Евгений Замятин. Мы

Содержание

Слайд 2

«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и

«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и
благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики»
(статья «Я боюсь»).
Это было писательское кредо Замятина. И роман «Мы», написанный в 1920 году, стал художественным его воплощением.

Слайд 5

Мы — Роман-антиутопия Евгения Замятина с элементами сатиры (1920). Действие разворачивается в двадцать

Мы — Роман-антиутопия Евгения Замятина с элементами сатиры (1920). Действие разворачивается в
девятом веке. Роман описывает общество жесткого контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь), идейно основанное на сциентизме и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».

Слайд 6

Литературная разминка

1. С каким праздником древних ассоциировался у нумеров Единого Государства День Единогласия?

Литературная разминка 1. С каким праздником древних ассоциировался у нумеров Единого Государства

2. Какой сюжет из Ветхого Завета по-своему, строго логически, изложил поэт Р-13?
3. Бюст какого древнего поэта обнаружил Д-503 в квартире Древнего Дома?
4. С какой стихией природы ассоциируется у Д-503 старуха из Древнего Дома?
5. Какой миф лёг в основу поэмы одного из государственных поэтов (поэма была прочтена на Празднике Правосудия)?
6. Кто такой МЕФИ? Какой миф ассоциируется с ним?

Слайд 7

7. Какую почётную обязанность выполнял Благодетель в день Праздника Правосудия? Какая ассоциация возникает

7. Какую почётную обязанность выполнял Благодетель в день Праздника Правосудия? Какая ассоциация
при описании этого “праздника”?
8. По словам Благодетеля, непременный признак истинной алгебраической любви к человечеству …
9. Что сближало нумер Д-503 и диких людей, живущих за Зелёной Стеной?
10. Что в лице I-330 вызывало сначала раздражение, а потом тревогу у Д-503?

Слайд 8

«Боишься - потому что это сильнее тебя, ненавидишь - потому что боишься,

«Боишься - потому что это сильнее тебя, ненавидишь - потому что боишься,
любишь - потому что не можешь покорить это себе. Ведь только и можно любить непокорное.»
I-330

Слайд 10

Благодетель — это Бог, сошедший на землю. Благодетель — единственное существо, которому

Благодетель — это Бог, сошедший на землю. Благодетель — единственное существо, которому
позволено думать. Для него понятия любви и жестокости неотделимы. Он суров, несправедлив и пользуется неограниченным доверием жителей Единого Государства.

Слайд 14

«Мы идём — одно миллионоголовое тело, и в каждом из нас — та смиренная

«Мы идём — одно миллионоголовое тело, и в каждом из нас —
радость, какою, вероятно, живут молекулы, атомы, фагоциты. В древнем мире — это понимали христиане, единственные наши (хотя и очень несовершенные) предшественники: смирение — добродетель, а гордыня — порок, и что «МЫ» — от Бога, а «Я» — от диавола."
Д-503

Слайд 16

Запись 20-я 
И вот — две чашки весов: на одной — грамм, на

Запись 20-я И вот — две чашки весов: на одной — грамм,
другой — тонна, на одной — «я», на другой — «Мы», Единое Государство. Не ясно ли: допускать, что у «я» могут быть какие-то «права» по отношению к Государству, и допускать, что грамм может уравновесить тонну, — это совершенно одно и то же. Отсюда — распределение: тонне — права, грамму — обязанности; и естественный путь от ничтожества к величию: забыть, что ты — грамм и почувствовать себя миллионной долей тонны… — Д-503

Слайд 18

«Вот я — сейчас в ногу со всеми — и всё-таки отдельно от всех.

«Вот я — сейчас в ногу со всеми — и всё-таки отдельно
Я ещё весь дрожу от пережитых волнений, как мост, по которому только что прогрохотал древний железный поезд. Я чувствую себя. Но ведь чувствуют себя, сознают свою индивидуальность — только засоренный глаз, нарывающий палец, больной зуб: здоровый глаз, палец, зуб — их будто и нет. Разве не ясно, что личное сознание — это только болезнь.» (Д-503)

Слайд 19

Цитаты.

Запись 7-я 
Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как…

Цитаты. Запись 7-я Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой,
ну, как движение аэро и его скорость: скорость аэро = 0, и он не движется; свобода человека = 0, и он не совершает преступлений. Это ясно. Единственное средство избавить человека от преступлений — это избавить его от свободы.
(Д-503)

Слайд 20

Запись 8-я 
Стены — это основа всякого человеческого…
(Д-503)
Запись 16-я 
Душа? Это

Запись 8-я Стены — это основа всякого человеческого… (Д-503) Запись 16-я Душа?
странное, древнее, давно забытое слово.
(Д-503)

Слайд 21

Запись 35-я
Смех — самое страшное оружие: смехом можно убить все — даже

Запись 35-я Смех — самое страшное оружие: смехом можно убить все — даже убийство. (Д-503)
убийство. 
(Д-503)

Слайд 22

«Если они не поймут, что мы несём им математически безошибочное счастье, наш

«Если они не поймут, что мы несём им математически безошибочное счастье, наш
долг заставить их быть счастливыми.»

Слайд 23

Формула счастья:
“Истинная алгебраическая любовь к человеку — непременно бесчеловечна, и непременный

Формула счастья: “Истинная алгебраическая любовь к человеку — непременно бесчеловечна, и непременный
признак истины — ее жестокость”.
Благодетель.

Слайд 24

В марте 1949 г. Оруэлл пишет :
«Это возмутительно, что книга такой удивительной

В марте 1949 г. Оруэлл пишет : «Это возмутительно, что книга такой
судьбы и такого огромного значения не выходит к читателю»

Слайд 25

“Мы” — роман-предупреждение
о страшных последствиях отказа
от собственного “я”, даже во

“Мы” — роман-предупреждение о страшных последствиях отказа от собственного “я”, даже во
имя
самых прекрасных теорий.
Замятин показал, как трагично
и губительно может повернуться
жизнь людей в таком тоталитарном
государстве.

Слайд 26

Казимир Малевич.

Казимир Малевич.