Слайд 2Антон Павлович Чехов (1860 - 1904)
А. П. Чехов — основоположник «новой
драмы».
Слайд 3Чехов Николай Павлович (1858-1889) Портрет А.П.Чехова. 1884 г. Литературный музей, Москва
Слайд 4Браз И.Э. Портрет писателя Антона Павловича Чехова. 1898 г. Третьяковская галерея, Москва
Слайд 517 (29) 1860
родился в г. Таганроге в купеческой семье
Слайд 61841
Дед по отцу, Егор Михайлович, был креп. крестьянином, жил в сл. Ольховатка
Острогож. у. выкупился с семьей на волю. В Ольховатке родился отец А.П. Чехова.
Слайд 71867 – греческая школа
1868-1879 – таганрогская гимназия
Слайд 81876-1879
самостоятельная жизнь в Таганроге (учеба, театр, работа, начало творчества)
Слайд 91879-1884
Московский университет, медицинский факультет
Слайд 111892, февраль
прибыл по «голодному делу» в Воронеж, Чехов провел в Воронеже пять
дней, поддерживал переписку со многими воронежцами.
Слайд 121891,1894,1897, 1901
поездки за границу
Слайд 131892
поселился в приобретенной подмосковной усадьбе Мелихово. Определяется основная тема творчества - равнодушие,
символом которого стал «человек в футляре».
Слайд 141893-1894
книга «Остров Сахалин»
Слайд 151898
пьеса «Чайка».
Работа для Московского художественного театра
Слайд 171901
пьеса «Три сестры».
Женитьба на актрисе О.Я. Книппер
Слайд 181902
переселяется в Ялту из-за болезни
Слайд 201904
скончался в Баденвейлере (Германия).
Похоронен в Москве.
Слайд 21Общая характеристика «новой драмы»
Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия.
В них нет
счастливых людей. У писателя особое ощущение драматизма жизни. Зло в его пьесах как бы измельчается, проникая в будни, растворяясь в повседневности.
Возникает ощущение, что в нескладице отношений между людьми в той или иной степени повинен каждый герой в отдельности и все вместе
Слайд 22Всеобщее неблагополучие усиливается ощущениями всеобщего одиночества.
Конфликт приглушен, поэтому нет деления на
положительных и отрицательных героев.
Слайд 23Исторические истоки
«новой драмы»
Драма Чехова выражает общественное пробуждение в период насту прения
нового столетия и нового общественного подъема:
а) Недовольство существующей жизнью охватывает всю интеллигенцию.
Слайд 24б) Идет неуклонное нарастание этого недовольства.
в)Освободительные порывы становятся достоянием не только
отдельных личностей, но и каждого здравомыслящего человека.
г) Беспокойность становится фактом повседневного существования людей. На этой исторической почве и вырастает чеховская драма.
Слайд 25Особенности поэтики
«новой драмы»:
а) Нет ключевого события, судьбы героев сливаются в единую
судьбу, формируется общее настроение.
б) Нет главного героя, нет деления на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Каждый ведет свою партию, а целое, как в хоре без солиста, рождается в созвучии множество равноправных и подголосков (полифонизм).
Слайд 26в) Новый подход в раскрытии человеческого характера: пафос действия сменяется пафосом раздумья.
Герой показан не в борьбе за достижение целей, а в переживании противоречий бытия. Слова героев имеют скрытый душевный подтекст.
Слайд 27г) Речевая индивидуализация героев стушевана.
Речь их напевна, мелодична, поэтически напряжена, чтобы
создать общее настроение драмы.
События в драмах даны как репетиция, идет накопление сил, к решительным поединкам герои еще не готовы.
Слайд 28Пьесы состоят из четырех актов:
1) Медленное вступление, экспозиция к действию, идет знакомство
с героями.
2) Общий характер - лирическое раздумье, развиваются настроения, стремления героев.
3) Кульминация, действие оживленное, захватывающие события.
4)действие замедляется, будничное течение жизни, развязки нет.
Слайд 29ПЬЕСА
«ВИШНЕВЫЙ САД» (1904)
А.П. ЧЕХОВ.
Слайд 31ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
Главная тема: гибель «дворянских гнезд», разрушение старого уклада жизни.
Самая актуальная
тема гибели красоты в жизни людей, уничтожение культуры, символично изображенной в образе вишневого сада.
смена дворянского мира с его обветшавшими ценностями;
нарастание революционных идей о глобальном переустройстве жизни.
Слайд 32ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ
Центральный образ пьесы – вишневый сад, который объединяет всех персонажей. Вишневый
сад – это и конкретный сад, обычный для усадеб, и образ-символ – символ красоты русской природы, Россия.
Вся пьеса пронизана грустным чувством от гибели прекрасного вишневого сада.
Слайд 33ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПЬЕСЫ
Ожидание изменений – главный лейтмотив пьесы.
Слайд 34Всех героев угнетает временность всего сущего. В их жизни разрушено старое, а
новое еще не построено, и неизвестно, каким будет это новое. Отсюда ощущение одиночества в этом мире, нескладность бытия.
Слайд 35Все герои настолько поглощены своими проблемами, что не слышат, не замечают других.
Неизвестность и тревога перед будущим все же рождает в их сердцах надежду на что-то лучшее. Но какое это лучшее будущее? Это вопрос Чехов оставляет открытым.
Слайд 36Глубокое идейное содержание несет в себе само название пьесы. Сад – символ
уходящей жизни. Конец сада – это конец поколения уходящего – дворян. Но в пьесе вырастает образ нового сада, роскошнее этого. «Вся Россия – наш сад». И этот новый цветущий сад предстоит выращивать молодому поколению.
Слайд 37КОНФЛИКТЫ
Основной конфликт пьесы в непонимании между поколениями. Кажется, будто в пьесе пересеклись
три времени: прошлое, настоящее и будущее.
Внешний конфликт в пьесе заменен драматизмом переживаний героев.
Слайд 38В пьесе мы не видим яркого конфликта. Герои пьесы ведут себя спокойно,
между ними не происходит открытых ссор и столкновений. И все же чувствуется существование конфликта, но скрытого, внутреннего.
Слайд 39ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Раневская Любовь Андреевна, помещица.
Аня, ее дочь, 17 лет.
Варя, ее приемная дочь,
24 лет.
Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
Трофимов Петр Сергеевич, студент.
Слайд 40Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
Шарлотта Ивановна, гувернантка.
Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
Дуняша, горничная.
Фирс, лакей, старик
87 лет.
Яша, молодой лакей.