- Главная
- Литература
- Художник-импрессионист К. Моне
Содержание
- 2. Клод Оскар Моне родился в Париже 14 ноября 1840 года. Когда будущему художнику исполнилось пять лет,
- 3. В школе Моне весьма посредственно успевал по всем предметам, за исключением одного - рисования, где Клод
- 4. Однако в 1861 - 1862 годах в жизни художника произошли значительные перемены. Он отправляется на военную
- 5. В 1870 году Моне женился на Камилле. Вскоре разразилась Франко-прусская война. С целью избежать призыва в
- 6. Сами художники начали официально называть себя импрессионистами с 1877 года, когда их работы составили треть от
- 7. К этому времени карьера Моне круто пошла в гору, и это дает ему возможность выкупить в
- 8. Арка на запад от Этрета Знаменитые работы
- 9. Впечатляющие меловые скалы близ Этрета, на побережье Нормандии, манили к себе художников ещё с XVII века.
- 10. Терраса в Сент-Адресс
- 11. Один из ранних шедевров Моне. Эта картина представляет собой не только художественную, но и биографическую ценность.
- 12. Дама с зонтиком, повернувшаяся налево
- 13. Моделью для этой картины послужила Сюзанна Гошеде, ставшая приемной дочерью Моне после того, как он в
- 14. Поле маков у Аржантёя
- 15. На картине «Поле маков», представленной на первой выставке импрессионистов, изображены жена Моне Камилла и их сын
- 16. Однажды Моне признался, что две самые большие страсти в его жизни - это живопись и садоводство.
- 17. Одержимость Моне светом и цветом вылилась в многолетние исследования и эксперименты, целью которых было зафиксировать на
- 18. Практика работы художника на открытом воздухе (пленэре) не была чем-то совершенно новым. Ещё в начале XIX
- 19. В Аржантёе Моне работал на открытом воздухе, часто в сопровождении Камиллы, сидя в специально построенной для
- 20. Для всех импрессионистов, и для Моне в особенности, основной целью искусства было запечатлеть ускользающее, мимолетное впечатление.
- 21. Другим важным открытием, повлиявшим на видение художников, стала фотография. На снимках того времени движущиеся предметы воспринимаются
- 23. Скачать презентацию
Слайд 2 Клод Оскар Моне родился в Париже 14 ноября 1840 года. Когда будущему
Клод Оскар Моне родился в Париже 14 ноября 1840 года. Когда будущему
Слайд 3В школе Моне весьма посредственно успевал по всем предметам, за исключением одного
В школе Моне весьма посредственно успевал по всем предметам, за исключением одного
Приблизительно в тоже время (точная дата не известна) Моне познакомился с художником Эженом Буденом, который убедил Клода потренироваться на ландшафтах, и юный Моне, которому тогда было около шестнадцати, обнаружил, что именно в этом и состоит его призвание.
1859-1860 годы Моне - отцу все-таки пришлось отпустить сына - проводить в Париж, где тот изучает искусство. Его студенческая жизнь, как и первые годы карьеры художника, часто омрачалась финансовыми затруднениями, поскольку Клод оставался полностью зависимым от отца
Жизнь и эпоха
Слайд 4Однако в 1861 - 1862 годах в жизни художника произошли значительные перемены.
Однако в 1861 - 1862 годах в жизни художника произошли значительные перемены.
Осенью 1862 года Моне возвращается в Париж и становится учеником Шарля Глейра, известного в то время живописца. В 1865 году Парижский Салон отобрал две его картины для своей ежегодной выставки, и это была едва ли не единственная возможность для художника стать известным широкой публике.
Однако Моне не удалось удержаться на гребне первоначального успеха. В 1867 году безденежье вынудило его вернутся в Гавр. К этому времени у него была возлюбленная, Камила Донсьё, с которой он познакомился в 1865 году, родившая ему сына в Париже в то время, когда сам Моне находится в доме своего отца. Вероятно, этот период в жизни Моне был наихудшим в его жизни. У художника начались проблемы со зрением, хотя, слава Богу, они оказались временными.
