Эпос, лирика и драма

Содержание

Слайд 2

ЭПОС, ЛИРИКА И ДРАМА?

Эпос, лирика и драма – роды литературы!
Эпопея - ?
Эпопея

ЭПОС, ЛИРИКА И ДРАМА? Эпос, лирика и драма – роды литературы! Эпопея
- обширное эпическое повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.
Примеры эпопеи?
В то время, о котором мы говорим, наций еще не существует!

Слайд 3

КАКОЙ ЭПОС МЫ БУДЕМ ИЗУЧАТЬ?

греч. epos – слово, повествование, рассказ, песня
1) один

КАКОЙ ЭПОС МЫ БУДЕМ ИЗУЧАТЬ? греч. epos – слово, повествование, рассказ, песня
из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой)
2) героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев
Нас интересует эпос во втором значении!

Слайд 4

ПРИМЕРЫ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Шумеро-аккадский эпос («Сказание о Гильгамеше»)
Древнеиндийский эпос («Махабхарата», «Рамаяна»)
Древнегреческий эпос («Илиада»

ПРИМЕРЫ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Шумеро-аккадский эпос («Сказание о Гильгамеше») Древнеиндийский эпос («Махабхарата», «Рамаяна»)
и «Одиссея» Гомера)
Древнеримский эпос («Энеида»)
Все это – эпосы античности

Слайд 5

ПРИМЕРНЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ГРАНИЦЫ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Античность: V в. до н.э. – V

ПРИМЕРНЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ГРАНИЦЫ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Античность: V в. до н.э. –
в. н.э.
476 – отречение последнего императора Западной Римской Империи
Средневековье: V в. н.э. – XV в.
1453 – Падение Константинополя (и др. ключевые даты ок. 1500 года)

Слайд 6

ЭПОС СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

скандинавский («Старшая Эдда»)
английский («Беовульф»)
французский («Песнь о Роланде»)
испанский («Песнь о моём

ЭПОС СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ скандинавский («Старшая Эдда») английский («Беовульф») французский («Песнь о Роланде»)
Сиде»)
немецкий («Песнь о Хильдебранде»)
кельтские скелы («Похищение быка из Куальнге» и др.)

Слайд 7

КАК И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ЭПОС?

восходит к древнейшим мифам
отражает мифические представления человека

КАК И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ЭПОС? восходит к древнейшим мифам отражает мифические представления
о природе и окружающем мире.
Мифопоэтическое сознание
обожествление природы - вера в сверхъестественных духов => произведения о богах, драконах и др.
Драконы для людей средневековья реальны!

Слайд 8

«СТАРШАЯ ЭДДА», ПРОРИЦАНИЕ ВЁЛЬВЫ:

В начале времен,
когда жил Имир,
не было в мире
ни

«СТАРШАЯ ЭДДА», ПРОРИЦАНИЕ ВЁЛЬВЫ: В начале времен, когда жил Имир, не было
песка, ни моря,
земли еще не было
и небосвода,
бездна зияла,
трава не росла.

Пока сыны Бора,
Мидгард создавшие
великолепный,
земли не подняли,
солнце с юга
на камни светило,
росли на земле
зеленые травы.

Слайд 9

Один [сказал:] "Второй дай ответ, если светел твой ум и все знаешь, Вафтруднир: луна как возникла во

Один [сказал:] "Второй дай ответ, если светел твой ум и все знаешь,
тьме для людей, как создано солнце?"
Вафтруднир [сказал:] "Мундильфёри зовется отец солнца с луною; небо обходят они каждый день, то времени мера".
(Старшая Эдда, Речи Вафтруднира)

Слайд 10

О ЧЁМ ЕЩЁ ПОВЕСТВУЕТ ЭПОС?

Пей на пиру, но меру блюди и дельно беседуй; не прослывешь меж

О ЧЁМ ЕЩЁ ПОВЕСТВУЕТ ЭПОС? Пей на пиру, но меру блюди и
людей неучтивым, коль спать рано ляжешь.
(«Старшая Эдда», Речи Высокого)

Слайд 11

КОСМОГОНИЯ, НАСТАВЛЕНИЯ…

Долго правил    твердыней данов Беовульф датский,    народоводитель Скильдинг, наследник    единодержца, пока не сменил его    сын его, Хальфдан славный, что

КОСМОГОНИЯ, НАСТАВЛЕНИЯ… Долго правил твердыней данов Беовульф датский, народоводитель Скильдинг, наследник единодержца,
властил    до самой смерти. - и в старости Скильдинг    бойцом был отменным.

