История шумеро-аккадской литературы. Введение в предмет. Лекция 1

Содержание

Слайд 2

Часть первая

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ШУМЕРО-АККАДСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Часть первая ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ШУМЕРО-АККАДСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 3

Библиотека Ашшурбанапала и Джордж Смит (1840-1876)

Библиотека Ашшурбанапала и Джордж Смит (1840-1876)

Слайд 4

Дж. Смит и XI таблица эпоса о Гильгамеше

Дж. Смит и XI таблица эпоса о Гильгамеше

Слайд 5

Арчибальд Сэйс (1845-1933)

Арчибальд Сэйс (1845-1933)

Слайд 6

Карл Бецольд (1859-1922) и краткий очерк вавилоно-ассирийской литературы (1886)

Карл Бецольд (1859-1922) и краткий очерк вавилоно-ассирийской литературы (1886)

Слайд 7

Отто Вебер (1877-1928) и книга 1907 г.

Отто Вебер (1877-1928) и книга 1907 г.

Слайд 8

Альфред Иеремиас (1864-1935) и его книга 1916 г.

Альфред Иеремиас (1864-1935) и его книга 1916 г.

Слайд 9

Эдвард Кьера (1885-1933)

Эдвард Кьера (1885-1933)

Слайд 10

С.Н. Крамер (1897-1990)

С.Н. Крамер (1897-1990)

Слайд 11

Йоахим Крехер (1933-2020)

Йоахим Крехер (1933-2020)

Слайд 12

В.К.Шилейко (1891-1930) и И.М.Дьяконов (1915-1999)

В.К.Шилейко (1891-1930) и И.М.Дьяконов (1915-1999)

Слайд 13

В.К. Афанасьева и И.С. Клочков (1944-2014)

В.К. Афанасьева и И.С. Клочков (1944-2014)

Слайд 14

Корпус переводов В.К.Шилейко (1918-1921, 2007)

Корпус переводов В.К.Шилейко (1918-1921, 2007)

Слайд 15

Переводы на русский язык (1981, 1997)

Переводы на русский язык (1981, 1997)

Слайд 16

Переводы на русский язык (2001, 2003)

Переводы на русский язык (2001, 2003)

Слайд 17

Переводы на английский язык

Переводы на английский язык

Слайд 18

The Context of Scripture (ed. W.W. Hallo, 2003)

The Context of Scripture (ed. W.W. Hallo, 2003)

Слайд 19

Введения в шумерскую и аккадскую литературы

Введения в шумерскую и аккадскую литературы

Слайд 20

Электронные базы данных

The Electronic Text Corpus of Sumerian Literature, Oxford
https://etcsl.orinst.ox.ac.uk/
Sources of Early

Электронные базы данных The Electronic Text Corpus of Sumerian Literature, Oxford https://etcsl.orinst.ox.ac.uk/
Akkadian Literature
https://seal.huji.ac.il/
Cuneiform Digital Library Initiative
https://cdli.ucla.edu/

Слайд 21

Часть вторая

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУР ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Часть вторая ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУР ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Слайд 22

Понятие “литература”

В широком смысле под “литературой” (от лат. lit(t)eratura “написанное”) понимают совокупность

Понятие “литература” В широком смысле под “литературой” (от лат. lit(t)eratura “написанное”) понимают
письменных текстов на одном языке. Однако в нашем курсе речь пойдет о художественной литературе – то есть, об особом виде искусства, использующем в качестве материала слова и конструкции естественного языка. Как и любое искусство, художественная литература преобразует исходный материал (в данном случае – языковый), создает особые формы высказывания, для которых характерны ритм, размер, рифма, использование тропов, инверсии предложений, членение на фрагменты, формульный состав и композиционные приёмы. Художественная литература, как и любое искусство, является способом выражения эмоциональных состояний человека. Она связана с мифом, обрядом, музыкой, изобразительным искусством, письменностью, а также со школой и другими общественными институтами.