Жизнь и эпоха
Слайд 5 В 1870 году Моне женился на Камилле. Вскоре разразилась Франко-прусская война.
В 1870 году Моне женился на Камилле. Вскоре разразилась Франко-прусская война.
Моне был совершенно очарован лодками, мостами, рекой и природой вокруг Аржантёя, а его картины и рисунки, относящиеся к тому периоду, с полным основанием можно назвать самыми солнечными в его жизни. Аржантёй оставался для Моне домом до 1878 года. Здесь его часто навещали друзья, в том числе Мане, Ренуар и Сислей, и их работы также несут отпечаток счастливой, спокойной атмосферы этого места.
В 1874 году импрессионисты устроили в Париже групповую выставку своих работ. Впрочем, в то время они называли себя ещё "Акционерным обществом художников-живописцев", это чуть позже кто-то из обозревателей прицепился к названию одной из картин Моне - "Впечатление. Восход солнца", в результате чего и родилось название - импрессионизм.
Жизнь и эпоха
Слайд 6Сами художники начали официально называть себя импрессионистами с 1877 года, когда их
Сами художники начали официально называть себя импрессионистами с 1877 года, когда их
На короткое время Моне доверил ведение своих финансовых дел Эрнесту Гошеде, бизнесмену, покупавшему картины художника. К несчастью, в 1878 году Гошеде обанкротился. На следующий год семьи Моне и Гошеде объединили оставшиеся у них деньги и переехали в Ветёй, деревушку на берегу Сены в 65 километрах к северо-западу от Парижа.
Вскоре после переезда рождается второй сын Моне, Мишель. Однако здоровье Камиллы стремительно угасает, и в сентябре 1879 года она умирает. Вероятно, на какое-то время завязывается роман между Моне и Алисой Гошеде, её муж, Эрнест, уезжает, оставив Клода и Алису с восемью детьми на руках. В конце концов, Моне женится на Алисе, но это происходит только в 1892 году, после смерти её первого мужа. В 1881 году семейство Моне покидает Ветёй и в 1883 переселяется в Живерни, другую деревушку на берегу Сены. Именно здесь Моне и провел остаток своей долгой жизни.
Жизнь и эпоха
Слайд 7 К этому времени карьера Моне круто пошла в гору, и это
К этому времени карьера Моне круто пошла в гору, и это
Невзирая на ухудшающееся зрение, Моне продолжал работать до самых последних дней своей жизни. Когда он умер в Живерни 6 декабря 1926 года в возрасте 86 лет, он был признанным и почитаемым патриархом французской живописи. Его дом и сады были открыты для посещения в 1981 году, и с тех пор поток туристов не иссякает, что является подтверждением любви и признательности к одному из величайших художников всех времен.
Жизнь и эпоха
Слайд 8Арка на запад от Этрета
Знаменитые работы
Знаменитые работы
Слайд 9 Впечатляющие меловые скалы близ Этрета, на побережье Нормандии, манили к себе
Впечатляющие меловые скалы близ Этрета, на побережье Нормандии, манили к себе
На этой горизонтальной версии ракурс выбран таким образом, что верхняя часть скалы срезается верхним краем холста. Левая сторона арки поднимается параллельно краю холста, а тёмная вершина скалы тянется вдоль верхнего края, занимая две трети его длинны.
Энергичные мазки синего, розового и бежевого цвета передают поверхность песчаника и повторяются в волнистом ритме неспокойного моря. Две крохотные человеческие фигуры на заднем плане отражают масштаб и напряжение. На картине мы видим природу во всей её мощи и великолепии.
Арка на запад от Этрета
Слайд 10Терраса в Сент-Адресс
Слайд 11 Один из ранних шедевров Моне. Эта картина представляет собой не только
Один из ранних шедевров Моне. Эта картина представляет собой не только
В этот период Моне ещё стремился к строгому построению картины: она чётко прописана, тщательно выверена по композиции и мало напоминает мягкие, размытые тона работ художника более позднего периода.
