- Главная
- Литература
- Художник-постимпрессионист В. Ван Гог
Содержание
- 2. Жизнь и эпоха Винсент Ван Гог родился в Гроот-Зюндерте, деревне, расположенной на юге Голландии, 30 марта
- 3. Жизнь и эпоха Все мужчины в роду Ван Гогов традиционно были либо священниками, либо торговцами картинами
- 4. Жизнь и эпоха Первое время Винсент жил в Лондоне легко и беззаботно, наслаждаясь всем, что может
- 5. Жизнь и эпоха За годы, проведенные им в Лондоне и Париже, Винсент начал находить все большее
- 6. Жизнь и эпоха В Париже Ван Гог быстро прогрессирует как художник, отбросив мрачное настроение и сюжеты
- 7. Жизнь и эпоха Хотя Ван Гог и брал уроки у профессиональных художников, его все же следует
- 8. Жизнь и эпоха К концу 1883 года Винсент возвращается к родителям, которые к этому времени переехали
- 9. Жизнь и эпоха Размолвка между Ван Гогом и Гогеном произошла 23 или 24 декабря, и Винсент
- 10. Знаменитые работы Ночное кафе
- 11. Ночное кафе Хотя большинство картин, написанных Ван Гогом в Арле, представляют собой яркие, залитые солнцем пейзажи,
- 12. Подсолнухи
- 13. Подсолнухи Каким-то странным и загадочным образом имя Ван Гога всегда было связано с цветами. Он сам
- 14. Спальня художника в Арле
- 15. Спальня художника в Арле Эту картину, изображающую интерьер его спальни, Ван Гог написал в октябре 1888
- 16. Портрет папаши Танги
- 17. Портрет папаши Танги Жюльен-Франсуа Танге (1825-1894) держал лавку для художников в Париже. Среди его постоянных клиентов
- 18. Шедевр «Подсолнухи» Это наиболее известная работа из всей серии картин, изображающих подсолнухи, написанных Винсентом Ван Гогом.
- 19. Стиль и техника Ни один выдающийся художник не сумел написать так много за столь короткое время,
- 20. Стиль и техника Работы Милле были хорошо известны Ван Гогу по гравюрам (многие из них прошли
- 21. Стиль и техника Иногда Ван Гог платил немного денег местным жителям, приходившим позировать для его картин,
- 22. Стиль и техника Часто художник рисовал, одновременно используя различные материалы, например, пастель, гуашь, чернила и карандаш.
- 23. Стиль и техника Эти прозрачные по цвету и радостные по настроению картинки привлекли Ван Гога тем,
- 24. Стиль и техника Ван Гог написал более 40 автопортретов, которые можно сравнивать по мастерству с автопортретами
- 25. Стиль и техника Краска в тюбиках была гуще, чем прежде, что позволяло выдавливать её прямо на
- 26. Стиль и техника Некоторое время он увлекался также пуантилизмом, стилем, выработанным Жоржем Сёра и его последователями.
- 27. Стиль и техника После переезда в Париж Ван Гог не только сменил цветовую гамму, которой он
- 29. Скачать презентацию
Слайд 2Жизнь и эпоха
Винсент Ван Гог родился в Гроот-Зюндерте, деревне, расположенной на юге
Жизнь и эпоха
Винсент Ван Гог родился в Гроот-Зюндерте, деревне, расположенной на юге
Он был первым выжившим ребенком в семье (его старший брат родился мертвым).
Родителями художника были протестантский пастор Теодор Ван Гог и его жена Корнелия.
Впоследствии у них родились ещё дети: сын и три дочери.
Слайд 3Жизнь и эпоха
Все мужчины в роду Ван Гогов традиционно были либо
Жизнь и эпоха
Все мужчины в роду Ван Гогов традиционно были либо
Способностей к торговле у Винсента не оказалось, но зато у него были достоинства, с лихвой искупавшие этот недостаток: любовь к живописи, интеллигентность и умение располагать к себе. В результате ему удалось добиться заметных успехов в работе. Помимо этого у Винсента были хорошие способности к языкам, и в июне 1873 года, когда ему исполнилось 20 лет, он был направлен на работу в лондонское отделение фирмы. Здесь он провел следующие два года, ставшие поворотными во всей его судьбе.