Слайд 23

Понятие “древняя литература”

В настоящее время следует говорить о древних литературах Азии и

Понятие “древняя литература” В настоящее время следует говорить о древних литературах Азии
Африки в двух планах – синхроническом и диахроническом. С одной стороны, древними литературами Востока можно назвать произведения разных народов, возникшие в один большой исторический период – а именно, в эпоху древнего мира (начало III тыс. до н.э. – V в. н.э.). С другой стороны, определение «древняя литература” может относиться к начальному этапу развития любой литературы народов Азии и Африки, независимо от времени ее возникновения. Для староэфиопской литературы это будет IV век н.э., для древнетюркской – VII век, а для старосуахилийской – XIII век.

Слайд 24

С.С.Аверинцев. Греческая литература и ближневосточная словесность (1971)

«Существенно, что в обоих культурных мирах

С.С.Аверинцев. Греческая литература и ближневосточная словесность (1971) «Существенно, что в обоих культурных
— ближневосточном и эллинском — совершенно различен социальный статус литературного творчества. Ближний Вос­ток знает тип «мудреца» (древнеевр.hkm) — многоопытного книжного человека, состоящего на царской службе в должности писца и советни­ка, а на досуге развлекающегося хитроумными сентенциями, загадка­ми и иносказаниями («притчами» — древнеевр. msljm); идеализиро­ванный портрет такого «мудреца» — Ахикар; из рук «мудрецов» вышли «Поучения Птаххотепа» и «Книга Притчей Соломоновых», «Бесе­да разочарованного со своей душой», «Екклесиаст» и другие шедевры учительной словесности. Палестина знала еще тип «пророка» («возвестителя», древнеевр. nbj') — экстатического провозвестника народных судеб, несравнимо более склонного к нонконформизму, чем «мудре­цы», кормившиеся из рук сильных мира сего. Когда речения «проро­ков» получали письменную фиксацию, возникали весьма своеобычные произведения, без которых немыслим облик Библии. Но ни «мудре­цы», ни тем паче «пророки» никоим образом не были по своему обще­ственному самоопределению литераторами. Ученость на службе царя, вера на службе бога — и словесное творчество всякий раз лишь как следствие того и другого служения, всякий раз внутри жизненной си­туации, которая создана отнюдь не литературными интересами… Что было внешним знаком, сигнализирующим о том, что автономизация греческой литературы бесповоротно совершилась? Мы можем ответить на этот вопрос вполне четко: возникновение специальной теории литературы, поэтики, литературной критики и филологии. Ли­тература, допускающая подобного рода рефлексию над своими резуль­татами, есть явление совершенно иного порядка, чем литература, кото­рая по самой сути своей этого не допускает” (Аверинцев, 2004, 45-46, 43).

Слайд 25

Словесность и литература

Под «словесностью” мы далее будем понимать художественные произведения анонимного творчества.

Словесность и литература Под «словесностью” мы далее будем понимать художественные произведения анонимного
Одни из них сложились в бесписьменной среде, были зафиксированы (иногда с последующей обработкой) школьными или дворцовыми писцами и введены в программу обучения. Другие появились на царских стелах и гробницах. Авторы произведений словесности не сознавали себя литераторами и не старались проявлять эстетическую инициативу при создании или при фиксации текстов. Равным образом не рассчитывали они и на реакцию образованных слоев населения, читающих составленные или обработанные ими тексты.
Второй этап в развитии любой художественной литературы мы будем, следуя терминологии Аверинцева, называть «литература”, имея в виду основные черты этого этапа: появление литературной традиции, авторского начала, индивидуальных художественных приемов, перекличек между авторами, упоминания литературных произведений в письменных памятниках других видов. На этом этапе неизбежна и связь с религиозно-философской традицией, что приводит к появлению поэтики и литературной критики.