Цветы написаны с помощью множества мелких штрихов, передающих фактуру растения и легкую игру падающего на него света
Более широким штрихом прописаны такие детали, как белый зонтик и шляпа. Такой штрих помогает воспроизвести ощущение яркого света, играющего на гладких поверхностях.
Терраса в Сент-Адресс
Слайд 12Дама с зонтиком, повернувшаяся налево
Дама с зонтиком, повернувшаяся налево
Слайд 13 Моделью для этой картины послужила Сюзанна Гошеде, ставшая приемной дочерью Моне
Моделью для этой картины послужила Сюзанна Гошеде, ставшая приемной дочерью Моне
Художник написал картину, парную этой, на которой Сюзанна повернута направо, а десятью годами ранее он написал похожую картину со своей первой женой Камиллой.
Из этих трёх картин «Дама с зонтиком, повернувшаяся налево» оказалась самой удачной. Она отличается эффектной позой, отчётливым изображением, энергичной манерой письма. Одним словом, это настоящий Моне в его лучших проявлениях.
Синяя краска свободно размыта поверх белой так, что один цвет проникает в другой, создавая ощущение стремительного движения облаков по небу.
Затенённое зонтиком лицо женщины написано туманно, в самых общих чертах. Моне стремился в первую очередь передать впечатление от этой дамы, а не написать её точный портрет.
Энергичные мазки передают пробегающий по траве порыв ветра. Моне широко использовал различные манеры письма, стараясь добиться нужного ему эффекта.
Дама с зонтиком, повернувшаяся налево
Слайд 14Поле маков у Аржантёя
Поле маков у Аржантёя
Слайд 15 На картине «Поле маков», представленной на первой выставке импрессионистов, изображены жена
На картине «Поле маков», представленной на первой выставке импрессионистов, изображены жена
Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур (моделями для которой также послужили Камилла и Жан) на вершине холма. Они соединены с фигурами на первом плане едва заметной пробегающей по траве тропинкой.
Моне писал «Поле маков» на пленэре, на небольшом переносном холсте. Хотя картина передает естественное, спонтанное ощущение, она тщательно скомпонована. Это выражается не только в том, что художник дважды повторил на ней фигуры, но и выбором ракурса, который установлен таким образом, что яркие маки, заполняющие левую часть композиции, расположены по диагонали, вдоль которой идут Камила и Жак, словно выходя при этом за рамки картины. Насыщенный цвет и движение, которым наполнен этот участок картины, находится в выверенном контрасте со спокойными тонами правого верхнего края полотна, где терракотовая крыша дома искусно связывает задний план с передним планом композиции.
Поле маков у Аржантёя
Слайд 16 Однажды Моне признался, что две самые большие страсти в его жизни
Однажды Моне признался, что две самые большие страсти в его жизни
В 1871 году Моне вместе с семьёй переехал в Аржантёй, чтобы обрести там свой первый дом и свой первый сад. Однако главной страстью в жизни художника стал его сад в Живерни. Моне подбирал цветы для своего сада так, чтобы они располагались в определённом порядке, были контрастными по окраске и цвели круглый год. В своём саду он развел множество необычных цветов.
Страсть Моне к цветам разделяли многие другие художники-импрессионисты, и в первую очередь Гюстав Кайботт. «Обязательно приезжайте в понедельник, как договаривались, - писал своему другу Моне. - Все мои ирисы как раз будут в цвете».
Шедевр «Поле маков»
Слайд 17 Одержимость Моне светом и цветом вылилась в многолетние исследования и эксперименты,
Одержимость Моне светом и цветом вылилась в многолетние исследования и эксперименты,
Картины Моне породили новое течение в живописи - импрессионизм, а сам Моне признан величайшим и наиболее типичным представителем этого направления. На протяжении всей своей долгой жизни Моне неуклонно следовал основным правилам импрессионизма - запечатлевать на холсте сцены современной жизни (у Моне - это пейзажи) и работать на открытом воздухе.
