Слайд 2 Немецкий экспрессионизм - весьма непросто обозначаемое литературно-художественное понятие.
Он соединил в себе
многие направления, процветавшие во времена серебряного века поэзии с возникшими, несколько позже, футуризмом, сюрреализмом и дадаизмом.
Слайд 3 Экспрессионизм - это немецкая версия модернизма, всеобщего литературного направления, описывающего кризис мировой
цивилизации.
Его расцвет пришёлся на 1910 – 1920 гг.
Слайд 4Основной круг тем поэтов-экспрессионистов:
распавшаяся гармония окружающего мира,
предчувствие катастрофы, апокалипсиса.
Спасение, если оно
вообще возможно, видели только в акте творчества, вытекающего из непрерывного душевного или физического страдания.
Слайд 5Особенности экспрессионизма
не представлял собой единого течения ни по многократно провозглашенным целям, ни
по содержанию;
не было единого мнения относительно роли художника в обществе;
проблематичное отношение поэзии, искусства в целом к истории, к жизни общества;
идеи интернационализма и национализма, космополитизма и патриотизма и т.д.
Слайд 6Общие характерные черты
Целое мироощущение сводится к протесту, ибо во всем, что окружает,
экспрессионисты не видели ни единого положительного момента: мир был для них средоточием зла, где нет места красоте и гармонии.
Поэтому экспрессионисты отвергают все классические каноны, не принимают красиво звучащие рифмы, утонченные сравнения. Они разрывают всякие смысловые связи, искажают отдельные впечатления, превращая их в нечто омерзительное, отталкивающее.
Слайд 7 Экспрессионизм – это стремление к обобщению. Действительность рисуется в огромных картинах, за
которыми исчезают естественные и конкретные черты. Экспрессионисты пытались показать не саму действительность, а лишь абстрактное представление о том, что составляет ее сущность.
Слайд 8Типичный герой экспрессионистов – личность в момент наивысшего напряжения сил.
Герой экспрессионизма
живет по законам своей реальности, не найдя себя в настоящем мире. Он не преобразует реальности, а утверждает себя и потому часто не считается с законами, а нарушает их во имя справедливости или для самоутверждения.
Это маленький человек, подавленный жестокими социальными условиями существования, страдающий и гибнущий во враждебном ему мире.
Слайд 9 Напряженная попытка автора вместе со своим героем философски осмыслить действительности позволяет говорить
об интеллектуальности экспрессионистских произведений.
В экспрессионизме впервые в немецкой литературе с чрезвычайной болью и силой прозвучала тема "отчужденного человека", Человека, мучительно пытающегося постичь тяготеющий над ним "закон".
Слайд 10 Бессилие художника-экспрессиониста проявилось во время I мировой войны, которую многие восприняли как
политическую катастрофу или даже как крушение всех гуманистических идеалов.
Некоторые нашли выход в радикальном пацифизме, другие в горячей поддержке и участии в революции.
Уже в 1921 году страстный экспрессионист Иван Голль жестко констатировал: "Экспрессионизм умирает".
Слайд 11Георг Гейм
Немецкий экспрессионист, творческий путь которого ограничивается неполными тремя годами.
Сам Гейм называл
себя «немецким Рэмбо».
Слайд 12«Вечный день» (1910-1911)
Агрессивная образность экспрессионизма - «визитка» книги.
Для Гейма метафора
перестает быть «образным средством», она «реализуется» в виртуальной действительности. Возникает параллельный мир - фантастический, построенный на абсурде и гротеска.
Поэт чувствовал апокалиптические настроения своей эпохи: город становится главным героем «Вечного дня».
Слайд 13«Тень жизни» (1912)
Главные мотивы этого сборника:
город - «мрачный морг»,
поля -
«голые пустыни»,
вокруг - «маска смерти».
«Я» поэзии Гейма может быть представлено и как «мы», и как «он», но это всегда выражение его собственного состояния, когда жизнь - полная безысходность.
В «Тени жизни» возникает тема самоубийства, которая всегда связана с водой.
Слайд 14Георг Тракль
Австрийский поэт.
