни представителя вымирающей аристократической семьи, не находящего моральных и экономических устоев в окружающей буржуазной культуре, «потому что наступило царство конторы, торговли с ее узкими рыночными идеалами». Герой романа, оторванный от современной ему жизни буржуазного общества, уходит в искусство и искусственное. Он создает себе свой мир извращенных грез, в к-ром все устроено «наоборот» по отношению к действительности. Так он выражает свой протест против ненавистного им уклада жизни.

Слайд 7

АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Английская литература в последнее десятилетие XIX века, подобно другим европейским

АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Английская литература в последнее десятилетие XIX века, подобно другим европейским
литературам, оказалась, пусть хоть и не надолго, во власти декадентских умонастроений. Дух декаданса довольно легко пересек пролив, разделяющий Англию и Францию, и благодаря апологетам «нового искусства» обрел своих почитателей и в самом Лондоне.

Слайд 8

ОСКАР УАЙЛЬД

«Я обожаю Париж, — откровенно признавался Уайльд в разговоре с Морисом

ОСКАР УАЙЛЬД «Я обожаю Париж, — откровенно признавался Уайльд в разговоре с
Сесли. — Так как я не имею возможности творить в Англии, я собираюсь переехать в другую столицу, которой я так давно очарован. Это, конечно, ваш Париж, а Париж это Франция. Это своеобразная Мекка для артистов, это «laville artiste». Я так обожаю ваш язык. Для меня существуют только два языка в мире: французский и греческий»
Активно стали прибегать в Англии и к такой знаменитой фразе, как «fin de siecle» — конец века, которая ассоциировалась с другой популярной фразой у французов «fin de globe» — конец света. Насколько они прижились в английском обществе, можно судить по роману О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», опубликованному в 1891 г.:
«Fin de siecle» — проронил лорд Генри.
«Fin de globe» — подхватила леди Нарборо (хозяйка гостиной).
Если бы поскорее fin de globe! — вздохнул Дориан. — Жизнь сплошное разочарование

Слайд 9

ЖЕЛТАЯ КНИГА

Английский литературный ежеквартальный журнал, издававшийся в 1894-1897 годах и давший название

ЖЕЛТАЯ КНИГА Английский литературный ежеквартальный журнал, издававшийся в 1894-1897 годах и давший
«жёлтые девяностые» последнему десятилетию XIX века. «Жёлтая книга» стала ярчайшим в Англии проявлением культуры декадентства и собрала многих деятелей эстетизма 1890-х гг. На страницах журнала был представлен широкий спектр литературных и художественных жанров, поэзии, рассказов, эссе, книжных иллюстраций, портретов и репродукций картин.
Дата основания1894 г.