Стиль и техника
Слайд 18 Практика работы художника на открытом воздухе (пленэре) не была чем-то совершенно
Практика работы художника на открытом воздухе (пленэре) не была чем-то совершенно
Наиболее важную роль в становлении Моне как художника сыграла его юношеская дружба с пейзажистом Эженом Буденом, специализировавшимся на небольших воздушных приморских пейзажах, которые он создавал на открытом воздухе. Боден настоял на том, чтобы Моне присоединился к нему во время одного из таких сеансов в Гавре. «Неожиданно пелена спала с моих глаз», - писал позже Моне.
Там же, в Гавре, Моне познакомился с голландским художником Йоханом Бартольдом Йонкиндом, который старался передать нежнейшие оттенки воздуха и настроения в своих морских пейзажах. Позже Моне говорил о нем: «Он был человеком, который окончательно развил мое зрение».
Стиль и техника
Слайд 19 В Аржантёе Моне работал на открытом воздухе, часто в сопровождении Камиллы,
В Аржантёе Моне работал на открытом воздухе, часто в сопровождении Камиллы,
Моне узнал, что картина, написанная на открытом воздухе, обладает уникальной свежестью и жизненностью, которых невозможно достичь, работая в мастерской, где художник заранее представляет себе то произведение, которое он собирается создать. Совет, данный Моне художникам, четко раскрывает его собственный подход к картине: «Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, - о дереве, доме, о поле, о чем угодно. Просто думайте, что в этом месте - маленький синий квадрат, там - продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами». Таким образом, впечатление представляет собой зрительный импульс, создаваемый увиденным в данный конкретный момент.
Стиль и техника
Слайд 20 Для всех импрессионистов, и для Моне в особенности, основной целью искусства
Для всех импрессионистов, и для Моне в особенности, основной целью искусства
Для достижения поставленных целей художнику требовались новые технические приемы письма. Моне, в частности, выработал собственную технику письма, нанося на холст короткой кистью широкие грубые мазки, жирные разбросанные точки, черточки, зигзаги и толстые штрихи. Моне одновременно работал над всем пространством картины, веря, как он позже говорил, что «первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесен».
Совершенно по-новому, революционно, Моне использовал цвет, вдохновленный, без сомнения, открытиями Эжена Шевреля о способе зрительного восприятия. Шеврёль доказал, что соседствующие основные цвета цветового круга друг друга смягчают, а наибольший контраст достигается при соседстве дополнительных цветов. Другим важным его открытием было то, что цвет не является неотъемлемым свойством предметов. Цвет - это просто способ, которым смешивается свет, отражаясь от поверхности предмета. Как и его товарищи-импрессионисты, Моне обычно пользовался ограниченной палитрой, предпочитая чистые, не смешанные цвета и рисуя на холстах, предварительно покрытых белым или кремовым грунтом, благодаря чему нанесенные краски становились светлее и ярче.
Стиль и техника
Слайд 21 Другим важным открытием, повлиявшим на видение художников, стала фотография. На снимках
Другим важным открытием, повлиявшим на видение художников, стала фотография. На снимках
Очень интересно проследить, как на протяжении долгой жизни менялось отношение Моне к изображаемым объектам. Несмотря на то что он постоянно был поглощен игрой света, на ранних своих картинах Моне чаще всего изображал на фоне ландшафта написанные в привычной манере человеческие фигуры.
Однако ближе к 1880-м годах Моне все больше начинает привлекать природа в чистом виде. Если на картинах этого периода и появляются фигуры или неодушевленные предметы, они обычно играют вспомогательную роль и отходят на второй план.
Несмотря на то, что художники во все времена создавали ряд набросков одной сцены, до Моне не было ни одного, кто написал бы один и тот же объект несколько раз при различном освещении и разных погодных условиях. Картины Моне представляют целые серии, изображающие стога сена, тополя, собор в Руане, вид Лондона с Темзы и, наконец, кувшинки.
Стиль и техника