Слайд 4Жизнь и эпоха
Первое время Винсент жил в Лондоне легко и беззаботно,
Жизнь и эпоха
Первое время Винсент жил в Лондоне легко и беззаботно,
В 1875 году Ван Гога ненадолго переводят в парижское отделение фирмы, затем он на какое-то время возвращается в Лондон и, наконец, вновь приезжает в Париж. Но перемены, произошедшие в характере Винсента, оказались необратимыми. Он стал безразличен к своей работе, и этого не могли не заметить работодатели. В итоге, вскоре после возвращения в париж, он был уволен.
Слайд 5Жизнь и эпоха
За годы, проведенные им в Лондоне и Париже, Винсент
Жизнь и эпоха
За годы, проведенные им в Лондоне и Париже, Винсент
Суровая обстановка богословского факультета была не по душе Винсенту, он бросает учёбу и в июле 1878 года ненадолго возвращается в родительский дом. В марте 1886 года Ван Гог приезжает в Париж, чтобы поселиться в квартире своего брата Тео, которую тот снимал на Рю Лепик. Некоторое время он берёт уроки живописи у Фернана Кормона, в мастерской которого встречается с Анри Тулуз-Лотреком. Здесь же он сводит знакомство с несколькими другими художниками, наиболее известными из которых были Гоген и Писсарро.
Слайд 6Жизнь и эпоха
В Париже Ван Гог быстро прогрессирует как художник, отбросив
Жизнь и эпоха
В Париже Ван Гог быстро прогрессирует как художник, отбросив
Затем, проведя несколько месяцев в евангелической школе в Брюсселе, Винсент становится проповедником в Боринаже, обширном угледобывающем районе в Бельгии, заселенном в основном едва сводящими концы с концами шахтерами. Этому делу Ван Гог отдается со всей своей страстью, раздавая беднякам деньги и одежду и не имея никаких доходов.
Хотя сам Ван Гог полагал, что он всего лишь стремится донести до людей учение Христа, церковное начальство воспринимало Винсента как эксцентричного религиозного фанатика, и в июле 1879 года его деятельность После этого он прожил в Боринаже ещё год, скрашивая своё одиночество рисованием, к чему ещё в детстве проявлял скромный талант. К лету 1880 года, в возрасте 27 лет, Ван Гог нашел своё призвание и решил, что должен стать художником.была запрещена.
Слайд 7Жизнь и эпоха
Хотя Ван Гог и брал уроки у профессиональных художников,
Жизнь и эпоха
Хотя Ван Гог и брал уроки у профессиональных художников,
Упорная работа над овладением основами мастерства не избавила Ван Гога от эмоциональных проблем. Ему довелось пережить ещё один роман, ещё одну неразделённую страсть. На этот раз предметом увлечения Винсента стала его овдовевшая кузина Кея Вос, и вновь Ван Гогу пришлось испытать боль, когда его любовь была отвергнута.
На Рождество 1881 года Винсент поссорился с отцом, и эта размолвка если не целиком, то во всяком случае частично была связана с Кеей. В итоге Винсент покинул родительский дом и уехал в Гаагу. Здесь он познакомился с Клазиной Марией Хоорник, бедной белошвейкой, подрабатывавшей на жизнь проституцией, с которой прожил около года (и за это время вынужден был обращаться в венерологическую клинику). Мысль о спасении этой «падшей женщины», о помощи ещё одной несчастной, отверженной всеми душе, настолько овладела Ван Гогом, что он даже хотел жениться на Клазине. Однако вмешалась семья Ван Гога, категорически возражавшая против этого брака, и со временем эта идея постепенно угасла сама собой. В этот тяжелый период жизни Винсента поддерживал его брат Тео, который обменивался с ним не только письмами, но и регулярно помогал деньгами.
