Художественная реальность

Содержание

Слайд 2

Художественный мир = художественная реальность

Художественный мир = художественная реальность

Слайд 3

Художественная реальность

Хронотоп
«Правила» авторского мира
Отношения с объективной реальностью

Художественная реальность Хронотоп «Правила» авторского мира Отношения с объективной реальностью

Слайд 4

Основной принцип

Как лирический герой не равен автору, также реальность текста не равна

Основной принцип Как лирический герой не равен автору, также реальность текста не
реальности нашей жизни.
Даже если очень-очень хочется

Слайд 5

Художественная реальность…

Ограничена
Может существовать по своим законам
Условна
Необъективная
Имеет собственное время и пространство
Создана намеренно

Художественная реальность… Ограничена Может существовать по своим законам Условна Необъективная Имеет собственное
(для чего?)
Вымысел (всегда!)

Слайд 6

Ну и как с ней быть?

Выявлять отношения первичной (нашей с вами реальности)

Ну и как с ней быть? Выявлять отношения первичной (нашей с вами
со вторичной (реальностью произведения)

Слайд 7

Ограниченность

Автор избирателен, он не может вместить всё
Почему выбирает именно это?

Ограниченность Автор избирателен, он не может вместить всё Почему выбирает именно это?

Слайд 8

Свои законы

В художественной реальности могут существовать свои правила организации мира. Будь то

Свои законы В художественной реальности могут существовать свои правила организации мира. Будь
законы физики и логики или факты истории
Зачем они нужны?

Слайд 9

Условна

Читать или не читать, принимать или не принимать – решать нам

Условна Читать или не читать, принимать или не принимать – решать нам

Слайд 10

Необъективна

Человек необъективен. Автор – человек.

Необъективна Человек необъективен. Автор – человек.

Слайд 11

Собственное время и пространство

= ХРОНОТОП
Хронос – время. Топос – место
Термин придумали физиологи

Собственное время и пространство = ХРОНОТОП Хронос – время. Топос – место
(Ухтомский), но литераторы «позаимствовали» (Бахтин)
Художественное время и художественное пространство не тождественны реальным

Слайд 12

Время

Соотнесено либо не соотнесено с историческим
Может иметь временные перестановки
Может быть намеренно замедленно

Время Соотнесено либо не соотнесено с историческим Может иметь временные перестановки Может
(ретардация) - композиционный прием: замедление развития сюжетного действия посредством включения в текст внесюжетных элементов: описаний природы и интерьера, лирических отступлений, философских размышлений, повторов, и т. п. (например, в «Евгении Онегине» финал III и начало IV главы ).
Может быть свернуто или остановлено (вариант: ремарка)
Может идти параллельно («Война и мир»)

Слайд 13

Пространство

Широкое/узкое,
Открытое/замкнутое (правила классической драматургии)
Реальное/вымышленное
«Вертикальное»/«горизонтальное»

Пространство Широкое/узкое, Открытое/замкнутое (правила классической драматургии) Реальное/вымышленное «Вертикальное»/«горизонтальное»

Слайд 14

Хронотоп и символизм

Иногда составляющие хронотопа могут могут иметь символический смысл
Город и деревня,

Хронотоп и символизм Иногда составляющие хронотопа могут могут иметь символический смысл Город
земля и небо, дорога, дом, порог, лестница и тп
Смена времен года и времени дня, полночь, Рождество и тп

Слайд 15

«Вдоль этих плоских знойных берегов», Бунин

Вдоль этих плоских знойных берегов
Лежат пески, торчат

«Вдоль этих плоских знойных берегов», Бунин Вдоль этих плоских знойных берегов Лежат
кусты дзарига.
И моря пышноцветное индиго
Равниною глядит из-за песков.
Нет даже чаек. Слабо проползает
Шуршащий краб. Желтеют кости рыб.
И берегов краснеющий изгиб
В лиловых полутонах исчезает.

Слайд 16

«Вдоль этих плоских знойных берегов», Бунин

Вдоль этих плоских знойных берегов
Лежат пески, торчат

«Вдоль этих плоских знойных берегов», Бунин Вдоль этих плоских знойных берегов Лежат
кусты дзарига.
И моря пышноцветное индиго
Равниною глядит из-за песков.
Нет даже чаек. Слабо проползает
Шуршащий краб. Желтеют кости рыб.
И берегов краснеющий изгиб
В лиловых полутонах исчезает.

Слайд 17

«Парус», Лермонтов

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что

«Парус», Лермонтов Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он
кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Слайд 18

«Парус», Лермонтов

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что

«Парус», Лермонтов Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он
кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Слайд 19

Создана намеренно

Наша реальность – данность. Природа ее появления неизвестна. У художественной

Создана намеренно Наша реальность – данность. Природа ее появления неизвестна. У художественной
реальности есть автор.
Для чего он ее создает? Почему именно такую?

