Николай Михайлович Карамзин — писатель и историк

Содержание

Слайд 2

Сегодня мы:

Сегодня мы:

Слайд 3

Памятник
«Тысячелетие России»

В 1862 году в Великом Новгороде установили памятник «1000–летие России».

Памятник «Тысячелетие России» В 1862 году в Великом Новгороде установили памятник «1000–летие

На нём изваяли 129 фигур самых великих личностей России.
Среди них и Николай Михайлович Карамзин.

Слайд 4

Родовой герб Карамзиных

Детство и семья

Николай Михайлович Карамзин был рождён в дворянской семье.
Свой

Родовой герб Карамзиных Детство и семья Николай Михайлович Карамзин был рождён в
род Карамзины вели
от знатного татарина Кара–Мурзы.

Слайд 5

Детство и семья

Отец Н. М. Карамзина был отставным военным.
Закончив службу в

Детство и семья Отец Н. М. Карамзина был отставным военным. Закончив службу
чине капитана,
он жил с семьёй в поместье
в Симбирской губернии.
Николай родился 1 декабря 1766 года.
Когда мальчику было два года,
его мать умерла.

Слайд 6

Образование

Первое образование Карамзин получал дома.
Когда ему исполнилось четырнадцать, юноша поехал
в

Образование Первое образование Карамзин получал дома. Когда ему исполнилось четырнадцать, юноша поехал
Москву учиться в пансионе профессора Московского университета Шадена.
Карамзин посещал и лекции Московского университета.

Слайд 7

Детство и семья

Военная служба не привлекала Карамзина, но его отец хотел видеть

Детство и семья Военная служба не привлекала Карамзина, но его отец хотел
сына офицером.
В 1783 году Карамзин поступил
на службу в Преображенский полк.
В армии он начал писать стихи
и заниматься переводами.
После смерти отца вышел
в отставку в возрасте 17 лет.

Слайд 8

В Москве Карамзин быстро сдружился
с маститыми литераторами.

В Москве Карамзин быстро сдружился с маститыми литераторами.

Слайд 9

Литературная деятельность

Карамзин переводил на русский язык произведения английских и немецких сентименталистов.
Он

Литературная деятельность Карамзин переводил на русский язык произведения английских и немецких сентименталистов.
был редактором
и постоянным автором журнала «Детское чтение для сердца и разума».
В 1789 году в этом журнале вышла
его повесть «Евгений и Юлия».

Слайд 10

Европа

В 1789 году Карамзин уехал в Европу.
Он посетил Германию, Швейцарию, Францию

Европа В 1789 году Карамзин уехал в Европу. Он посетил Германию, Швейцарию, Францию и Англию.

и Англию.

Слайд 11

Европа

Во Франции Карамзин застал события Великой Французской революции.
Молодой писатель слушал выступления революционеров,

Европа Во Франции Карамзин застал события Великой Французской революции. Молодой писатель слушал

но их идеями всё же
не проникся.

Слайд 12

«Письма русского путешественника»

После возвращения на родину
в 1792 году Карамзин опубликовал
«Письма

«Письма русского путешественника» После возвращения на родину в 1792 году Карамзин опубликовал
русского путешественника».
Это принесло ему славу, и молодой человек решил посвятить свою жизнь литературе.

Слайд 13

«Письма русского путешественника»

В течение следующих десяти лет Карамзин написал огромное количество повестей,

«Письма русского путешественника» В течение следующих десяти лет Карамзин написал огромное количество
стихотворений
и очерков.
Он издавал «Московский журнал», который стал первым русским литературным журналом.
Все корифеи русской литературы писали для него.

Слайд 14

Лидер русского сентиментализма

Карамзин публиковал сборники стихов и альманахи:
«Аглая», «Аониды», «Мои безделки».

Лидер русского сентиментализма Карамзин публиковал сборники стихов и альманахи: «Аглая», «Аониды», «Мои

Повесть «Бедная Лиза» относится именно к этому периоду творчества.