Слайд 8Жизнь и эпоха
К концу 1883 года Винсент возвращается к родителям, которые
Жизнь и эпоха
К концу 1883 года Винсент возвращается к родителям, которые
С той поры и до самого конца жизни Франция стала домом для художника, и ему уже никогда не суждено было увидеть родную Голландию. Впрочем, Ван Гог не чувствовал себя своим и среди парижских художников. Его непредсказуемые поступки и взрывной характер, становящийся ещё более опасным оттого, что Ван Гог много пил в это время, превращали его в человека, с которым трудно иметь дело. В феврале 1888 года Винсент покинул Париж и переселился в Арль, небольшой городок на юге Франции. Впрочем, и местные жители с опаской восприняли появление здесь этого странного человека. Как писал сам Ван Гог, они считали его «лунатиком, убийцей, бродягой». Однако всё это не помешало Винсенту отогреться под ласковым южным солнцем Арля и даже завести здесь новых друзей, среди которых был почтальон Жозеф Рулен, несколько раз позировавший художнику. Здесь он предпринимает попытку создать поселение для художников и убеждает Гогена присоединиться к нему.
Слайд 9Жизнь и эпоха
Размолвка между Ван Гогом и Гогеном произошла 23 или
Жизнь и эпоха
Размолвка между Ван Гогом и Гогеном произошла 23 или
Окончательно он покинул лечебницу в мае 1890 года и перебрался в Овер-сюр-Уаз, деревушку, расположенную к северу от Парижа. По пути Винсент заехал в Париж, чтобы навестить Тео и его жену, только что разрешившуюся первенцем. Мальчика назвали Винсентом в честь дяди.
Сначала Ван Гог чувствовал себя на новом месте вполне счастливо, однако его болезнь вернулась, и 27 июля 1890 года он выстрелил себе в грудь из пистолета. Спустя двое суток художник тихо скончался на руках своего брата Тео. Ему было всего 37 лет. Спустя шесть месяцев умер и Тео, и оба брата были похоронены рядом на кладбище Овера.
Слайд 10Знаменитые работы
Ночное кафе
Знаменитые работы
Ночное кафе
Слайд 11Ночное кафе
Хотя большинство картин, написанных Ван Гогом в Арле, представляют собой
Ночное кафе
Хотя большинство картин, написанных Ван Гогом в Арле, представляют собой
Он намеренно использует в этой картине интенсивные, ядовитые цвета, и здесь мы видим один из самых впечатляющих интерьеров, написанных Ван Гогом. Будучи сильно пьющим человеком, он прекрасно знал ночную жизнь и объяснил в письме к своему брату Тео, что означала эта картина для него самого: «В «Ночном кафе» я попытался изобразить место, где человек губит самого себя, сходит с ума или становиться преступником. Я хотел выразить пагубную страсть, движущую людьми, с помощью красного и зелёного цвета». Эти цвета выглядят неестественными, однако помогают передать «некоторые состояния, свойственные страстным натурам».
Письма Ван Гога полны комментариев к его картинам, и это показывает, насколько глубоко задумывался художник над своими работами.
Слайд 12 Подсолнухи
Подсолнухи
Слайд 13Подсолнухи
Каким-то странным и загадочным образом имя Ван Гога всегда было связано
Подсолнухи
Каким-то странным и загадочным образом имя Ван Гога всегда было связано
Это, наверное, наиболее известная работа из всей серии картин, изображающих подсолнухи, написанных Винсентом в августе-сентябре 1888 года.
Поначалу художник задумывал украсить этими картинами мастерскую в Жёлтом доме в Арле. Позже он решил повесить их в гостевой комнате, которую готовил к приезду Поля Гогена, прибытия которого в Арль ожидал с огромным нетерпением.