Родилось на землю    от Хальфдана четверо: Херогар, Хродгар,    Хальга Добрый и дочь, которая,    слышал я, стала подругой Онелы    в опочивальне, супругой Скильвинга,    конунга шведского.
(«Беовульф»)

Слайд 12

ЗАЧЕМ НУЖЕН ЭПОС?

Традиционное сознание
Важна передача традиции (сначала – устно) из поколения в

ЗАЧЕМ НУЖЕН ЭПОС? Традиционное сознание Важна передача традиции (сначала – устно) из
поколение!
Функция литературы – СОХРАНЕНИЕ
Знания о мироустройстве, возникновении мира (космогония)
Полезные сведения, наставления юношеству
История племени (народа): вожди, войны, значимые битвы

Слайд 13

ТЕМАТИКА ЭПИЧЕСКИХ ПОЭМ

Эпос направлен в ПРОШЛОЕ
Прошлое дистанцировано от настоящего
Сказитель (поэт) сознает эту

ТЕМАТИКА ЭПИЧЕСКИХ ПОЭМ Эпос направлен в ПРОШЛОЕ Прошлое дистанцировано от настоящего Сказитель
дистанцию
Пример: «Илиада» создана ок. IX – VIII вв. до н.э.
события Троянской войны: рубеж XIII-XII в. до н.э.

Слайд 14

ТЕМАТИКА ЭПИЧЕСКИХ ПОЭМ

«Беовульф» Древнеанглийский эпос, но первые строки: «Истинно! исстари слово мы слышим

ТЕМАТИКА ЭПИЧЕСКИХ ПОЭМ «Беовульф» Древнеанглийский эпос, но первые строки: «Истинно! исстари слово
о доблести данов, о конунгах датских»
Эпос средневековой Европы - эпоха Великого переселения народов (Эдда, ирландские скелы, Беовульф)

Слайд 15

МИФОЛОГИЗАЦИЯ ПРОШЛОГО

«Песнь о Роланде»
В поэме: грандиозная битва Карла Великого с маврами Историческая основа: маленькая

МИФОЛОГИЗАЦИЯ ПРОШЛОГО «Песнь о Роланде» В поэме: грандиозная битва Карла Великого с
стычка с басками

Слайд 16

МИФОЛОГИЗАЦИЯ: ИСКАЖЕНИЕ СОБЫТИЙ

Пример: Марко Королевич (сербские эпические песни)
В песнях: народный герой, борец

МИФОЛОГИЗАЦИЯ: ИСКАЖЕНИЕ СОБЫТИЙ Пример: Марко Королевич (сербские эпические песни) В песнях: народный
с турками Историческая основа: мелкий князь, турецкий вассал

Слайд 17

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЭПОСЫ…

Эпос эпохи разложения родового строя:
(ирландские скелы, «Эдда», «Беовульф», древневерхненемецкий эпос)
Эпос

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЭПОСЫ… Эпос эпохи разложения родового строя: (ирландские скелы, «Эдда», «Беовульф»,
феодальной эпохи:
(Высокое Средневековье: «Песнь о Нибелунгах», французский и испанский эпос: «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде»
В чем разница?

Слайд 18

ЭПОС ЭПОХИ РАЗЛОЖЕНИЯ РОДОВОГО СТРОЯ

связь с традициями фольклора доклассового общества
связь со сказаниями

ЭПОС ЭПОХИ РАЗЛОЖЕНИЯ РОДОВОГО СТРОЯ связь с традициями фольклора доклассового общества связь
о первопредках — «культурных героях».
Мифологическая, отчасти сказочная фантастика (боги, драконы)
Родо-племенные отношения!
Идеализация родовых отношений, элегический взгляд на родовые отношения
краткие песни и сказания,
творец и исполнитель - дружинный певец

Слайд 19

К ЧЕМУ ВСЁ ЭТО?

Эпос эпохи разложения родового строя – не общенароден!
Народ

К ЧЕМУ ВСЁ ЭТО? Эпос эпохи разложения родового строя – не общенароден!
(французский, английский и т.п.) ещё не сложился!
Родо-племенные отношения («Беовульф»: даны, гауты – названия племен)
Народная идея – в эпосе феодальной эпохи
«Песнь о Роланде» – идея Франции (в противостоянии с маврами)
Эпос феодальной эпохи – меньше фантастики.

Слайд 20

КОЛЛЕКТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭПОСА

Истинно! исстари
слово мы слышим
о доблести данов,
о конунгах датских,
чья слава в

КОЛЛЕКТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭПОСА Истинно! исстари слово мы слышим о доблести данов, о
битвах
была добыта!
«Беовульф»
Коллективное, эпическое «мы» – нет «я»!