Слайд 20

Содержит авторский вымысел

Даже простая компоновка элементов художественной реальности – элемент авторского восприятия.

Содержит авторский вымысел Даже простая компоновка элементов художественной реальности – элемент авторского

Почему именно эти детали? Эти образы? Эти события?

Слайд 21

Что почитать?

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической

Что почитать? Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по
поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. — С.234-407.

Слайд 22

Образная система = система образов

Образная система = система образов

Слайд 23

Образная система

то общее число всех героев, которые есть в художественном произведении, их

Образная система то общее число всех героев, которые есть в художественном произведении,
взаимодействие друг с другом. Она подразумевает раскрытие персонажей и их значение в передаче замысла писателя и в сюжете в целом.
то совокупность отдельно взятых различных явлений. Такие процессы в произведении называются художественным образом. Он должен не просто отразить, а что гораздо важнее, объединить действительность в единую целостную картину бытия.

Слайд 24

Художественный образ

Данный способ показывает действительность с помощью искусства, в частности литературы. Делает

Художественный образ Данный способ показывает действительность с помощью искусства, в частности литературы.
это подробно и в то же время обобщенно. Создается путем изображения картины человеческой жизни, преображенной в вымышленном мире с помощью фантазии писателя.

Слайд 25

Литературный персонаж

Какая-либо (эпическая, драматическая) действующая фигура в литературе.
В каких родах литературы есть

Литературный персонаж Какая-либо (эпическая, драматическая) действующая фигура в литературе. В каких родах литературы есть персонажи?
персонажи?

Слайд 26

Образ автора

Лицо, которое в книге исполняет эту роль. Обычно наделено жизненными представлениями

Образ автора Лицо, которое в книге исполняет эту роль. Обычно наделено жизненными
писателя, но при этом передает также частично и авторский вымысел.

Слайд 27

Образ рассказчика

Конкретный персонаж, который повествуете о событиях.

Образ рассказчика Конкретный персонаж, который повествуете о событиях.

Слайд 28

Образ лирического героя

Это описание в книге художественного двойника автора, который передает мысли

Образ лирического героя Это описание в книге художественного двойника автора, который передает
и чувства писателя, но при этом не отождествляется с ним. С помощью лирического героя литератор показывает то, что характерно и типично для настоящего времени в общем

Слайд 29

Эпический и драматический герой

Персонаж в эпическом произведении, который содержит в себе черты

Эпический и драматический герой Персонаж в эпическом произведении, который содержит в себе
национально-исторического значения.
Персонаж, действующее лицо драматического художественного произведения.

Слайд 30

Основной, второстепенный и внесценический персонажи

Главный герой литературного произведения, вокруг которого крутятся все

Основной, второстепенный и внесценический персонажи Главный герой литературного произведения, вокруг которого крутятся
основные события.
Образ в произведении литературы, который не является главным героем или участником центральных конфликтов книги.
В драматическом произведении – герой, который вообще не принимает участия в сюжете, но упоминается в словах действующих лиц.

Слайд 31

И снова художественные средства!

И снова художественные средства!

Слайд 32

Речевая характеристика
Символы
Портрет, интерьер
Деталь
Характеристика автора

Речевая характеристика Символы Портрет, интерьер Деталь Характеристика автора

Слайд 33

«чек-лист» для характеристики литературного героя

«чек-лист» для характеристики литературного героя

Слайд 34

Место среди других героев

Место среди других героев

Слайд 35

Степень участия и роль в конфликте

Степень участия и роль в конфликте

Слайд 36

Анализ имени

Анализ имени

Слайд 37

Портрет

Облик, описанный автором
Восприятие другими персонажами

Портрет Облик, описанный автором Восприятие другими персонажами

Слайд 38

Речевая характеристика

Речевая характеристика

Слайд 39

Реалии

Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

Реалии Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

Слайд 40

Биография

Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

Биография Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

Слайд 41

«Внутренний мир»

Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

«Внутренний мир» Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

Слайд 42

Ключевые события

Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

Ключевые события Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

Слайд 43

Оценка

Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
Сопоставление с другими персонажами

Оценка Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. Сопоставление с
или литературным героем другого автора.
Оценка литературного персонажа его современниками.

Слайд 44

Архитипичность

Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и

Архитипичность Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического
индивидуального в литературном герое.

Слайд 45

Индивидуальное восприятие

Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Индивидуальное восприятие Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
Имя файла: Художественная-реальность.pptx
Количество просмотров: 49
Количество скачиваний: 0