- Главная
- Литература
- Фольклорные мотивы в творчестве Егора Летова на примере песни Про дурачка
Содержание
- 2. Про дурачка Моя мёртвая мамка вчера ко мне пришла, Всё грозила кулаком, называла дураком. Предрассветный комар
- 3. История создания Русский фольклор богат песнями, сказками, пословицами, частушками и поговорками. Не последнее место в нем
- 4. В 1990 году Егор отправился в поездку по Уралу, где изучал мистические явления. Когда он вернулся
- 5. В основу текста легло древнее заклинание на смерть, которое звучит так: «Ходит покойничек по кругу, ищет
- 6. Интересные факты Фраза «не бывает атеистов в окопах под огнем» является афоризмом, который атеисты всеми силами
- 7. Смысл Путь переосмысления Летовым языческого заговора на смерть в заговор на жизнь было бы интересно проследить.
- 8. Сказочный мужской персонаж (дурачок) сопоставим с функционально близким ему персонажем из заговоров, содержащих мотив "отсоединения, отстреливания"
- 9. В заговоре "нисходящее движение" (организация описания сверху вниз) интерпретируется как распад телесного состава первочеловека, разъединение его
- 10. Пространство в тексте песни представлено миром живых ("расчудесная страна"), лесом (в сказочной традиции – магическая граница,
- 11. В отличие от дурачка, Смерть не обладает у Летова качеством пространственной безграничности. Известно, что он практически
- 12. Образ "верха" – солнышко – присутствует и явно, и скрыто. С ним связан мотив невозможного, осуществленного
- 13. Возможно, Смерть, несущая блины, – это отсылка к поминальной обрядности. В Белоруссии и некоторых местностях России
- 14. В тексте присутствует ритуальное действие, которое происходит независимо от воли героя, само по себе: "Полетят копейки
- 15. Образы жара соотнесены со смертельной опасностью, с борьбой за жизнь ([Смерть] поцелует горячо", "закипела ртуть, замахнулся
- 17. Скачать презентацию
Слайд 2Про дурачка
Моя мёртвая мамка вчера ко мне пришла,
Всё грозила кулаком, называла
Про дурачка
Моя мёртвая мамка вчера ко мне пришла, Всё грозила кулаком, называла
Ходит дурачок по небу, Ищет дурачок глупей себя. Ходит дурачок по небу, Ищет дурачок глупей себя. Светило Солнышко и ночью и днём. Не бывает атеистов в окопах под огнём. Добежит слепой, победит ничтожный - Такое вам и не снилось. Ходит дурачок по лесу, Ищет дурачок глупей себя. Ходит дурачок по лесу, Ищет дурачок глупей себя.
Ходит дурачок по лесу,
Ищет дурачок глупей себя.
Ходит дурачок по лесу,
Ищет дурачок глупей себя.
Идет Смерть по улице, несёт блины на блюдце,
Кому вынется - тому и сбудется.
Тронет за плечо, поцелует горячо,
Полетят копейки из-за пазухи долой!
Ходит дурачок по лесу,
Ищет дурачок глупей себя.
Ходит дурачок по лесу,
Ищет дурачок глупей себя.
Зубчатые колеса завертелись в башке,
В промокшей башке под бронебойным дождём.
Закипела ртуть, замахнулся кулак,
Да только если крест на грудь, то на последний глаз - пятак.
Ходит дурачок по миру,
Ищет дурачок глупей себя.
Ходит дурачок по миру,
Ищет дурачок глупей себя.
Слайд 3История создания
Русский фольклор богат песнями, сказками, пословицами, частушками и поговорками. Не последнее
История создания
Русский фольклор богат песнями, сказками, пословицами, частушками и поговорками. Не последнее
Слайд 4В 1990 году Егор отправился в поездку по Уралу, где изучал мистические
В 1990 году Егор отправился в поездку по Уралу, где изучал мистические
В это время он сочинял песни из образов, рожденных воспаленным мозгом, и сразу же переносил на бумагу пришедшие на ум обрывочные фразы.
Слайд 5В основу текста легло древнее заклинание на смерть, которое звучит так: «Ходит
В основу текста легло древнее заклинание на смерть, которое звучит так: «Ходит
Считается, что в песне Летов поет о себе. В этом также убежден его брат Сергей, который вспоминал, как Егор любил гулять по березовым рощам возле Чкаловского поселка в Омске, заходить на могилу матери на местном кладбище, размышлять там о жизни и сочинять песни. Так что ассоциации напрашиваются сами собой.
Слайд 6Интересные факты
Фраза «не бывает атеистов в окопах под огнем» является афоризмом,
Интересные факты
Фраза «не бывает атеистов в окопах под огнем» является афоризмом,
Возможно, строчка «зубчатые колеса завертелись в башке» является отсылкой к рассказу японского писателя Рюноскэ Акутагавы «Зубчатые колеса».
Слайд 7Смысл
Путь переосмысления Летовым языческого заговора на смерть в заговор на жизнь было
Смысл
Путь переосмысления Летовым языческого заговора на смерть в заговор на жизнь было
Слайд 8 Сказочный мужской персонаж (дурачок) сопоставим с функционально близким ему персонажем из
Сказочный мужской персонаж (дурачок) сопоставим с функционально близким ему персонажем из
Слайд 9 В заговоре "нисходящее движение" (организация описания сверху вниз) интерпретируется как распад
В заговоре "нисходящее движение" (организация описания сверху вниз) интерпретируется как распад
А сегодня я воздушных шариков купил Полечу на них над расчудесной страной Буду пух глотать, буду в землю нырять И на все вопросы отвечать: "Всегда живой!»
Примеры появления образа летающего мужского персонажа в заговорах редки. Этот семантический трансформ фигуры первочеловека, символизирующий собой целостный космос, в пространственном отношении занимает пограничное положение. Однако мы видим, что дурачок в тексте свободно перемещается во всех существующих пространствах, а в заговорах безграничность – один из важнейших признаков бога-первочеловека. При этом он остается "всегда живым", полностью противопоставляя себя смерти.
Слайд 10 Пространство в тексте песни представлено миром живых ("расчудесная страна"), лесом (в
Пространство в тексте песни представлено миром живых ("расчудесная страна"), лесом (в
Слайд 11В отличие от дурачка, Смерть не обладает у Летова качеством пространственной безграничности.
В отличие от дурачка, Смерть не обладает у Летова качеством пространственной безграничности.
Образы в тексте "Про дурачка" соотносятся с зонами "верха" и "низа" космического пространства. Так, комар, согласно мифологической традиции, связан с корнями мирового древа, загробным "нижним" миром, преисподней. В фольклоре сибирских народностей комары произошли из искр костра, на котором мифический герой сжигает злое женское существо. В песне "потусторонний" комар погибает в "пожаре".
Слайд 12
Образ "верха" – солнышко – присутствует и явно, и скрыто. С
Образ "верха" – солнышко – присутствует и явно, и скрыто. С
Слайд 13Возможно, Смерть, несущая блины, – это отсылка к поминальной обрядности. В Белоруссии
Возможно, Смерть, несущая блины, – это отсылка к поминальной обрядности. В Белоруссии
Слайд 14 В тексте присутствует ритуальное действие, которое происходит независимо от воли героя,
В тексте присутствует ритуальное действие, которое происходит независимо от воли героя,
Слайд 15 Образы жара соотнесены со смертельной опасностью, с борьбой за жизнь ([Смерть]
Образы жара соотнесены со смертельной опасностью, с борьбой за жизнь ([Смерть]