Слайд 14Спальня художника в Арле
Спальня художника в Арле
Слайд 15Спальня художника в Арле
Эту картину, изображающую интерьер его спальни, Ван Гог
Спальня художника в Арле
Эту картину, изображающую интерьер его спальни, Ван Гог
В одном из своих писем Ван Гог так и писал об этой картине: «Это просто моя спальня, и в этой картине всё решает цвет, упрощая вид предметов и создавая ощущение места, где можно отдохнуть и выспаться. Иными словами, глядя на эту картину, можно дать отдых мозгам или, скорее, своему воображению». Широкие линии мебели создают ощущение покоя. Тени на полу и больших участках картины смягчены, как на японских эстампах. Эта картина должна составлять контраст с «Ночным кафе».
Слайд 16Портрет папаши Танги
Портрет папаши Танги
Слайд 17Портрет папаши Танги
Жюльен-Франсуа Танге (1825-1894) держал лавку для художников в Париже.
Портрет папаши Танги
Жюльен-Франсуа Танге (1825-1894) держал лавку для художников в Париже.
Слайд 18Шедевр «Подсолнухи»
Это наиболее известная работа из всей серии картин, изображающих подсолнухи,
Шедевр «Подсолнухи»
Это наиболее известная работа из всей серии картин, изображающих подсолнухи,
Головка подсолнуха. Несмотря на то, что Винсент писал быстро, подсолнухи успевали увянуть, теряя свои лепестки и обнажая наполненные семенами головки. Их глубокий оранжевый колер, округлые очертания и ярко выраженная фактура поверхности стали контрапунктом к более сложной, изменчивой, похожей на языки пламени форме самих цветов.
Мощный мазок. Винсент набирал на кисть большое количество красти и наносил её на холст с такой силой, что по обеим сторонам мазка образовывались гребешки из краски.
Подпись. Цвет и расположение подписи делают её важным элементом оформления всей картины.
Белые блики. Часть вазы, расположенная под синей линией, выглядит плоской, в то время как верхняя её половина кажется выпуклой за счёт перехода от более тёмных золотистых тонов слева к ярким белым бликам, нанесённым техникой импасто. Цвета вазы в обратном порядке повторяют цвета фона.
Тонкие синие линии. Может показаться, что Ван Гог заполнял краской пространство между двумя синими линиями, однако, на самом деле, эти вертикальные линии добавлены на написанный двухцветный фон позже. Эта техника демонстрирует влияние на художника как японской гравюры, так и клуазонизма, к которому тяготели Бернар и Гоген. Обратите внимание на то, как искусно синяя линия соединяет вазу с фоном.
Переплетённая фактура. Хотя, на первый взгляд жёлтый фон выглядит плоским, его одноцветная (выдержанная в японском стиле) поверхность имеет отчётливую и необычную фактуру. Пересекающиеся вертикальные и горизонтальные мазки кисти создают впечатление плетёной корзинки или циновки.
Слайд 19Стиль и техника
Ни один выдающийся художник не сумел написать так много
Стиль и техника
Ни один выдающийся художник не сумел написать так много
Когда в 1880 году Ван Гог только начинал сой творческий путь, он намеривался стать сельским художником, пишущим жизнь самых обычных людей. В то время это направление в искусстве было модным, а одного из наиболее ярких его представителей можно считать французского художника Жана-Франсуа Милле, умершего в 1875 году.
Слайд 20Стиль и техника
Работы Милле были хорошо известны Ван Гогу по гравюрам
Стиль и техника
Работы Милле были хорошо известны Ван Гогу по гравюрам
Хотя Винсент иногда занимался копированием работ других художников, что составляло часть его учёбы, сам он всегда стремился к тому, чтобы отражать на полотне реальную жизнь без прикрас, такой, какой она представала перед его глазами. Его никогда не интересовали вымышленные сюжеты. В 1885 году он писал: «Изображать крестьянскую жизнь - трудная задача, но я не прощу себе, если не попытаюсь сделать так, чтобы мои картины заставляли зрителя всерьёз задуматься». Действительно, до переезда художника в Париж в 1886 году основными персонажами его картин, написанных во время «голландского периода», были крестьяне и ткачи, он воспроизводил сельские сцены и ландшафты.
