Фет А.А. - анализ стихотворений

Содержание

Слайд 2

Я не ропщу на трудный путь земной, Я буйного не слушаю невежды: Моим ушам

Я не ропщу на трудный путь земной, Я буйного не слушаю невежды:
понятен звук иной, И сердцу голос слышится надежды
С тех пор, как Санцио передо мной Изобразил склоняющую вежды, И этот лик и этот взор святой, Смиренные и легкие одежды,
И лоно матери, и в нём Младенца с ясным, радостным челом, С улыбкою к Марии наклоненной.
О, как душа стихает вся до дна! Как много со святого полотна Ты шлешь, мой Бог, с пречистою Мадонной!
Афанасий Фет (1842)

«Мадонна»

Слайд 3

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета - одна из вершин русской лирики. Он тончайший

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета - одна из вершин русской лирики. Он тончайший
поэт-лирик, смелый до дерзости в поэтических порывах и озарениях, поэт, радостно воспевший красоту природы и человеческих чувств, красоту мира. Стихотворение «Мадонна» было написано им в 1824 году. Но, несмотря на то, что это один из его ранних стихов, первые же строчки поражают глубиной и мудростью: Я не ропщу на трудный путь земной, Я буйного не слушаю невежды. Непонятно, кто герой Фета, молодой человек или почтенный старец, но это и неважно. Главное - это сила и тайна человеческого духа. Герой Фета принимает жизнь как должное, все ее радости и беды. Изменение его жизненной позиции произошло под воздействием красоты, кротости нежного лика юной матери. Характерное состояние героя Фета - это состояние эстетической восторженности. Но кто не восторгался, не уносился в мир фантазии, глядя на прекрасные лица с полотен Великих мастеров. Сначала герой Фета охвачен потоком чувств, которые полностью захватили его. Вглядываясь в лица, перед ним открывались:
И этот лик, и этот взор святой, Смиренные и легкие одежды.

Анализ стихотворения

Афанасий Фет написал это стихотворение, находясь под впечатлением от картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»: «…подняв глаза, я уже ни на минуту не мог оторвать их от небесного видения». (Фет А. «Из-за границы. Путевые впечатления», «Современник»). Картина изображает как бы мимолетное сверхъестественное видение. Это витание Мадонны в безграничном пространстве. Второй решающий момент «Сикстинской мадонны» - в духовной концепции Богоматери и младенца. Главное - Младенец на ее руках. И это лоно матери, и в нем Младенец с ясным, радостным челом, С улыбкою к Марии наклоненный. Любой человек под влиянием кисти великого Рафаэля задумался бы над образом Мадонны с младенцем. И в душе героя Фета как бы произошел переворот. Не случайно он, расставаясь с полотном, восклицает: О, как душа стихает вся до дна! Как много со святого полотна Ты шлешь, мой бог, с пречистою Мадонной!

Слайд 4

Афанасий Афанасьевич Фет

Афанасий Афанасьевич Фет (первые 14 и последние 19 лет

Афанасий Афанасьевич Фет Афанасий Афанасьевич Фет (первые 14 и последние 19 лет
жизни официально носил фамилию Шеншин; (23 ноября [5 декабря] 1820, усадьба Новосёлки, Мценский уезд, Орловской губернии — 21 ноября [3 декабря] 1892, Москва) — русский поэт-лирик и переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1886).

Слайд 5

Его отцом был богатый помещик А. Шеншин, мать – Каролина Шарлотта Фёт

Его отцом был богатый помещик А. Шеншин, мать – Каролина Шарлотта Фёт
(после принятия православия стала Елизаветой), приехавшая из Германии. Родители не состояли в браке. Мальчик был записан сыном Шеншина, но когда ему было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам. Отныне он должен был носить фамилию Фет. Богатый наследник внезапно превратился в «человека без имени», сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.
Детство- родной дом,
Тишина,
Сказки в девичьей,
Забота дворовых…
Кажется, что
Так будет всегда, но…

Детство

Слайд 6

Учёба

Учился Фет в немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония),

Учёба Учился Фет в немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония),
затем в пансионе профессора Погодина М.П, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. В 1838-1844 годах – учёба в Московском университете.

