- Главная
- Литература
- Фома Аквинский
Содержание
- 2. Фома Аквинский – итальянский теолог и философ, основавший томизм, член ордена доминиканцев.
- 3. Биография Фома родился в 1225 году в замке Рокказекка близ Аквино и был седьмым сыном графа
- 4. Теология и философия. Ступени истины Аквинат разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума»,
- 5. Акт бытия, будучи актом актов и совершенством совершенств, пребывает внутри всякого «сущего» как его сокровенная глубина,
- 6. Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Аквинат различал с одной стороны субстанциональную (через
- 7. Индивидуальность человека — личностное единство души и тела. Душа — животворящая сила человеческого организма; она нематериальна
- 8. Этика В своих этических воззрениях Аквинат опирался на принцип свободы воли человека, на учение о сущем
- 9. О ПОЗНАНИИ Фома Аквинский считал, что универсалии (то есть понятия вещей) существуют трояко: «до вещей», (в
- 11. Скачать презентацию
Слайд 2Фома Аквинский – итальянский теолог и философ, основавший томизм, член ордена доминиканцев.
Фома Аквинский – итальянский теолог и философ, основавший томизм, член ордена доминиканцев.
Слайд 3Биография
Фома родился в 1225 году в замке Рокказекка близ Аквино и был
Биография
Фома родился в 1225 году в замке Рокказекка близ Аквино и был
В 1248—1250 годах Фома учился в Кёльнском университете, куда переехал вслед за своим учителем. В 1252 году возвратился в доминиканский монастырь св. Иакова в Париже, а четыре года спустя был назначен на одно из закреплённых за доминиканцами мест преподавателя теологии в Парижском университете. Здесь он пишет свои первые труды — «О сущности и существовании», «О началах природы», «Комментарий к „Сентенциям“». В 1259 году папа Урбан IV вызывает его в Рим. В течение 10 лет он преподаёт богословие в Италии — в Ананьи и Риме, одновременно пишет философско-богословские сочинения. Большую часть этого времени он провёл в должности советника по богословским вопросам и «чтеца» при папской курии. В 1269 году вернулся в Париж, где возглавил борьбу за «очищение» Аристотеля от арабских толкователей и против учёного Сигера Брабантского. К 1272 году относится написанный в резкой полемической форме трактат «О единстве интеллекта против аверроистов» . В том же году его отозвали в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 года. В начале 1274 года Фома Аквинский умер в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион.
Слайд 4Теология и философия. Ступени истины
Аквинат разграничивал области философии и теологии: предметом первой
Теология и философия. Ступени истины
Аквинат разграничивал области философии и теологии: предметом первой
Аквинат выделял три иерархически соподчиненных типа мудрости, каждая из которых наделена своим «светом истины»:
мудрость Благодати.
мудрость богословская — мудрость веры, использующая разум.
мудрость метафизическая — мудрость разума, постигающая сущность бытия.
Некоторые истины Откровения доступны для понимания разумом человека: например, что Бог существует, что Бог един. Другие — понять невозможно: например, божественное триединство, воскрешение во плоти.
На основе этого Фома Аквинский выводит необходимость различать теологию сверхъестественную, основанную на истинах Откровения, которые человек своими силами не способен понять, и теологию рациональную, основанную на «естественном свете разума» (познающую истину силой человеческого интеллекта).
Фома Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. Мудрость — стремление постичь Бога, наука же — способствующее этому средство.
Слайд 5Акт бытия, будучи актом актов и совершенством совершенств, пребывает внутри всякого «сущего»
Акт бытия, будучи актом актов и совершенством совершенств, пребывает внутри всякого «сущего»
Каждой вещи существование несравненно более важно, чем её сущность. Единичная вещь существует не благодаря своей сущности, потому что сущность никак не подразумевает существование, а благодаря сопричастности акту творения, то есть воле Бога.