Слайд 26

Два этапа истории древнего Востока по И.М. Дьяконову

В 1994 году крупнейший историк

Два этапа истории древнего Востока по И.М. Дьяконову В 1994 году крупнейший
Древнего Востока Игорь Михайлович Дьяконов в своей книге «Пути истории» разделил историю Д.В. на две большие эпохи:
Первую эпоху Дьяконов назвал Ранняя Древность (это время с конца IV до середины II тысячелетия до н.э.). Ранняя Древность, по Дьяконову, это, прежде всего, преобладание бронзового оружия и бронзовых орудий труда в технике, города-государства в политике, политеистические верования в религии. В эпоху Ранней Древности человечество пользуется словесно-слоговым письмом (это египетская иероглифика и шумеро-вавилонская клинопись – два основных вида письма).
Второй этап в развитии государств Древнего Востока И.М.Дьяконов назвал Имперская Древность (это период с середины II тысячелетия до н.э. по 4 век до н.э.) На Древнем Востоке Имперская Древность продлилась до завоеваний Александра Македонского, после чего уже следует говорить об Эллинистической Имперской Древности. В технологическом отношении для Имперской Древности характерно использование железа (переход от бронзы к железу: это железные орудия труда, железное оружие); в политическом отношении Имперская Древность - это постепенный переход от ранних государств к территориальным государствам и от территориальных государств к империям; в религиозном отношении — это переход от политеизма к монотеизму, почитание единого Бога, и к так называемым “религиям спасения” (или сотериологическим религиям; сотериология – это учение о спасении). И, наконец, в области письменности именно в эпоху Имперской Древности происходит переход от словесно-слогового письма к алфавитному.

Слайд 27

Особенности литератур эпохи бронзы

1. Эпиграфика (глина, камень), реже папирус.
2. Словесно-слоговое письмо.
3. Анонимность.
4.

Особенности литератур эпохи бронзы 1. Эпиграфика (глина, камень), реже папирус. 2. Словесно-слоговое
Запись устного творчества. Связь с музыкой.
5. Взаимное влияние нелитературных и литературных текстов.
6. Отсутствие прозы.
7. Героем в ту пору считается деятель, возобновляющий или поддерживающий вечный порядок вещей.

Слайд 28

Особенности литератур эпохи железа

1. Мягкие материалы (папирус, кожа).
2. Алфавит.
3. Появление индивидуального авторства

Особенности литератур эпохи железа 1. Мягкие материалы (папирус, кожа). 2. Алфавит. 3.
и каталога авторов.
4. Появление текстовых серий и литературной традиции.
5. Возникновение комментаторской традиции.
6. Появление прозаической литературной речи.
7. Два героя – нарушитель порядка и невинный страдалец.

Слайд 29

Литературы стран древнего Востока

Шумеро-аккадская (шумерская, вавилонская, ассирийская) литература. Шумеро-аккадская литература Месопотамии и

Литературы стран древнего Востока Шумеро-аккадская (шумерская, вавилонская, ассирийская) литература. Шумеро-аккадская литература Месопотамии
сиро-палестинской периферии.
Литературы древней Малой Азии (хеттская, хурритская).
Литературы древней Сирии и Палестины (эблаитская, угаритская, древнееврейская, арамейская, финикийская).
Египетская литература.
Литература древнего Ирана (эламская, древнеперсидская, авестийская).
Древнеиндийская литература.
Древнекитайская литература.

Слайд 30

Основная литература

Литература Востока. Петербург. Вып. 1. 1919; Вып. 2. 1920.
История всемирной литературы.

Основная литература Литература Востока. Петербург. Вып. 1. 1919; Вып. 2. 1920. История
Том 1. М., 1983.
Источниковедение истории Древнего Востока. М; 1984.
From an Antique Land. An Introduction to Ancient Near Eastern Literature. Ed. C.S.Ehrlich. Maryland, 2009.
Литературы Азии и Африки. Начальный период развития. Под ред. В.В.Емельянова. СПб., 2012.

Слайд 31

From an Antique Land (2009)

From an Antique Land (2009)
Имя файла: История-шумеро-аккадской-литературы.-Введение-в-предмет.-Лекция-1.pptx
Количество просмотров: 52
Количество скачиваний: 0