Гроза“ Александр Николаевич Островский

Содержание

Слайд 2

Творческая история пьесы „ Гроза“

1856 год. Островский отправляется в этнографическую экспедицию по

Творческая история пьесы „ Гроза“ 1856 год. Островский отправляется в этнографическую экспедицию
изучению народных промыслов на Верхнюю Волгу – от истока до Нижнего Новгорода.
Впечатления от поездки по Волге легли в основу пьесы.
«Гроза» была написана Островским в течение лета – осени 1859 года, в этом же году поставлена на сцене, а в 1860 - напечатана в журнале «Библиотека для чтения».

Слайд 3

Город Калинов

Напрасно мы станем искать на карте России город Калинов – место

Город Калинов Напрасно мы станем искать на карте России город Калинов –
действия пьесы.
Это вымышленный город, в любом российском городе тех лет могла происходить такая драма.
В старинном споре приволжских городов о том, какой город стал прообразом города Калинова, слышны доводы в пользу Ки́нешмы, Костромы, Твери, Ржеве, Торжке.
Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в Торжке Тверской губернии.

Кинешма

Кострома

Слайд 4

Место действия

Первое действие проходит летним вечером, в общественном саду на берегу Волги.
Чтобы

Место действия Первое действие проходит летним вечером, в общественном саду на берегу
представить волжские пейзажи, посмотрите картину Левитана «Вечер. Золотой плёс».

Слайд 5

Исаак ЛЕВИТАН (1860 — 1900) Вечер. Золотой Плёс

Исаак ЛЕВИТАН (1860 — 1900) Вечер. Золотой Плёс

Слайд 6

Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников , оранжевые золотистые краски воды

Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников , оранжевые золотистые краски воды
и неба. Над рекой поднимается туман . Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой.
Кулигин поёт русскую народную песню. Он ощущает себя частью мира, сливается с ним.
Не спеша, распевно, спокойно льётся мелодия.
Кулигин любуется прелестью волжских пейзажей: «Чудеса! Наглядеться не могу!»
И вдруг песня прерывается...

Слайд 7

Кулигин прерывает песню, так как нет в его жизни и в жизни

Кулигин прерывает песню, так как нет в его жизни и в жизни
этого городка слияния с красотой природы.
А ведь наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы города Калинова, по мнению Кулигина.
Песня неуместна, ибо петь от души, глядя на красоту природы, может человек, душа которого находится в согласии с этой природой, с жизнью.
Одинокими оказываются персонажи этой драмы, не вписывающимися в общую жизнь: Кулигин, Борис, Катерина.

Слайд 8

Жанр пьесы

Начиная работу, Островский явно не имел в виду трагической развязки и

Жанр пьесы Начиная работу, Островский явно не имел в виду трагической развязки
называл пьесу «комедией».
Дальнейшая работа над пьесой заключалась в тщательной разработке бытового фона и, главным образом, усилении трагизма положения Катерины, выявлении поэзии её характера.
Островский определил жанр – драма.

Слайд 9

Драма

Драма – жанр драматургии, показывающий напряжённые переживания, противоречия, взволнованность и тревогу,

Драма Драма – жанр драматургии, показывающий напряжённые переживания, противоречия, взволнованность и тревогу,
острую борьбу противоположных сил, напряжённую интригу.
Сюжетным стержнем драматического произведения является конфликт – столкновение противоборствующих сторон.

Слайд 10

Конфликт

Добролюбов писал:
«Драматические коллизии и катастрофа в пьесах Островского все происходят

Конфликт Добролюбов писал: «Драматические коллизии и катастрофа в пьесах Островского все происходят
вследствие столкновения двух партий — старших и младших, богатых и бедных, своевольных и безответных».

Слайд 11

Конфликт драмы

Конфликт в пьесе определяется между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными

Конфликт драмы Конфликт в пьесе определяется между старыми социально-бытовыми принципами и новыми,
стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности.
Основной конфликт – Катерины и Бориса с окружающей их средой – объединяет все остальные ( Кулигин – Дикой и Кабаниха, Кудряш – Дикой, Борис – Дикой, Варвара – Кабаниха, Тихон – Кабаниха).
Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

Слайд 12

Говорящие имена

Катерина – Екатерина – вечно чистая (греч.)
Варвара – от «варварить» (шуточн.)