Мир — совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. Только в Боге сущность и существование нераздельны и тождественны.
Фома Аквинский различал два вида существования:
существование самосущностное или безусловное.
существование случайное или зависимое.
Только Бог — подлинно, истинное бытие. Всё остальное существующее в мире обладает не подлинным бытием. Чем выше стоят «творения», на ступенях иерархии, тем большей автономией и самостоятельностью они обладают.
Бог творит не сущности, чтобы потом заставить их существовать, а существующие субъекты (основания), бытийствующие в соответствии со своей индивидуальной природой (сущностью).
О БЫТИИ
Бог
Ангелы
Человек
Растения
Животные
Неживая природа
ИЕРАРХИЯ БЫТИЙ
ПОСТРОЕНИЕ МИРА
Слайд 6Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи.
Аквинат различал с одной
Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи.
Аквинат различал с одной
Все духовные существа являются сложными субсистемными формами. Чисто духовные — ангелы — имеют сущность и существование. В человеке заключена двойная сложность — в нём различаются не только сущность и существование, но также материя и форма.
Фома Аквинский рассматривал принцип индивидуации: форма не единственная причина вещи (иначе все индивиды одного вида были бы неразличимы), поэтому был сделан вывод — в духовных существах формы индивидуализируются через самих себя (потому что каждое из них — отдельный вид); в телесных же существах индивидуализация происходит не через их сущность, а через собственную материальность, количественно ограниченной в отдельном индивиде.
Таким образом «вещь» принимает определенную форму, отражающую духовную уникальность в ограниченной материальности.
Совершенство формы рассматривалось как наибольшее подобие самого Бога.
О материи и форме
Слайд 7Индивидуальность человека — личностное единство души и тела.
Душа — животворящая сила человеческого
Индивидуальность человека — личностное единство души и тела.
Душа — животворящая сила человеческого
Фома Аквинский считал, что сила разумения души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела.
Конечная цель жизни человека — достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире.
По своему положению человек — промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. В ряду телесных созданий — он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответствен за свои поступки. А корень его свободы — разум.
Человек отличается от животного мира наличием способности познания и, на основании этого, способностью совершать свободный осознанный выбор: именно интеллект и свободная (от какой-либо внешней необходимости) воля являются основаниями совершения подлинно человеческих действий (в отличие от действий, свойственных как человеку, так и животному), принадлежащих к сфере этического. Во взаимоотношении двух высших способностей человека — интеллекта и воли, преимущество принадлежит интеллекту (положение, вызвавшее полемику томистов и скотистов), поскольку воля с необходимостью следует интеллекту, представляющего для неё то или иное сущее, как благое; однако при совершении действия в конкретных обстоятельствах и при помощи определенных средств на первый план выходит волевое усилие
О человеке и его душе
Слайд 8Этика
В своих этических воззрениях Аквинат опирался на принцип свободы воли человека, на
Этика
В своих этических воззрениях Аквинат опирался на принцип свободы воли человека, на
Слайд 9О ПОЗНАНИИ
Фома Аквинский считал, что универсалии (то есть понятия вещей) существуют трояко:
«до
О ПОЗНАНИИ
Фома Аквинский считал, что универсалии (то есть понятия вещей) существуют трояко:
«до
«в вещах», получив конкретное осуществление.
«после вещей» — в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения (номинализм, концептуализм)
Фома Аквинский отрицал врождённые идеи и понятия, а интеллект до начала познания считал подобным tabula rasa (лат. «чистая доска»). Однако людям прирождённы «общие схемы», которые начинают действовать в момент столкновения с чувственным материалом.
пассивный интеллект — интеллект, в который попадает чувственно воспринимаемый образ.
активный интеллект — абстрагирование от чувств, обобщение; возникновение понятия.
Познание — есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога.
Три вида познания:
ум — вся сфера духовных способностей.
интеллект — способность умственного познания.
разум — способность к рассуждению.