Историю своей души написал лично - она вся в его
стихах.
Слайд 15 В творчестве Тракля путешествуют похожие на галлюцинации образы в обязательном сопровождении звуков
и запахов.
Элементы стиха двигаются и взаимодействуют по законам, которые интуитивно понятны, однако не поддаются точному формулированию, и поэтому некоторые критики обозначают их «законам музыкальной построения» - все это позволяет считать Тракля поэтом «единого стиха», который постоянно создавал, обживав и одухотворював один и тот же лирический пространство.
Слайд 16 В ранних стихах Тракля (1907-1910) еще ощутимая эмоциональность надрыва и разрыва, холодная
ностальгия по прежней целостностью, которая позже исчезает.
Поэт не призывает к созданию новой системы ценностей, поскольку такое «создание» невозможно в принципе.
То, что обычно понимают под словом «смерть», в Тракля ассоциируется с финалом разложения, тлена; она - тотальное уничтожение, незыблемость.
Слайд 17 Пьесы «День Поминовения» и «Фата Моргана»,
Прозаические произведения - «Страна грез» и
«Мария Магдалина»,
«Утренняя песня» (1908),
«Стихи» (1913),
«Себастьян во сне» (1914).
Слайд 18Готфрид Бенн
Немецкий писатель.
Идейное мировоззрение Бенна сформировался под сильным влиянием философии Ф. Ницше,
О. Шпенглера и других представителей «философии жизни», а также философской антропологии и глубинной психологии.
Слайд 19 Нигилизм и скептицизм - это и движущие составляющие литературных взглядов Бенна, сформировавшиеся
под влиянием экспрессионизма.
В отличие от значительной части немецких экспрессионистов, которые разделяли иллюзию о возможности построения справедливого социального устройства, Бенн решительно отрицал эту идеологическую утопию, иронично сравнивая «вечный мир на Земле» из «вечной весной на Северном полюсе».
Слайд 20Первый период творчества
«Морг» (1912),
«Тело»(1917),
«Мусор»(1919),
«Расщепление» (1925),
книга рассказов «Мозг» (1916).
В
статье «Изменят ли поэты мир?» (1931) Бенн выступил против социально направленной поэзии, отдавая предпочтение не тенденциозности содержания, а совершенству художественной формы произведения.
Слайд 21Второй период творчества
Статья «После нигилизма» (1932), которая была воспринята в литературных кругах
как дань приверженности нацистской идеологии.
В статье говорилось о антропологическую революцию в развитии человечества, о рождении человека нового типа, что освободилась от оков старой цивилизации, отбросила ее дискредитированы моральные ценности и развивается в унисон с природными, биологическими силами.
Но уже в 1937 г. Бенн написал эссе «Пивнушка Вольф» (опубл. 1949), в котором не только отрекся от нацистских лозунгов, но и создал мрачный, гротескно-символический образ фашистского государства.
Слайд 22Прозаический фрагмент «Роман фенотипа» (1944),
«Ausgewahlte Gedichte» (1936),
«Gedichte» (1936),
«Zweinundzwanzig Gedichte» (1943).
С этих поэтических сборников встает образ человека, изолированного от мира, обреченного на одиночество и разочарование.
В поэзии этого времени значительное место занимают автобиографические мотивы.
Слайд 23Третий период творчества
Доминируют нигилистического настроения пессимизма, в художественном аспекте он остается сторонником
экспрессионизма, поэтика которого частично сочетается теперь с приёмами сюрреалистической техники письма.
Доклад «Проблемы лирики», произнесённый им в 1951 г. в Марбургском университете, фактически стал манифестом модернизма, в котором Бенн доказывал преимущества абстрактного искусства и провозглашал «артистизм» художественной формы как первоочередной цели художника.
Слайд 24«Статические стихи» (1948),
«Пьяный поток» (1949),
«Фрагменты. Новые стихи» (1951),
«Дистилляции. Новые
стихи» (1953) и др.
В его поэзии противопоставлена обществу «природа», гуманистическим идеалам - стихийные начала, современной цивилизации и демократии.