Слайд 21

МИР ЭПОСА

Мир вождей и дружинников, битв и пиров
Основные темы:
ПИР
БИТВА
МОРЕ (МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ)
Действующие

МИР ЭПОСА Мир вождей и дружинников, битв и пиров Основные темы: ПИР
лица:
Боги
Первопредки
Герои

Слайд 22

КТО ОНИ – ГЕРОИ ЭПОСА?

Эпический герой может восходить к образу первопредка
Круг

КТО ОНИ – ГЕРОИ ЭПОСА? Эпический герой может восходить к образу первопредка
основных деяний первопредка связан с миростроением,
созданием современного облика мира (борьбой с хаосом),
добыванием для людей природных и культурных благ.
Пример: Прометей – добыл огонь.
Все эти черты переходят к эпическому герою!
Один – добывает мед поэзии
Борьба с силами хаоса (драконом): Беовульф, Сигурд-Зигфрид

Слайд 23

ГЕРОИ ЭПОСА

Сверхъестественность, исключительность во всем!
«Подошел он к площадке для игр и не

ГЕРОИ ЭПОСА Сверхъестественность, исключительность во всем! «Подошел он к площадке для игр
мог надивиться на то, что увидел: трижды пятьдесят юношей было у одного ее края и лишь один у другого, но всех превосходил Кухулин в бросках и метании в цель. А когда принялись они метать шары в цель — как издавна играли на поле в Эмайн — и наступал их черед бросать мячи, а его защищаться, все сто пятьдесят мячей ловил он, ни одного не пропуская к цели; если же сам он бросал, а они защищались, не зная промаха попадал он. Потом состязались они, срывая друг с друга одежду, и со всех ста пятидесяти сдергивал мальчик их платье, а те не могли ухватить и заколки из его плаща. Трижды пятьдесят юношей побеждал он в борьбе, повергая их наземь, а они всею силой не могли одолеть его»
«Повесть о юношеских деяниях Кухулина», ирландский эпос

Слайд 24

ГЕРОИ ЭПОСА

Божественное происхождение (античный эпос)
Герой-полубог – дар магической неуязвимости
Ахилл – ахиллесова пята
Избыточность

ГЕРОИ ЭПОСА Божественное происхождение (античный эпос) Герой-полубог – дар магической неуязвимости Ахилл
во всем: силе, росте, возрасте, крепости сна, обжорстве, эротизме и т.п.
Поединок героя с великаном – кто съест больше – нормальное явление!
Ранняя гибель (Сигурд-Зигфрид, Кухулин)
Нет потомства (Кухулин не имеет детей, дочь Сигурда убивают)

Слайд 25

КТО АВТОР ЭПОСА

Гомер, Вергилий…
Остальные?
Автор неизвестен?
Произведения анонимны?

КТО АВТОР ЭПОСА Гомер, Вергилий… Остальные? Автор неизвестен? Произведения анонимны?

Слайд 26

ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС

Критический взгляд на личность Гомера (Ф.А. Вольф): поэму не мог написать один

ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС Критический взгляд на личность Гомера (Ф.А. Вольф): поэму не мог
человек.
Пример: в 5 песне «Илиады» героя Пилемена убили (V.78) в 13 песне - он снова участник действия (XIII. 658).
И это не флэшбэк! ;)

Слайд 27

БЫЛИ ЛИ ЭТИ ТЕКСТЫ ВООБЩЕ НАПИСАНЫ?

Тексты очень древние.
Записи XI-XII вв.
Содержание: V

БЫЛИ ЛИ ЭТИ ТЕКСТЫ ВООБЩЕ НАПИСАНЫ? Тексты очень древние. Записи XI-XII вв.
в. (Великое переселение народов)
Сохранялись пять веков в неизменном виде?
Бесписьменные общества.
Всё исполнялось и передавалось устно (сказители, аэды – Древняя Греция, скопы – германские народы)

Слайд 28

КАК ОНИ ВСЁ ЗАПОМИНАЛИ?

Нет, не так, как здесь предположили ☺

КАК ОНИ ВСЁ ЗАПОМИНАЛИ? Нет, не так, как здесь предположили ☺

Слайд 29

МИЛМАН ПЭРРИ, АЛБЕРТ ЛОРД

МИЛМАН ПЭРРИ, АЛБЕРТ ЛОРД

Слайд 30

ЭКСПЕДИЦИЯ К БАЛКАНСКИМ СКАЗИТЕЛЯМ

ЭКСПЕДИЦИЯ К БАЛКАНСКИМ СКАЗИТЕЛЯМ

Слайд 31

А. ЛОРД «СКАЗИТЕЛЬ» (THE SINGER OF TALES)

Дело не в феноменальной памяти исполнителей,

А. ЛОРД «СКАЗИТЕЛЬ» (THE SINGER OF TALES) Дело не в феноменальной памяти
а в особой технике создания и передачи поэм!
Гипотеза Пэрри-Лорда

