Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ:
Выбор этой темы обусловлен очень большим интересом к говорящим именам в русской
литературе.
Глубокое и всестороннее познание художественного произведения невозможно без осмысления использования авторами собственных имен.
Слайд 3Цель работы: рассмотреть использование говорящих фамилий в произведениях русских писателей XIX века.
Задача:
Исследовать материал о говорящих именах, фамилиях и прозвищах в стилистическом образе художественного произведения.
Слайд 4ГИПОТЕЗА
Образ героя в литературном произведении начинается с имени, т.е. восприятие имени образа
способствует пониманию его идейной нагрузки в произведении и отношения автора к нему.
Слайд 5ГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ И ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
"Говорящие" фамилии в литературе - это
фамилии, являющийся частью характеристики персонажа, художественного произведения подчёркивающие наиболее яркую черту характера персонажа.
Таким образом, в художественном произведении собственные имена выполняют не только опознавательную функцию: будучи связаны с тематикой произведения, жанром, общей композицией и характером образов, они несут определенную стилистическую нагрузку, имеют стилистическую окраску.
В русской литературе собственные имена объектом особого внимания впервые стали в художественной практике классицистов.
Слайд 6ГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.П. ЧЕХОВА «ХАМЕЛЕОН»
Слайд 7Говорящие фамилии в рассказе используются как средство характеристики персонажей.
«Полицейский надзиратель Очумелов в
новой шинели и с узелком в руке» — это и есть его полное, создающее комический эффект «имя», потому что без шинели (символа власти) он невозможен, каки без «узелка в руке» (символа его корыстолюбия).
«Елдырин — рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником»,он «шагает», следовательно, высокого роста. И Очумелов, и Елдырин именуются только по фамилии, что характеризует их как лиц сугубо официальных и само по себе уже свидетельствует об отстранении автора от этих своих персонажей.
«Золотых дел мастер Хрюкин» — вздорный человек со вздорными претензиями («золотых дел мастер» может иметь такую фамилию, разумеется, только в сатирическом произведении).
Слайд 8ГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ГРИБОЕДОВА
Наибольший интерес в творчестве А.С. Грибоедова в
использовании им говорящих имён представляет комедия «Горе от ума»
Слайд 9Фамилия Павла Афанасьевича Фамусова
соотнесена с латинским словом «молва». Таким образом автор подчёркивает одну из важнейших черт этого героя: его зависимость от молвы и страсть разносить слухи. К этому можно добавить, что фамилия Фамусов вполне соотносится и с английским «famous», то есть «известный, знаменитый» что не менее важно в характеристике «московского туза».
Слайд 10Фамилия «Чацкий» несет в себе зарифмованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева.
Собственно имя этого персонажа в переводе с греческого значит «мужественная защита».
Слайд 11ГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В. ГОГОЛЯ
Виртуозным мастером в деле нарекания своих героев говорящими именами был Н.В. Гоголь.
В его драмах можно найти фамилии (прозвища) : Держиморда, Яичница и Земляника.
Гоголь мастерски обыгрывает и двойные фамилии
:
МусиныПушкины, ГоленищевыКутузовы, ВоронцовыДашковы.
Слайд 12Гоголь вводит в комедию доктора Гибнера, в больнице которого, как известно, все больны,«как мухи, выздоравливают».Подчёркивая сходство двух «городских помещиков», Гоголь хитроумно делает их полными тезками, а в фамилиях меняет лишь одну букву - Бобчинский и Добчинский. В русской драме такой приём был впервые использован именно в «Ревизоре».
Слайд 13Что же касается фамилии городничего, то о ней в книге «Современные русские фамилии»: «Сквозник (по Далю) в переносном значении «хитрый пройдоха», «опытный плут», в прямом значении - «сквозняк», «сквозной ветер».Дмухати по-украински значит «дуть». Двойная фамилия как пример высокородного дворянина в данном случае оказывается двойным намёком на «продувное мошенничество».
Слайд 14ГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО
Говорящих имён в пьесах этого великого драматурга можно найти много
Коснусь лишь самых интересных
моментов использования этого
литературного приёма
в наиболее известных пьесах Островского.
Слайд 15Кабаниха (от слова «кабан» - дикая свирепая свинья) давно переосмыслена читателями как имя.
Интересно, что в переводе с арамейского
имя Марфа переводится как «госпожа».
Дикой - не что иное, как «дикий человек», попросту «дикарь».
Основные черты Дикого — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характера.
Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве»
Слайд 16Символический смысл имеют имена и фамилии и в пьесе
«Бесприданница». Лариса - в переводе с греческого - чайка. Фамилия Кнуров происходит из диалектного слова кнур - боров, хряк, кабан.
Паратов этимологически связан с прилагательным поратый – бойкий, сильный, дюжий, усердный.
Слайд 17ВЫВОД:
«Говорящие» фамилии – прекрасный способ «раскрыть» героя, не рассказывая о нем, передать
всю его сущность. Такая фамилия скрывает характер, происхождение или профессиональную принадлежность героя. Узнав фамилию, можно сразу понять, отрицательный это герой или положительный, носитель добра или порока.
Слайд 18ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель данной работы была рассмотреть использование говорящих фамилий в произведениях русских писателей
XIX века. Таким образом, говорящие имена, в русской литературе начиная от Лукина и Сумарокова и заканчивая Чеховым, как выяснилось, проходят в своём становлении и развитии через ряд этапов. Наивные, почти одномерные имена наподобии Обдиралова и Добрякова сменяются более психологически сложными и обоснованными Молчалиными и Фамусовыми. В какой-то момент этот приём достигает своего пика, после чего становится объектом пародии. И, наконец, в конце 19 – начале 20 века говорящие имена трансформируются, ещё более усложняются, соотносятся с героями пьес сложными ассоциативными связями, но вовсе не исчезают из отечественной драмы, так как по природе своей обречены прямо или опосредованно называть, то есть, так или иначе характеризовать героев литературных произведений.