Университет в 1820 году

Московский университет. Современный вид
Профессор Погодин М.П.

Слайд 7

Студенческие годы

Поселившись в семье Григорьевых, Фет нашёл в сыне, будущем критике,

Студенческие годы Поселившись в семье Григорьевых, Фет нашёл в сыне, будущем критике,
Аполлоне Григорьеве, ревностного поклонника и собирателя своих стихотворений. На товарищескую беседу к Фету и Аполлону Григорьеву собирались лучшие представители тогдашнего студенчества.
В 1844 году Фет окончил словесное отделение философского факультета университета. Первый сборник стихов Фета «Лирический пантеон» вышел при участии А. Григорьева.
Его поэзия не соответствовала духу времени, когда в стране накалялась общественно-политическая атмосфера и складывалась революционная ситуация.

Дом Григорьевых в Замоскворечье. Малая Полянка, 12. Вид со двора. Фото 1915 г.

Комната Фета-студента на «антресолях» григорьевского дома. Фото 1915 г.

Аполлон Григорьев

Слайд 8

Первый сборник «Лирический пантеон»

Первый сборник стихотворений Фета А.А. «Лирический пантеон» вышел

Первый сборник «Лирический пантеон» Первый сборник стихотворений Фета А.А. «Лирический пантеон» вышел
в 1840 году и получил одобрение Белинского, что вдохновило его на дальнейшее творчество.
«Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет», - пишет в 1843 году Белинский.
Стихи Фета появились во многих изданиях.

Слайд 9

Служба

Ради достижения своей цели – вернуть дворянское звание – в 1845 году

Служба Ради достижения своей цели – вернуть дворянское звание – в 1845
он покинул Москву и поступил на военную службу в один из провинциальных полков на юге. Продолжал писать стихи.
Только через восемь лет, находясь на службе в гвардейском лейб-уланском полку, он получил возможность жить вблизи Петербурга.
Десять лет А.А. Фет в составе полка колесил по маленьким городишкам Херсонской губернии.

А. Фет при поступлении на службу в лейб-гвардии Уланского полка.
Фото начала 1850-х годов.

Слайд 10

Единственная любовь

Памяти трагической любви к девушке по имени Мария Козьминична Лазич посвящены

Единственная любовь Памяти трагической любви к девушке по имени Мария Козьминична Лазич
шедевры любовной лирики Фета. Лазич – дочь бедного херсонского помещика, девушка-бесприданница (Фет всюду называет её Еленой Лариной). До конца жизни Мария Лазич осталась его единственной любовью.
Шедевры любовной лирики Фета, датированные пятидесятыми, шестидесятыми, семидесятыми, восьмидесятыми годами. Воспоминаниям о ней посвящена поэма «Талисман», стихотворения «Старые письма».
«Ты отстрадала, я ещё страдаю…»;
«Нет, я не изменил.
До старости глубокой…» и многие другие его стихи.

И хоть жизнь без тебя
Суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой,
Нас нельзя разлучить…

Слайд 11

Второй сборник «Стихотворения»

В 1850 году – второй сборник А. Фета, положительные отзывы

Второй сборник «Стихотворения» В 1850 году – второй сборник А. Фета, положительные
критиков в журналах «Современник», «Москвитянин» и «Отечественные записки».
В журнале «Современник», хозяином которого стал Н.А. Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам улучшил своё материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе.

Н.А. Некрасов

Слайд 12

Заграничные поездки

За границей А. Фет был дважды. Первый раз ездил наскоро –

Заграничные поездки За границей А. Фет был дважды. Первый раз ездил наскоро
за своей старшей сестрой Линой и для расчёта по делам наследства матери. Поездка оставила мало впечатлений.
Второе его путешествие за границу, состоявшееся в 1856 году, было более продолжительным, и более впечатляющим. На основе своих впечатлений Фет написал большую статью заграничных впечатлений под заглавием «Из-за границы. Путевые впечатления».
Путешествуя, Фет посетил Рим, Неаполь, Геную, Ливорно, Париж и другие, знаменитые итальянские и французские города.