Слайд 15

Лидер русского сентиментализма

Труды Карамзина не прошли даром.
Сентиментализм стал главным течением в русской

Лидер русского сентиментализма Труды Карамзина не прошли даром. Сентиментализм стал главным течением
литературе того периода, а сам Карамзин —
его лидером.
Жуковский, Батюшков и Пушкин подражали ему.

Слайд 16

Сентиментализм

В Россию сентиментализм пришёл
из Европы в конце XVIII в.
В Европе

Сентиментализм В Россию сентиментализм пришёл из Европы в конце XVIII в. В
он появился гораздо раньше — в 20–80 годы XVIII в.
Люди зачитывались сентиментальными романами Руссо, Ричардсона и Гёте.

Ж.–Ж. Руссо

Слайд 17

Классицизм

Сентиментализм

Разум

Чувства

Как сделать человека лучше?

Идеал, к которому надо
стремиться

Сочувствие и страдания — это

Классицизм Сентиментализм Разум Чувства Как сделать человека лучше? Идеал, к которому надо
путь к совершенству

Слайд 18

Герой классицизма — собирательный образ с одной главной чертой, которая определяет весь

Герой классицизма — собирательный образ с одной главной чертой, которая определяет весь
характер.

В. Тропинин Кружевница 1823

Слайд 19

Особенности сентиментализма

Герой сентиментализма — индивидуальность.
Это человек со своими порывами, страданиями, радостями

Особенности сентиментализма Герой сентиментализма — индивидуальность. Это человек со своими порывами, страданиями,
и бедами.
Более того, это не герой и не монарх,
а обычный человек.
Сословия в сентиментализме значения не имеют.

Слайд 20

Автор в классицизме всегда объективен.

Автор в классицизме всегда объективен.

Слайд 21

Особенности сентиментализма

В сентиментализме автор открыто сочувствует героям и высказывает своё отношение к

Особенности сентиментализма В сентиментализме автор открыто сочувствует героям и высказывает своё отношение
событиям.
Н. М. Карамзин писал в статье
под названием «Что нужно автору?»:

«Ты хочешь быть автором:
читай историю несчастий рода
человеческого — и если сердце
твоё не обольётся кровию, оставь
перо, — или оно изобразит нам
хладную мрачность души твоей».

Слайд 22

Особенности сентиментализма

Большое внимание сентименталисты уделяли
не только описанию эмоций,
но и описанию

Особенности сентиментализма Большое внимание сентименталисты уделяли не только описанию эмоций, но и
природы.
Природа стала участником событий, а не декорациями.

Слайд 23

Особенности сентиментализма

Движения души человека отражались писателем с помощью описания явлений природы.
Мир

Особенности сентиментализма Движения души человека отражались писателем с помощью описания явлений природы.
природы идеализировали.
Её первозданную чистоту противопоставляли грязному городу, который считали царством порока.

Слайд 24

Реформы языка

Новое направление литературы требовало новых реформ языка.
Тяжёлый высокопарный слог трагедий

Реформы языка Новое направление литературы требовало новых реформ языка. Тяжёлый высокопарный слог
и од не подходил для описания чувств.
Карамзин решил опираться
на живой разговорный язык образованных людей.
Поэтому его слог выглядел простым
и лёгким для своего времени.

Слайд 25

Реформы языка

Грамматику и синтаксис Карамзин строил по образцу французских.
Он придумал много

Реформы языка Грамматику и синтаксис Карамзин строил по образцу французских. Он придумал
новых слов, которыми мы пользуемся и сейчас.
Например, «влюблённость», «благотворительность», «утончённость», «подозрительность» и «промышленность».

Слайд 26

Реформы языка

Карамзин ввёл тире и букву «Ё».
До него слова «ёлка», «ёж»

Реформы языка Карамзин ввёл тире и букву «Ё». До него слова «ёлка»,

писали так:
«іолка», «іож».
В честь буквы «Ё» на родине Карамзина установлен памятник.
Реформы Карамзина вызвали бурные споры.

