Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. …Дубина народной войны поднялась со всей своей и величественной силой и …гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие. Том IV,часть III, глава I.

Содержание

Слайд 2

Цель урока:

показать единство русского народа в борьбе с врагом и способы его

Цель урока: показать единство русского народа в борьбе с врагом и способы
раскрытия в IV томе.
Проблемный вопрос:
Почему о войне, которая еще продолжалась, написано в четвертом томе гораздо меньше, чем в III томе?

Слайд 3

Василий Фёдорович Денисов

Василий Фёдорович Денисов

Слайд 4

Партизанская война.
Возникновение партизанского движения было связано со справедливым характером войны 1812, в

Партизанская война. Возникновение партизанского движения было связано со справедливым характером войны 1812,
которой защищалась национальная независимость России.
Партизанское движение включало в себя действия крестьянских партизанских отрядов и формирование партизанских отрядов регулярной русской армии. Зародившись стихийно в период отступления русской армии, оно усилилось в августе 1812 года в Смоленской губернии. «Не по распоряжению начальства жители при приближении французов удалялись в леса и болота, оставляя своё жилища на сожжение», - писал И.Д. Якушкин. Всего в ее армейских партизанских отрядов уже в сентябре 1812 года было 36 казачьих полков, 7 кавалерийских полков, 5 пехотных полков, 22 орудия. За 5 недель после Бородинского сражен армия Наполеона потеряла 30 тысяч солдат.
На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ. Лев Николаевич Толстой считал, что роль отдельной личности в истории незначительна, что творят историю миллионные массы простых людей.
Идеология народной войны сформулирована Толстым в словах Андрея Болконского: «Французы разорили мой дом. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. Та же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Идея защиты от мародёров путём их казни воплощена в образе Тихона Щербатого.

Слайд 5

Платон Каратаев - олицетворение положительных и отрицательных качеств русского крестьянства(всепрощение, приспособленчество)

Платон Каратаев - олицетворение положительных и отрицательных качеств русского крестьянства(всепрощение, приспособленчество)

Слайд 6

Значение образа Платона Каратаева

Анализ глав:
том IV,часть I, главы XII-XIII;
часть II, главы

Значение образа Платона Каратаева Анализ глав: том IV,часть I, главы XII-XIII; часть
XI-XIV,
часть III, главы XII-XIV

Слайд 7

Анализ III части I главы. Глава V. Тихон Щербатый.

.
Толстой создаёт яркий

Анализ III части I главы. Глава V. Тихон Щербатый. . Толстой создаёт
образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова.
Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза «со шпажонками», а он на них пошёл с топором. Это перекликается с образом француза - фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация «дубины народной войны».
Тихон - образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту «дубину народной войны», которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие.
Он сам, добровольно, попросился в отряд Василия Денисова. В отряде, постоянно нападавшем на вражеские обозы, оружия было много. Но Тихону оно было не нужно - он действует иначе, и его поединок с французами, когда надо было достать «языка» - в духе общих рассуждений Толстого о народной освободительной войне: «Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня со шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, - вскрикнул Тихон, размахнув и грозно хмурясь, выставляя грудь».

Слайд 8

Вывод

Партизанская война в понимании и поведении Тихона Щербатого, Долохова, Денисова -

Вывод Партизанская война в понимании и поведении Тихона Щербатого, Долохова, Денисова -
это возмездие за разорение и гибель, это дубина народной войны.
«Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется прощением и жалостью».

Слайд 9

Анализ роли Наполеона и Кутузова в деле партизанской войны.

Наполеон: глава XVIII. Стр.

Анализ роли Наполеона и Кутузова в деле партизанской войны. Наполеон: глава XVIII.
132 – бегство французов.
Глава XIX. Стр. 133 – начало.

Кутузов: не драться, терпение и время - часть IV, глава V, стр. 211-212.

Слайд 10

Петя Ростов, его любовь к жизни.

Зачем его Толстой отправляет на войну?
Чем поведение

Петя Ростов, его любовь к жизни. Зачем его Толстой отправляет на войну?
Пети напоминает поведение Наташи?
( Повозки для раненых – француз-барабанщик).
Эпизод с французским барабанщиком Винсентом Боссом показывает не только характер Пети Ростова, но и то, что идеология партизанской войны не прямолинейна: чувство мести к врагу в русском человеке сменяется чувством жалости.

Слайд 11

«Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть

«Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть
можно», - говорит Кутузов солдатам после сражения под Красным.

Слайд 13

Зачем понадобилось автору смерть мальчика Пети, почти ребенка, только что начинающего жить?

Зачем понадобилось автору смерть мальчика Пети, почти ребенка, только что начинающего жить?

Анализ эпизодов: «Петя перед боем» и «Смерть Пети Ростова» - часть III, главы Х (стр.166-167) и ХI (стр.172-173).

Слайд 14

Вывод

Петя, мальчик с удивительной ростовской непосредственностью, желанием во всех людях видеть

Вывод Петя, мальчик с удивительной ростовской непосредственностью, желанием во всех людях видеть
доброе, противопоставлен жестоким сценам войны. Участие его в войне - это нечто противное его существу. Петя носитель жизни и любви, он даже в войне видит только то, как проявляются «чудесные» качества людей. Погибает он, так и не совершив героического поступка. «Опять опоздал!» - промелькнуло в его сознании. Сцена гибели Пети - новое проклятие войне, проклятие её бессмысленности и жестокости.