Слайд 21Стиль и техника
Иногда Ван Гог платил немного денег местным жителям, приходившим
Стиль и техника
Иногда Ван Гог платил немного денег местным жителям, приходившим
Первая половина творческой жизни Ван Гога в основном была посвящена рисунку. В этом жанре он добился огромных успехов и по справедливости может считаться не только одним из величайших художников, но и выдающимся рисовальщиком XIX века. В ранних работах Ван Гог экспериментировал с разными материалами, включая плотничьи карандаши и черные восковые мелки для литографий. Именно они способствовали выработке раннего стиля Ван Гога - с твёрдым, порой даже жестким, штрихом. Образцом такого раннего рисунка может служить «Женщина, чистящая картофель», 1882 года.
Слайд 22Стиль и техника
Часто художник рисовал, одновременно используя различные материалы, например, пастель,
Стиль и техника
Часто художник рисовал, одновременно используя различные материалы, например, пастель,
По мере того как росло мастерство художника, его штрих стал более быстрым и отрывистым, оживлявшим рисунок. Эту новую технику демонстрирует рисунок Ван Гога «Крестьянка, собирающая колос», 1885 года.
Японские эстампы стали источником вдохновения для целого ряда художников-авангардистов, работавших в конце XIX века. Впервые Ван Гог упоминает о них в своих письмах, написанных зимой 1885-1886 годов, но сильное влияние японской гравюры на манеру художника начинает просматриваться только с 1887 года, то есть после переезда Ван Гога в Париж. Такие эстампы были очень доступны и дешевы, поэтому художнику удалось собрать коллекцию, состоящую приблизительно из 200 работ. Он использовал их для украшения стен своей комнаты, а в марте 1887 года даже устроил выставку японских эстампов в кафе «Тамбурин».
Слайд 23Стиль и техника
Эти прозрачные по цвету и радостные по настроению картинки
Стиль и техника
Эти прозрачные по цвету и радостные по настроению картинки
Вершиной в передаче Ван Гогом реальной повседневной жизни стала его картина «Едоки картофеля», написанная в 1885 году, о которой он писал своему брату Тео: «Я хотел подчеркнуть, что эти люди, сидящие за убогим столом при свете керосиновой лампы, вырастили картофель своими руками, теми самыми, которыми они берут его сейчас из блюда, и тяжелым трудом честно заработали своё пропитание».
В противовес художникам, идеализировавшим сельскую жизнь, например тому же Брестону, Ван Гог создает мрачное полотно, воссоздавая неприглядный, но удивительно мощный образ нищеты - которая была так хорошо знакома художнику на протяжении всей его жизни.
Слайд 24Стиль и техника
Ван Гог написал более 40 автопортретов, которые можно сравнивать
Стиль и техника
Ван Гог написал более 40 автопортретов, которые можно сравнивать
Винсент писал себя в столь различных состояниях, что эти портреты кажутся написанными с различных людей. Это ярко прослеживается на следующих двух примерах (автопортрет 1887 года и 1888 года). Художник сам писал в одном из писем к своим сестрам: «Я хочу подчеркнуть факт, что один и тот же человек может быть изображен совершенно по-разному... при этом художник может добиться гораздо большего сходства, чем фотограф».
Ван Гог, как правило, накладывал краску на полотно таким густым слоем, что при этом оставались видны все следы кисти. Эта техника позволяла ему добиваться богатой фактуры, как, например в его картине «Коровы» 1890 года или в картине «Морской пейзаж в Сент-Мари» 1888 года. В живописи такой технический приём называется импасто. Им пользовались многие импрессионисты, чему способствовали краски в металлических тюбиках, появившиеся впервые в 1840 году.
