Футуризм

Содержание

Слайд 3

История развития футуризма

История развития футуризма

Слайд 4

Футуризм в качестве течения в искусстве изначально появился в Италии. Официальной датой

Футуризм в качестве течения в искусстве изначально появился в Италии. Официальной датой
его создания считается 20 февраля 1909 года. В этот день поэт Филиппо Маринетти опубликовал в популярной газете «Манифест футуризма». В своем сочинении 32-летний автор обращался к деятелям искусства (в первую очередь — к художникам) с призывом к созданию новой концепции красоты в противовес старой традиционной культуре. Основополагающий документ нового течения провозглашал культ будущего и дал громкое название движению — «футуризм».

Слайд 5

Через год вокруг Маринетти объединилась арт-группа из числа молодых итальянских художников. В

Через год вокруг Маринетти объединилась арт-группа из числа молодых итальянских художников. В
нее вошли:
Джакомо Бала (Giacomo Balla);
Умберто Боччиони (Umberto Boccioni);
Луиджи Русоло (Luigi Russolo);
Карло Кара (Carlo Carra);
Джино Северини (Gino Severini);
Франческо Балилла Прателла (Francesco Balilla Pratella).
В 1912 году в Париже состоялась первая выставка футуристов, экспонаты которой позже демонстрировались в разных странах Европы. Революционные идеи футуристов не нашли большого отклика среди европейских художников. Только в России появилось множество энергичных сторонников нового течения. Здесь Давид Бурлюк организовал литературно-художественную группу «Гилея» в которую вошли многие молодые поэты и художники.

Футуризм. Умберто Боччони. «Под перголой в Неаполе»

Слайд 6

Известные художники-футуристы

Известные художники-футуристы

Слайд 7

Джакомо Балла «Проход Меркурия перед Солнцем»

Луиджи Руссоло «Dynamism of a Car»

Давид Бурлюк

Джакомо Балла «Проход Меркурия перед Солнцем» Луиджи Руссоло «Dynamism of a Car» Давид Бурлюк «Футуристическая женщина»
«Футуристическая женщина»

Слайд 8

Футуризм в литературе

Специфика итальянского футуризма заключалась в новых взглядах на искусство: поэзия

Футуризм в литературе Специфика итальянского футуризма заключалась в новых взглядах на искусство:
скорости, ритмы современной жизни, пощечины и удары, прославление техники, облика современного города, приветствие анархии и разрушительной силе войны.
Футуризм в русской литературе возник практически одновременно с европейским. В 1910 году был опубликован манифест русских последователей футуризма «Садок судей» (Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский).

Слайд 10

Основные черты футуризма

Основные черты футуризма

Слайд 11

Адепты футуризма ратовали за полное уничтожение различных форм и условностей в искусстве

Адепты футуризма ратовали за полное уничтожение различных форм и условностей в искусстве
и создание его абсолютно новой формы, которая бы органично вписались в ускоренные жизненные процессы ХХ века. Для этого направления характерны мотивы преклонения перед силой и агрессией, возвеличивания собственной личности и чувство презрения к более слабым, фанатичное поклонение войне и разрушению. Как одно из направлений авангардного искусства для футуризма было очень важным привлечение к себе как можно большего внимания, для этого как нельзя лучше подходило использование приемов эпатажа, различных крайних приемов в поведении авторов, создание атмосферы литературных скандалов. Например, Маяковский читал свои стихи в желтой женской блузе, Каменский выступал с разрисованным лицом и писал стихи на обрывках обоев, Алексей Крученых везде ходил с диванной подушкой, прикрученной к шее шнуром.

Слайд 12

Главный герой в произведениях футуристов изображался как житель большого, современного города, наполненного

Главный герой в произведениях футуристов изображался как житель большого, современного города, наполненного
движением, динамикой, здесь жизнь проходит на высоких скоростях, вокруг полно разнообразной техники, жизнь постоянно совершенствуется и выходит на новые этапы развития. Для лирического «эго» футуристов характерно отрицание классических норм и традиций и наличие особого мышления, не принимающего синтаксические правила, нормы словообразования и лексическую сочетаемость. Их главной целью было передача своих мироощущений и понимание происходящих вокруг себя событий любыми понятными и удобными для себя способами.

Слайд 13

Представители русского футуризма

Представители русского футуризма

Представители русского футуризма Представители русского футуризма

Слайд 14


Владимир
Владимирович Маяковский
(1893 – 1930)

Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930)

Слайд 16

Велими́р Хле́бников
(1885 — 1922)

Велимир Хлебников принадлежал к поэтам-футуристам, был реформатором, искал новые

Велими́р Хле́бников (1885 — 1922) Велимир Хлебников принадлежал к поэтам-футуристам, был реформатором,
пути в лирике, эпосе, прозе и драматургии. Его образы, творчество отличаются экспериментаторством в области языка, ритмики, словообразования. Взгляды Хлебникова на жизнь, историю, природу и общество были, с точки зрения обычного человека, странными и парадоксальными. Хлебников поражал современников спокойной незаинтересованностью и неучастием в людской суете. В ранних произведениях поэта («Девий бог», «Снежимочка») проявляется его увлечение русским фольклором. Хлебников представлял собой редкий тип художника. Современники называли его «одиноким лицедеем», а его стихи – «сумасшедше-гениальными». Парадоксальная оригинальность Хлебникова отражала его по-детски упоенное познание мира, вызывала к жизни новые словообразования. Примером может служить стихотворение «Там, где жили свиристели…»:

Слайд 17

Бурлюк считается одним из основателей русского футуризма. Он обладал редкими организаторскими способностями.

Бурлюк считается одним из основателей русского футуризма. Он обладал редкими организаторскими способностями.
При его непосредственном участии выходили поэтические сборники, издавались брошюры, проводились выставки и устраивались диспуты футуристов. В 1913–1914 годах он организовал знаменитое турне футуристов по городам России, выступал с лекциями, чтениями стихов и прокламациями. Весной 1915 года Бурлюк приехал на станцию Иглино в Уфимской губернии, где находилось поместье его жены. За два года, проведенные здесь, он успел создать около двухсот полотен. Многие из них составляют существенную и наиболее яркую часть коллекции русского искусства начала XX века, представленной в Башкирском художественном музее имени М. В. Нестерова. На сегодняшний день музейное собрание произведений Давида Бурлюка является одним из самых полных и качественных собраний его живописи в России. В 1918–1920 годах Бурлюк гастролировал вместе с В. Каменским и В. Маяковским по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку.

Давид Давидович Бурлюк
(1882 - 1967)

Слайд 18

После прихода к власти в России партии большевиков в 1917 году, футуризм

После прихода к власти в России партии большевиков в 1917 году, футуризм
как литературное направление постепенно стал сходить на нет. Судьба многих его представителей печальна и трагична, кто-то из них был расстрелян (Игорь Терентьев), кто-то отправлен в ссылку, некоторые стали эмигрантами и покинули страну Советов, Маяковский покончил жизнь самоубийством, Асеев и Пастернак отошли от идеалов футуризма и выработали свой индивидуальный стиль. Некоторые футуристы, принявшие революционные идеалы, пытались продолжать свою деятельность и создали организацию ЛЕФ (Левый Фронт Искусства), которая прекратила свое существование в конце 20-х годов ХХ века.