Слайд 29

Поиск самобытности русской культуры

В «Вестнике» публиковали статьи
о политике и литературе.
Главная

Поиск самобытности русской культуры В «Вестнике» публиковали статьи о политике и литературе.
идея этого периода — самобытность русской культуры
и литературы.
А корень этой самобытности Карамзин искал в истории.
В повести «Марфа Посадница» эти мысли прослеживаются очень ярко.

Слайд 30

Историограф

После выхода в 1803 году повести «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» Карамзин хлопочет

Историограф После выхода в 1803 году повести «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» Карамзин хлопочет о звании историографа.

о звании историографа.

Слайд 31

Император
Александр I

В 1803 году указом императора Александра I Карамзина назначили историографом.

Император Александр I В 1803 году указом императора Александра I Карамзина назначили историографом.

Слайд 32

Историограф

Карамзину было положено жалование —
2000 рублей в год.
Он получил право
«читать

Историограф Карамзину было положено жалование — 2000 рублей в год. Он получил
сохраняющиеся как
в монастырях, так и в других
библиотеках, от святейшего Синода
зависящих, древние рукописи,
до российских древностей касающихся».
Интересно, что после Карамзина звание историографа никто не получал.

Слайд 33

Историограф

В 1804 году Карамзин бросил литературу ради главного дела жизни — написания

Историограф В 1804 году Карамзин бросил литературу ради главного дела жизни —
«Истории государства Российского».
Материалы он искал в библиотеках и архивах Синода и академии наук.

Слайд 35

Историограф

Карамзин посылал запросы
в Оксфорд, Париж, Венецию
и Прагу.
В этих поисках

Историограф Карамзин посылал запросы в Оксфорд, Париж, Венецию и Прагу. В этих
ему удалось открыть «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Слайд 36

Работа Карамзина над «Историей государства Российского» прервалась на год из-за Отечественной войны

Работа Карамзина над «Историей государства Российского» прервалась на год из-за Отечественной войны 1812 г.
1812 г.

Слайд 37

«История государства Российского»

Первые 8 томов «Истории государства Российского» вышли в феврале
1818

«История государства Российского» Первые 8 томов «Истории государства Российского» вышли в феврале
года.
Все 3000 экземпляров были распроданы меньше чем за месяц.

Слайд 38

«История государства Российского»

А.С. Пушкин писал:

«Все, даже светские женщины,
бросились читать историю

«История государства Российского» А.С. Пушкин писал: «Все, даже светские женщины, бросились читать
своего
отечества, дотоле им
неизвестную. Она была для них
новым открытием. Древняя
Россия, казалось, найдена
Карамзиным, как Америка
Коломбом. Несколько времени
ни о чём ином не говорили».

Слайд 39

Слава

Карамзин стал почётным членом Императорской Академии наук
и действительным членом
Императорской Российской

Слава Карамзин стал почётным членом Императорской Академии наук и действительным членом Императорской Российской академии.
академии.

Слайд 40

Карамзин трудился над «Историей» до самой смерти.

Карамзин трудился над «Историей» до самой смерти.

Слайд 41

Смерть

Карамзин умер от воспаления лёгких в Петербурге весной
1826 года.
Похоронили его

Смерть Карамзин умер от воспаления лёгких в Петербурге весной 1826 года. Похоронили
на Тихвинском кладбище Александро–Невской лавры.

Слайд 42

Женева XVIII века

Стихотворение «Осень» Карамзин написал в 1789 году, когда находился в

Женева XVIII века Стихотворение «Осень» Карамзин написал в 1789 году, когда находился в Женеве.
Женеве.

Слайд 43

В стихотворении «Осень» говорится об увядании природы.

В стихотворении «Осень» говорится об увядании природы.