Слайд 13

Дружба с Тургеневым

Более всего Фет сближается с И.С. Тургеневым. Первое знакомство Фета

Дружба с Тургеневым Более всего Фет сближается с И.С. Тургеневым. Первое знакомство
с Тургеневым состоялось в 1853 году в Волково. Потом Фет по приглашению Тургенева посетил его имение Спасское-Лутовиново, где Тургенев по правительственному приговору находился в ссылке. Разговор между ними в Спасском был посвящён главным образом литературным делам и темам. А. Фет взял с собой и свои переводы из од Горация. Этими переводами Тургенев был больше всего восхищён. И.С. Тургенев редактировал и новый третий сборник оригинальных стихотворений Фета.

И.С. Тургенев

Имение Спасское-Лутовиново

Слайд 14

Женитьба

В 1857 году в Париже он женился на дочери богатейшего чаеторговца и

Женитьба В 1857 году в Париже он женился на дочери богатейшего чаеторговца
сестре своего почитателя, известного писателя и критика В. Боткина – Марии Петровне Боткиной. Она принадлежала к большой купеческой семье. Семья Боткиных была большая, не только талантливая, но и дружная.

Сергей Петрович Боткин

Василий Петрович Боткин

Мария Петровна Боткина

Слайд 15

Семья А.А. Фета

Афанасий Фет женился на Марии Петровне, не испытывая к ней

Семья А.А. Фета Афанасий Фет женился на Марии Петровне, не испытывая к
сильного любовного чувства, но по симпатии и во здравом размышлении.
О Марии Петровне все знавшие её говорили только хорошо, только с уважением и неподдельной приязнью. Мария Петровна была хорошей образованной женщиной, хорошей музыкантшей.
Она стала помощницей мужу, привязана к нему.
Это Фет всегда чувствовал и не мог быть не благодарным.

Воробьёвка 1890 год.
Сидят: А. Фет, жена Мария, дочь Наталья.
Стоят: гости их имения - Полонские

Слайд 16

Отставка.
Фет-помещик

В 1858 году Фет вышел в отставку, поселился в Москве и

Отставка. Фет-помещик В 1858 году Фет вышел в отставку, поселился в Москве
энергично занимается литературным трудом, требуя от издателей «неслыханную цену» за свои произведения.
Трудный жизненный путь выработал в нём мрачный взгляд на жизнь и общество. Его сердце ожесточили удары судьбы, а его стремление компенсировать свои социальные нападки делало его тяжёлым в общении человеком. Афанасий Фет почти перестал писать, стал настоящим помещиком, работая в своём имении.
Фет приобретая небольшое имение-хутор Степановку в местах, где находились родовые поместья Шеншиных. Хозяином он оказался отличным, а среди соседей-помещиков становится уважаемым лицом.
В Степановке А.А. Фет обучил двух крестьянских детей грамоте, построил для крестьян больницу. Во время неурожая и голода помогает крестьянам деньгами и другими средствами. В 1867 году его избирают на почётную должность мирового судьи, которую он занимал 11 лет.

А. Фет – хозяин Степановки. Фото 1860-х годов.

Усадьба А.А. Фета, хутор Степановка

Слайд 17

Сборник «Вечерние огни»

В конце 1870-х Фет с новой силой начал писать стихи.

Сборник «Вечерние огни» В конце 1870-х Фет с новой силой начал писать
Сборнику стихотворений шестидесятитрёхлетний поэт дал название «Вечерние огни». (Более трёхсот стихотворений входят в пять выпусков, четыре из которых вышли в свет в 1883, 1885, 1888, 1891 годах. Пятый выпуск поэт подготовил, но не успел издать). В «Вечерних огнях», как и во всей поэзии Фета, много стихотворений о любви. Видное место в поздней лирики Фета занимает природа. В его стихах она всегда тесно связана с человеком.