Говорящие имена Катерина – Екатерина – вечно чистая (греч.) Варвара – от
– праздновать, кутить, гулять (Даль).
Савёл Пркофьевич Дикой – дикой, по словарю Даля, «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший».
Кулигин – фамилия проецируется на историческое лицо – механика-самоучку Ивана Петровича Кулибина (1735 – 1818), родом из Нижнего Новгорода, поражавшего современников своими изобретениями – часов, микроскопа, телескопа, семафорного телеграфа и др.

Слайд 13

Прототип Катерины

Жаркое лето 1859 года Островский проводит под Москвой.
Друзья Островского часто собирались

Прототип Катерины Жаркое лето 1859 года Островский проводит под Москвой. Друзья Островского
у него на даче. Талантливая весёлая актриса Косицкая всегда была душой общества.
Прекрасная исполнительница русских народных песен, обладательница колоритной речи, она привлекала островского не только как обаятельная женщина, но и как глубокий, совершенный народный характер.
Слушая рассказы Косицкой о ранних годах ее жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство ее языка, на красочность и выразительность оборотов.
Жизненный путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для создания характера Катерины.
Известно, что роль Катерины в спектакле Островский заранее отдал Косицкой.

Слайд 14

КОСИЦКАЯ, ЛЮБОВЬ ПАВЛОВНА (по мужу Никулина) (1827–1868), актриса Малого театра 1840–1860-х.,

КОСИЦКАЯ, ЛЮБОВЬ ПАВЛОВНА (по мужу Никулина) (1827–1868), актриса Малого театра 1840–1860-х., создавшая
создавшая в своем творчестве образ простой русской женщины, показав ее непростую человеческую судьбу, полную драматизма и глубоких переживаний.

Юная Косицкая, обладавшая привлекательной внешностью, хорошим голосом, быстро становится любимицей ярославской и рыбинской публики. Она играет в трагедиях, комедиях, драмах и водевилях, возбуждая восторг зрителей изяществом исполнения и искренностью чувства.
Ей суждено было стать лучшей исполнительницей роли Катерины в «Грозе» А. Н. Островского.

Слайд 15

Гроза (значение названия пьесы)

Гроза как физическое явление ( IVдействие)
Гроза в душе Катерины

Гроза (значение названия пьесы) Гроза как физическое явление ( IVдействие) Гроза в
– от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию.

Гроза в обществе – ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного, изумлёнными оттого, что кто-то пошёл наперекор.

Слайд 16

Катерина

Иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского "Гроза".

Катерина Иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского "Гроза".

Слайд 17

Катерина

П. А. Стрепетова в роли Катерины. «Гроза».
Пушкинский театр А. А.

Катерина П. А. Стрепетова в роли Катерины. «Гроза». Пушкинский театр А. А. Бренко в Москве. 1880.
Бренко в Москве. 1880.

Слайд 18

Г. Н. Федотова в роли Катерины. Малый театр. Москва. Фотография. 1866.

Г. Н. Федотова в роли Катерины. Малый театр. Москва. Фотография. 1866.

Слайд 19

КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878 - 1927). Эскиз костюма Варвары к постановке драмы

КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878 - 1927). Эскиз костюма Варвары к постановке драмы
А.Н.Островского "Гроза". Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 20

Варвара в исполнении Юлии Бурыгиной

Варвара в исполнении Юлии Бурыгиной

Слайд 21

Иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского "Гроза". Прощание Тихона с матерью. 1948

Иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского "Гроза". Прощание Тихона с матерью. 1948 г.
г.

Слайд 22

Кабаниха на прогулке. Иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского "Гроза".

Кабаниха на прогулке. Иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского "Гроза".

Слайд 23

Картина "Страшный суд" Васнецов В.М.

Кустодиев. Гроза

Картина "Страшный суд" Васнецов В.М. Кустодиев. Гроза