Донские рассказы М.А. Шолохова. Братоубийственная война как трагедия

Содержание

Слайд 2

Все рядком лежат - Не развесть межой. Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой?
Белый был —

Все рядком лежат - Не развесть межой. Поглядеть: солдат. Где свой, где
красным стал: Кровь обагрила. Красным был — белый стал: Смерть побелила.
М.И. Цветаева.
1920.

Слайд 3

М.А. Шолохов – крупный мастер художественного слова. Вся его жизнь и литературная

М.А. Шолохов – крупный мастер художественного слова. Вся его жизнь и литературная
деятельность были связаны с донским краем.

Сам Шолохов подчёркивал: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и являюсь патриотом своей великой могущественной Родины».

Слайд 4

С 1918 года будущий писатель живёт в Вёшенской, учится там в гимназии.

С 1918 года будущий писатель живёт в Вёшенской, учится там в гимназии.
Идёт страшная война на Донской земле.

Слайд 5

С 14 лет он уже воюет на стороне красных. «Я вёл крутую

С 14 лет он уже воюет на стороне красных. «Я вёл крутую
линию… шибко я комиссарил, был судим ревтрибуналом за превышение власти… гонялся за бандитами, властвовашими на Дону до 1922 года, да и банды гонялись за нами», - писал он в автобиографии.

Слайд 6

«Донские рассказы» были опубликованы в 1926 году. Их автор, М. Шолохов в

«Донские рассказы» были опубликованы в 1926 году. Их автор, М. Шолохов в
это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже многое

Слайд 7

«Приходилось бывать в разных переплётах», - напишет он позже в автобиографии. Он

«Приходилось бывать в разных переплётах», - напишет он позже в автобиографии. Он
вспомнит себя на допросе, который вёл сам Нестор Махно. Атаман, отпуская подростка, пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти. События того времени явились фактическим материалом, который лёг в основу его первых рассказов.

Слайд 8

Гражданская война – это
кровь
смерть
страдания
братоубийственная война
противостояние красных и белых

Гражданская война – это кровь смерть страдания братоубийственная война противостояние красных и белых

Слайд 9

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному.

Образ гражданской войны в «Донских

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному. Образ гражданской войны в
рассказах»
М .А. Шолохова

Слайд 11

РОДИНКА

РОДИНКА

Слайд 12

Родинка: образ Николки

Опять кровь… Уморился так жить… Опостылело все…

Не по летам

Родинка: образ Николки Опять кровь… Уморился так жить… Опостылело все… Не по
выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая

Стыдится своих восемнадцати годов.
От отца унаследовал любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и родинку с голубиное яйцо

Слайд 13

Родинка: образ атамана

ассоциация с волком

зачерствела душа;
тоска, боль, жестокость

ненависть: «коммунистов ликвидируем»,
тоска по

Родинка: образ атамана ассоциация с волком зачерствела душа; тоска, боль, жестокость ненависть:
мирной жизни, по дому, по крестьянскому труду.

Слайд 14

РОДИНКА

Отца и сына сближают ненависть к врагам и тоска по мирной жизни.

РОДИНКА Отца и сына сближают ненависть к врагам и тоска по мирной
Тяжёлая жизнь, война искалечили человека, превратили его в волка, но отцовское чувство оказывается сильнее классовой ненависти.

Слайд 15

Продкомиссар

Продкомиссар

Слайд 17

Продкомиссар: образ Игната Бодягина

кожа на острых изломах скул посерела

что-то уперлось в горле

Продкомиссар: образ Игната Бодягина кожа на острых изломах скул посерела что-то уперлось
и перехватило дыхание;
сказал придушенно:
— Не серчай, батя...

Бедняков мы не грабим, а у тех, кто чужим по́том наживался, метем под гребло; на распыл пойдешь!.. 

Слайд 18

Продкомиссар: образ старика Бодягина

Узнал сына, и горячее блеснуло в глазах, потом потухло

Ты

Продкомиссар: образ старика Бодягина Узнал сына, и горячее блеснуло в глазах, потом
мне не сын, я тебе не отец…будь трижды проклят, анафема.. Не умру, сохранит матерь божия, — своими руками из тебя душу выну

Рыжая борода только по краям заковылилась сединой; 
морщинистая, загорелая шея

Слайд 19

ПРОДКОМИССАР

Жестокость в рассказе порождает ответную жестокость, однако нравственно искалеченный герой оказывается способным

ПРОДКОМИССАР Жестокость в рассказе порождает ответную жестокость, однако нравственно искалеченный герой оказывается
на самопожертвование во имя спасения ребёнка.

Слайд 21

Чужая кровь: образ старика Гаврилы

Носил шаровары с лампасами; вешал на грудь медали

Чужая кровь: образ старика Гаврилы Носил шаровары с лампасами; вешал на грудь
и кресты, полученные за то, что служил монарху верой и правдой

Об одном думает дед - о сыне, пропавшем в войну без вести.
Глаза его налились кровью и слезами (смерть сына).

Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман; нянчил ненависть стариковскую, глухую.

Слайд 22

Чужая кровь: образ старика Гаврилы

густо побагровел, закашлялся

не ощутил ненависти, дрогнул от жалости;

Чужая кровь: образ старика Гаврилы густо побагровел, закашлялся не ощутил ненависти, дрогнул
от слова "отец" потеплело в груди.

изрубленные люди;
с ужасом чувствовал, что кровно привязывается к новому Петру, а образ родного сына меркнет

Слайд 23

ЧУЖАЯ КРОВЬ

Уже в названии рассказа подчёркивается
отсутствие кровного родства между героями.
Дед Гаврила

ЧУЖАЯ КРОВЬ Уже в названии рассказа подчёркивается отсутствие кровного родства между героями.
спасает чужого сына,
классового врага.
и это не просто акт милосердия,
а настоящая отцовская любовь,
высшее проявление нравственности.

Слайд 24

«Донские рассказы»

Во всех трех рассказах перед нами взаимоотношения близких людей, которых разделила,

«Донские рассказы» Во всех трех рассказах перед нами взаимоотношения близких людей, которых
нравственно искалечила гражданская война. Спасение только в любви, милосердии.

Отца и сына сближают ненависть к врагам и тоска по мирной жизни. Тяжёлая жизнь, война искалечили человека, превратили его в волка, но отцовское чувство оказывается сильнее классовой ненависти.

Жестокость в рассказе порождает ответную жестокость, однако нравственно искалеченный герой оказывается способным на самопожертвование во имя спасения ребёнка.

Дед Гаврила спасает чужого сына,
классового врага.
и это не просто акт милосердия,
а настоящая отцовская любовь,
высшее проявление нравственности.

Слайд 25

Концепция гражданской войны
в «Донских рассказах» М.А. Шолохова
М.А. Шолохов ушёл от примитивного

Концепция гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова М.А. Шолохов ушёл от
противопоставления «красных» «белым», рассказав о первом послереволюционном десятилетии как о трагическом времени перелома человеческого и национального бытия. 20-ые годы в изображении Шолохова – это время, необратимо расколовшее русский народ, это эпоха великого горя народного.
Гражданская война в рассказах предстаёт как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся человеческие связи, нравственные законы, традиции народа.