Фет А.А. Стихотворения. – М.: Эксмо-Пресс, 2005.

Слайд 18

Ученики поэта

В конце 1890-х годов и в первые десятилетия XX века к

Ученики поэта В конце 1890-х годов и в первые десятилетия XX века
Фету пришла посмертная слава.
Учениками поэта можно считать поэтов-символистов: Валерия Брюсова, Константина Бальмонта, Андрея Белого, Александра Блока.

Валерий Брюсов

Константин Бальмонт

Андрей Белый

Александр Блок

Слайд 19

Последние годы жизни

Последние годы жизни Фета отмечены новым, неожиданным и самым высоким

Последние годы жизни Последние годы жизни Фета отмечены новым, неожиданным и самым
взлётом его творчества. В 1877 году поэт продаёт старое имение, Степановку, и покупает новое – Воробьёвку. Имение это расположено в Курской губернии, на реке Тускари. Получилось так, что и в Воробьёвке Фет неизменно, все дни и часы, занят работой, поэтической и умственной работой.

Фет А.А. Лирика. – М.: Эксмо, 2003

Слайд 20

А.А. Фет говорил: «Целый мир от красоты…»

Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать,

А.А. Фет говорил: «Целый мир от красоты…» Я пришёл к тебе с
что утро встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё также счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня веселье веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, - но только песня зреет.
1843г.

Слайд 21

Смерть поэта

Умер А. Фет 21 ноября 1892 года в Москве. По некоторым

Смерть поэта Умер А. Фет 21 ноября 1892 года в Москве. По
данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Через три дня, 24 ноября, произошёл обряд отпевания. Отпевали поэта в университетской церкви. Потом гроб с телом Фета отвезли в село Клейменово Мценского уезда Орловской губернии, родовое имение Шеншиных. Там поэта и похоронили.

Церковь в селе Клейменове, где похоронен А.А. Фет

Слайд 22

Книги А.А. Фета

Вся жизнь выдающего русского поэта А.А. Фета была связана с

Книги А.А. Фета Вся жизнь выдающего русского поэта А.А. Фета была связана
Москвой. Московская тема широко отражена в его творчестве. Настоящий сборник включает лирику поэта, написанную в Москве и посвященную Москве, фрагменты из его мемуаров и переписки.

Фет А.А. Был чудный майский день в Москве… - М.: Московский рабочий, 1989. – 400 с.

Стихи Афанасия Фета знакомы нам с детства. Редкий поэт столь выразителен и точен в описании картин природы, столь восторжен - в описании женской красоты. Поэзия Фета удивительно музыкальна, потому и запоминаются его строки, потому и написано столько романсов на его стихи. Мы предлагаем вам вновь окунуться в высокий и романтический мир поэзии А. Фета.

Фет А.А. Стихотворения. - М.: Эксмо, 2017. – 384 с.

Слайд 23

Творчество Афанасия Фета (1820 — 1892) — одна из вершин русской классической поэзии. Литературная деятельность

Творчество Афанасия Фета (1820 — 1892) — одна из вершин русской классической
поэта, который умел видеть и ценить прекрасное, продолжалась более полувека и, по сути, была посвящена восхищению и тоске по красоте, которую так легко разрушить, а также любви. Разговаривая о самом главном, Фет использовал полутона и намеки стремился уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты».

Фет А.А. Соловей и роза. - Украина: Фолио, 2014. – 288 с.

Книга состоит из двух частей. Первая рассказывает о детстве и непростой судьбе гениального лирического поэта Афанасия Афанасьевича Фета.
Вторая часть книги – избранные стихотворения поэта. Произведения А. А. Фета – трепетны и в высшей степени одухотворены, они воспевают красоту земли, глубину искренних человеческих чувств и демонстрируют необыкновенное богатство родного языка.
Для старшего школьного возраста.

Фет А.А. Соловьиное эхо. – М.: Детская литература, 2017. – 180 с.

Имя файла: Фет-А.А.---анализ-стихотворений.pptx
Количество просмотров: 34
Количество скачиваний: 0