Фантастика в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

Содержание

Слайд 2

Актуальность

Литературная сказка – достаточно сложное явление для интерпретации, что обусловлено синтетичностью

Актуальность Литературная сказка – достаточно сложное явление для интерпретации, что обусловлено синтетичностью
ее природы, объединяющей элементы народной культуры и литературного произведения. Однако именно эта специфика делает сказку благоприятной средой для различного рода экспериментов. Ярким тому примером является создание фантастического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина, которое варьируется от непосредственного изображения плодов человеческой фантазии до психологической игры с сознанием и подсознанием зрителя.
Обращение к творчеству Салтыкова-Щедрина позволяет выявить скрытую за фантастическими образами социально-философскую проблематику, что обуславливает актуальность данного исследования.

Слайд 3

Цель исследования – анализ способов представления фантастического и его роль в сказках

Цель исследования – анализ способов представления фантастического и его роль в сказках
М. Е. Салтыкова-Щедрина. Задачи исследования: 1) кратко раскрыть специфику литературной сказки; 2)охарактеризовать роль и значение фантастического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. .

Слайд 4

Специфика литературной сказки

литературная сатирическая сказка представляет собой разновидность народной прозы, посредством которой

Специфика литературной сказки литературная сатирическая сказка представляет собой разновидность народной прозы, посредством
боролись с общественно-политическими и социальными недостатками;
одна из особенностей, которая оказала влияние на язык и форму произведений, - их устное исполнение;
наличие двух сюжетных линий (линия героя - представителя социальных низов и линия его противника);
наделение персонажей определёнными чертами, стремление через их имена достичь комического эффекта, за внешним неправдоподобием находится авторская позиция в отношении социальных и общественных явлений;
специфический план организации сюжета сатирических сказок, в которых обычно наказывается сильнейший, а также динамика развития сюжета, которой соответствуют выразительные средства, используемые с максимальной экономией, и диалогическая речь героев.

Слайд 5

Литературная концепция сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

каждая сказка Салтыкова-Щедрина представляет собой полноценную эстетическую

Литературная концепция сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина каждая сказка Салтыкова-Щедрина представляет собой полноценную
систему, организованную по специфическим художественным принципам;
сюжет произведений Салтыкова-Щедрина является оригинальным в том плане, что он нехарактерен для жанра сказки, однако, если бы он был воспроизведен в жанре повести или романа (например, в духе магического реализма), то его сюжетная канва казалась бы традиционной. Соответственно, писатель тяготеет к сложным, рефлексивным духовным опытам, однако при этом способен облекать их в относительно простые для восприятия формы. Соответственно, жанр сказок Салтыкова-Щедрина можно определить, как философский.

Слайд 6

Специфика фантастического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

в основе фантастики Салтыкова-Щедрина лежит«народный взгляд

Специфика фантастического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина в основе фантастики Салтыкова-Щедрина лежит«народный
на вещи». Во многих фантастических образах писателя представлены развёрнутые народные метафоры;
фантастическое для Салтыкова-Щедрина становится инструментом разоблачения «недолжной жизни»;
но фантастика также и смягчает сатиру: в фантастическом контексте более естественным образом решаются задачи сатиры

Слайд 7

Психологическая функция фантастического

в сказках Салтыкова-Щедрина фантастика выполняет и психологическую функцию;
для сказок Салтыкова-Щедрина

Психологическая функция фантастического в сказках Салтыкова-Щедрина фантастика выполняет и психологическую функцию; для
характера резкая контрастность образов, по принципу онтологической оппозиции «добро» и «зло». При этом зачастую в процессе развития оказывается, что эта оппозиция в действительности должна быть полностью перевернута. Тем самым Салтыков-Щедрина стремится указать, что самые крупные недостатки – это не порождение внешней среды, а оборотная сторона самой личности.
так, под канвой сказок Салтыкова-Щедрина скрывается второе дно, которое вызывает у читателя смутное чувство тревоги, порожденное интуитивной догадкой, что каждый является носителем второго, темно начала, а сказка отражает его, как в зеркале.

Слайд 8

Выводы

в литературе к способам изображения фантастического сложилось два крупных подхода. Первый связан

Выводы в литературе к способам изображения фантастического сложилось два крупных подхода. Первый
с непосредственным созданием выдуманных образов. Второй подход основан на психологии восприятия человеком того, что выходит за рамки его обыденного мира. В данном контексте можно выделить способ представления фантастического через психологизацию этого феномена.
еще один способ представляет собой изображение фантастического через его отсутствие, что стимулирует фантазию самого читателя. И, наконец, отдельным подходом можно назвать создание в рамках литературного произведения полноценной вселенной, в которой элементы фантастического и реального мира сплетаются в единое целое. Ярким примером такого подхода являются сказки Салтыкова-Щедрина.

Слайд 9

Выводы

Гарин И. И. Загадочный Гоголь. – М.: Книжный клуб, 2002. – 639

Выводы Гарин И. И. Загадочный Гоголь. – М.: Книжный клуб, 2002. –
с.
Лебедев В. Ю. Предисловие к книге Салтыков-Щедрин М.Е. «История одного города. Современная идиллия. Сказки». – М.: Современник, 1987. – С. 5-28.
Молдавский Д. Русская сатирическая сказка // Русская сатирическая сказка: в записях середины XIX-XX века. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. – С. 169-210.
Попова А. П. «Современные русские сказки» Д. Л. Быкова в контексте отечественной традиции сатирических литературных сказок / А.П. Попова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2011. - № 4. – С. 29-31.
Цикушева И. В. Жанровые особенности литературной сказки (на материале русской и английской литературы) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. –2008. - № 1. – С. 21-24.
Эмирова Л. А. Мотив фантастической пропажи в творчестве В. Ф. Одоевского, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2009. - № 2. – С. 145-150.

Слайд 10

Список используемых источников информации

в литературе к способам изображения фантастического сложилось два крупных

Список используемых источников информации в литературе к способам изображения фантастического сложилось два
подхода. Первый связан с непосредственным созданием выдуманных образов. Второй подход основан на психологии восприятия человеком того, что выходит за рамки его обыденного мира. В данном контексте можно выделить способ представления фантастического через психологизацию этого феномена.
еще один способ представляет собой изображение фантастического через его отсутствие, что стимулирует фантазию самого читателя. И, наконец, отдельным подходом можно назвать создание в рамках литературного произведения полноценной вселенной, в которой элементы фантастического и реального мира сплетаются в единое целое. Ярким примером такого подхода являются сказки Салтыкова-Щедрина.