Слайд 25Стиль и техника
Краска в тюбиках была гуще, чем прежде, что позволяло выдавливать
Стиль и техника
Краска в тюбиках была гуще, чем прежде, что позволяло выдавливать
Техника импасто, которой пользовался Ван Гог, отличалась от подобной техники, которой пользовались импрессионисты. Его мазок был более выразительным и энергичным, чем у импрессионистов, и это, скорее всего, было связано с любовью Ван Гога к творчеству Адольфа Монтичелли (1824-1886 гг.), чьи работы он открыл для себя в 1886 году. Некоторые из картин Монтичелли настолько густо покрыты краской и выдержаны в такой фактуре, что их порой можно принять за творения человека с расстроенной психикой. В 1890 году Винсент и Тео способствовали выходу в свет первого альбома Монтичелли. В сопроводительном тексте художник был назван гением и совершенно здравым в психическом отношении человеком.
После переезда в Париж в марте 1886 года стиль Ван Гога начинает стремительно меняться. В это время брат художника, Тео, был увлечен живописью импрессионистов, и после знакомства с их работами Винсент сам начал иначе использовать цвета и свет в своих картинах.
Слайд 26Стиль и техника
Некоторое время он увлекался также пуантилизмом, стилем, выработанным Жоржем
Стиль и техника
Некоторое время он увлекался также пуантилизмом, стилем, выработанным Жоржем
Ван Гог быстро овладел импрессионистской техникой письма, но он всё же тяготел к выдавленным на холст непосредственно из тюбика чистым краскам.
Однако, вместо того чтобы использовать точки, Ван Гог вырабатывает свою собственную манеру накладывать краску на холст густыми ритмичными мазками.
Натюрморты, которые писал Ван Гог, удивительны по тому чувству, которое художник умел передать в самых простых предметах, например изображая обычный стул - «Стул Винсента с трубкой», 1888 года. В символических звучаниях некоторых предметов нет ничего нового: цветы на натюрморте на протяжении столетий должны были олицетворять кратковременность человеческой жизни, поскольку даже самые красивые творения природы неизбежно обречены на умирание. Однако натюрморты Ван Гога отличаются тем, что с помощью цвета и мазка художник оказался способен передать не только внешние формы предметов, но и наполнить содержание картины эмоциональным смыслом. Некоторые его образы выражают одиночество, однако цветы Ван Гога всегда остаются ярким воплощением жизненной силы и энергии - «Натюрморт с чертополохом», 1980 года и «Четыре увядших подсолнуха», 1887 года. Картина 1888 года, на которой изображена спальня художника, решена им как любовно выписанный натюрморт, и сам Ван Гог писал, что хотел передать на ней «ощущение покоя и отдыха».
Слайд 27Стиль и техника
После переезда в Париж Ван Гог не только сменил
Стиль и техника
После переезда в Париж Ван Гог не только сменил
Винсент черпал своё вдохновение не только в идеях импрессионизма, но и в японской гравюре, что помогало ему уйти от натурализма к более экспрессивной и четкой манере. На самом деле, именно любовь к японской живописи заставила Ван Гога перебраться в 1888 году в Арль, поскольку он считал, что солнечный юг Франции гораздо больше напоминает Японию, чем те холодные северные земли, где он жил до этого.
Природа всегда оставалась для Ван Гога тесно связанной с его собственными чувствами, поэтому его пейзажи - это не просто красивые картины, но и непосредственное выражение эмоций самого художника. Так, например, природа на его раннем голландском «Пейзаже с церковью и фермами» полна тоски и мрака, в то время как на картине «Лес и подлесок», 1887 года, написанной художником в Париже, она предстаёт светлой и умиротворенной.
Приехав в Арль, Ван Гог писал: «Эта земля, если говорить о здешней атмосфере и живых красках, кажется мне такой же прекрасной, как Япония». Здесь он написал серию пейзажей, изображающих поля и цветущие деревья, в которых запечатлелась радость художника от общения с природой, окружающей его новый дом.