Слайд 44

Анализ стихотворения «Осень»

Композиция этой элегии проста. Стихотворение можно разделить надвое.
В первой

Анализ стихотворения «Осень» Композиция этой элегии проста. Стихотворение можно разделить надвое. В
части поэт рисует картину угасания природы.
Осенний пейзаж вызывает тоску.

Слайд 45

Анализ стихотворения «Осень»

Дубраву поэт называет мрачной, жёлтые листья «с шумом на землю

Анализ стихотворения «Осень» Дубраву поэт называет мрачной, жёлтые листья «с шумом на
валятся».

Поле и сад опустели;
Сетуют холмы;
Пение в рощах умолкло —
Скрылися птички.

Слайд 46

Анализ стихотворения «Осень»

В центре элегии — фигура странника, который:

Взором унылым
Смотрит на бледную

Анализ стихотворения «Осень» В центре элегии — фигура странника, который: Взором унылым
осень,
Томно вздыхая.

Это эмоциональная кульминация стихотворения.

Слайд 47

Следующие три строфы — размышления автора о сущности природы и судьбе человека.

Следующие три строфы — размышления автора о сущности природы и судьбе человека.

Слайд 48

Анализ стихотворения «Осень»

Поэт говорит, что печалиться не стоит,
ведь за увяданием в природе

Анализ стихотворения «Осень» Поэт говорит, что печалиться не стоит, ведь за увяданием
всегда приходит обновление:

Вянет природа
Только на малое время;
Всё оживится,
Всё обновится весною;
С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
В брачной одежде.

Слайд 49

Анализ стихотворения «Осень»

А участь человека видится поэту трагичной:

Смертный, ах! Вянет навеки!
Старец весною
Чувствует

Анализ стихотворения «Осень» А участь человека видится поэту трагичной: Смертный, ах! Вянет
хладную зиму
Ветхия жизни.

Слайд 50

Анализ стихотворения «Осень»

Стихотворение написано белым стихом.
Рифма в нём отсутствует.
Настроение создаётся

Анализ стихотворения «Осень» Стихотворение написано белым стихом. Рифма в нём отсутствует. Настроение
своеобразным ритмом и размером.
Протяжный трёхсложный дактиль сменяется прерывистым двухсложным хореем.
Такой ритм создаёт противоречивый настрой.

Слайд 51

Анализ стихотворения «Осень»

С одной стороны, есть радостная надежда на весеннее возрождение природы.

Анализ стихотворения «Осень» С одной стороны, есть радостная надежда на весеннее возрождение

С другой стороны, горькое осознание смертности человека.

Слайд 52

Тесную связь природы и человека подчёркивает олицетворение.

Тесную связь природы и человека подчёркивает олицетворение.

Слайд 53

Анализ стихотворения «Осень»

Холмы «сетуют»,
природа восстанет «с гордой улыбкой»
и в свадебном

Анализ стихотворения «Осень» Холмы «сетуют», природа восстанет «с гордой улыбкой» и в
наряде.
Печальное настроение создаётся глаголами и прилагательными.
Глаголы: «опустели», «сетуют», «вянет».
Прилагательные: «мрачный», «поздние», «седые», «бледная», «печальный», «ветхия».

Слайд 54

Анализ стихотворения «Осень»

Для усиления эмоций автор использует инверсию:
«странник печальный», «сетуют холмы».

Анализ стихотворения «Осень» Для усиления эмоций автор использует инверсию: «странник печальный», «сетуют

Элегия полна звуков:
листья на землю валятся с шумом,
холмы сетуют,
а странник томно вздыхает.

Слайд 55

Анализ стихотворения «Осень»

«Осень» — образец сентиментальной лирики.
В стихотворении человек изображён на лоне

Анализ стихотворения «Осень» «Осень» — образец сентиментальной лирики. В стихотворении человек изображён
природы и тесно с нею связан.
Тема элегии — рассуждение о циклах природы и жизни человека.
Атмосфера элегии передаётся необыкновенно тонко.