Слайд 32

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕДИЦИИ

Одна и та же поэма у разных сказителей отличалась
(размером, деталями)
Повторная экспедиция:

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕДИЦИИ Одна и та же поэма у разных сказителей отличалась (размером,
поэма у одного и того же сказителя отличалась!
(сам он не видел в этом проблемы)
Аналогично работают анекдоты, страшилки)
(сюжет неизменен, детали могут меняться)
Страшилка про гроб на колесиках

Слайд 33

НЕОСОЗНАННОЕ АВТОРСТВО

У эпоса нет автора (в современном понимании слова). Неосознанное авторство -

НЕОСОЗНАННОЕ АВТОРСТВО У эпоса нет автора (в современном понимании слова). Неосознанное авторство
термин М.И. Стеблин-Каменского. Устный сказитель каждый раз создаёт песню заново, но считает себя только исполнителем. Нет фиксированного текста. Есть канва сюжета и определенная техника исполнения.

Слайд 34

ПРИМЕР. ПЕСНЯ «МАРКО ПЬЕТ В РАМАЗАН ВИНО»

Был указ султана Сулеймана
В рамазан не

ПРИМЕР. ПЕСНЯ «МАРКО ПЬЕТ В РАМАЗАН ВИНО» Был указ султана Сулеймана В
бражничать народу,
Не носить зеленые кафтаны,
Не носить и кованые сабли,
Не кружиться с девушками в коло.
Марко водит с турчанками коло,
Марко носит кованую саблю,
Что ни день - в зеленом он кафтане,
В рамазан винище распивает,
Да еще муллам велит и ходжам,
Чтоб и турки с Марком пировали.
Бьют челом неверные султану:
"Сулейман, отец наш и владыка!

Разве ты не отдал повеленье
В рамазан не бражничать народу,
Не носить зеленые кафтаны,
Не носить и кованые сабли,
Не кружиться с девушками в коло?
Марко водит с турчанками коло,
Марко носит кованую саблю,
Что ни день - в зеленом он кафтане,
В рамазан винище распивает.
Мало что грешит он в одиночку,
Он еще муллам велит и ходжам,
Чтоб мы, турки, с Марком пировали

Слайд 35

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Формулы – повторяющиеся кусочки, «кирпичики»
Определение формулы (дал М. Пэрри, цитирует А.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ Формулы – повторяющиеся кусочки, «кирпичики» Определение формулы (дал М. Пэрри,
Лорд):
«группа слов, регулярно используемая в одних и тех же метрических условиях для выражения данной основной мысли». Примеры из Илиады: Агамемнон – «пастырь народов Атрид», Нестор – «конник геренский», «шлемоблещущий Гектор».

Слайд 36

ПРИМЕР ФОРМУЛ ИЗ РУССКИХ БЫЛИН

Мы сведем Илью к собаке царю Калину,
Что он

ПРИМЕР ФОРМУЛ ИЗ РУССКИХ БЫЛИН Мы сведем Илью к собаке царю Калину,
хочет, то над ним и сделает
реплика царя Калина:
Не служи-тко ты князю Владимиру,
А служи-тко ты собаке царю Калину.

Слайд 37

ИНСТРУМЕНТАРИЙ СКАЗИТЕЛЯ

Сюжеты (!) Сюжеты существуют в традиции; все, кто внутри традиции, знают их.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ СКАЗИТЕЛЯ Сюжеты (!) Сюжеты существуют в традиции; все, кто внутри традиции,

Важно не ЧТО рассказать, а КАК рассказывать Сюжетная канва каждой песни Формулы Набор топонимов и личных имен Пример: князь Владимир – Киев, асы (Один, Тор) - Асгард

Слайд 38

ПЛАСТИЧНОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ФОРМУЛ

Примеры из песен о Балканской войне (песни 1930-х годов):

ПЛАСТИЧНОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ФОРМУЛ Примеры из песен о Балканской войне (песни 1930-х

Мисир даше инглиској краљици ≪Египет дали английской королеве≫
По аналогии с московски краљица ≪московская царица≫ и багдатска краљица ≪багдадская царица≫.
Формула х+ краљица, где х - …. Ти начини сишне телиграфе ≪Ты приготовь короткие телеграммы≫
Образцом для строки служит: Ти начини ситне бујрунтије (бујрунтија - приказ паши).

Слайд 39

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТЫ ОБ ЭПИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ

тексты эпической поэзии строятся из устойчивых готовых блоков,

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТЫ ОБ ЭПИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ тексты эпической поэзии строятся из устойчивых готовых
но эти блоки не жесткие, а пластичные - существующие письменные тексты не писал отдельный автор, просто кто-то зафиксировал услышанное