Слайд 2Новые направления тем итогового сочинения
30 августа 2021 года стали известны официальные направления
итогового сочинения для 11 класса в 2021-2022 учебном году:
1.Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
2.Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
3.Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
4.Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
5.Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость).
Слайд 3Критерии оценивания итогового сочинения
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество
слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Слайд 4Критерии оценивания итогового сочинения
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое
сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Слайд 5Критерии оценивания итогового сочинения
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по 5
критериям:
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из
других критериев.
Слайд 6План итогового сочинения
Сочинение состоит из трех основных частей:
I. Вступление
( главный тезис или идея)
II. Основная часть (аргументация к тезису)
1. Первый тезис (мысль)+аргумент (обращение к произведению, его интерпретация, промежуточный вывод).
2. Второй тезис (мысль)+аргумент (обращение к произведению, его интерпретация, промежуточный вывод).
III. Заключение.
Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Оптимальное количество – 2. Каждому тезису – свой аргумент!
Слайд 7Алгоритм написания итогового сочинения
1.Работа над пониманием темы:
поразмышлять над смыслом темы,
выделив в ней ключевые слова;
(например, ключевое слово в теме «Как искусство влияет на человека?» - «как»; в теме «Что помогает человеку найти свой путь?» – «что» ).
2.Формулировка тезиса (идеи) итогового сочинения:
формулировка должна быть четкой и краткой (1-2 предложения);
тезис – это ответ на вопрос темы;
3.Аргументация к тезису:
привлечение 1-2-х художественных произведений, интерпретация которых соответствует тезису.
Слайд 8Алгоритм написания итогового сочинения
Это может быть комментированный пересказ эпизода, актуализация проблематики
произведения, аспектная характеристика литературного героя, обращение к системе образов, сопоставление героя и эпизода и т.д.
4. Заключение.
выводы должны соответствовать тезису сочинения, но должны быть сформулированы по-другому.
Слайд 9Пример итогового сочинения
Направление «Книга – про меня»
Тема «Как искусство влияет на человека»?
Искусство
оказывает на человека огромное влияние. Оно может вызвать в нем какие-то новые чувства или побудить пересмотреть свои жизненные принципы и жизненную позицию (тезис). Попробую это доказать, используя примеры из художественных произведений.
Так, в романе И.А.Гончарова "Обломов" мы видим, как искусство взволновало душу главного героя Ильи Ильича Обломова (обращение к произведению). Друг Обломова Штольц, пытаясь изменить жизнь Ильи Ильича, знакомит его на одном из вечеров с Ольгой Ильинской. Во время второй встречи Обломова с Ольгой, оставшись наедине с Ильей, Ольга решила ему спеть арию Нормы из оперы В.Беллини «Casta diva».
Слайд 10Прекрасное пение Ольги произвело на Обломова неизгладимое впечатление. Голос Ольги звучал "
свежо и серебристо", она пела, страстно переживая чудесную мелодию. И так же страстно переживал, слушая её, Обломов. Он тонко чувствовал музыку, его глаза были наполнены слезами, а на лице сияла "заря пробужденного счастья"(интерпретация произведения).
Итак, музыка пробудила в герое Гончарова самые прекрасные чувства. Слушая пение Ольги, он влюбляется в неё. Не случайно Обломов признается ей, что чувствует не музыку, а любовь... (промежуточный вывод).
Слайд 11Точно так же искусство оказало большое влияние на душу Николая Ростова, героя
романа Л.Н.Толстого "Война и мир"(обращение к произведению). Проиграв Долохову в карты крупную сумму денег и не решаясь расстроить отца, Николай решает покончить счёты с жизнью, "пустив пулю в лоб". Но придя домой, он вдруг услышал чудное пение своей сестры Наташи Ростовой. Музыка настолько увлекла его, что на какое-то время он забыл про все…Что-то лучшее тронулось в его душе, и оно было «выше всего в мире», выше и проигрышей, и Долохова, и честного слова, которое он дал ему…Когда Наташа закончила петь, Николай вдруг подумал о том, что никогда не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день. И он решает все рассказать отцу о проигрыше и попросить денег (интерпретация произведения).
Слайд 12 Итак, мастерское пение Наташи Ростовой спасло Николая от мрачных мыслей, предотвратило
непоправимое, которое могло произойти (промежуточный вывод).
Таким образом, героев произведений И.А. Гончарова и Л.Н.Толстого Обломова и Николая Ростова искусство по-настоящему преобразило: Обломов впервые в жизни влюбился, а Николай Ростов почувствовал радостное желание жить и наслаждаться жизнью( общий вывод).
Слайд 13Направление «Книга - про меня»
Тема: «Какая книга помогла вам лучше всего понять
себя?
Книга, которая помогла мне лучше всего понять себя – это роман А. С. Пушкина “Капитанская дочка». Жизненный путь главного героя этого романа, Петра Гринева, может помочь читателю разобраться в себе, усвоить главные уроки жизни. Петр Гринев – человек чести и совести, сумевший в трудных жизненных условиях остаться верным себе, верным принципам настоящего дворянина и офицера, достойного сына и человека, способного к настоящей любви. Герой романа А.С.Пушкина и мне во многом помог понять себя. Попробую доказать это примерами из текста романа (тезис).
Слайд 14 Прежде всего, нужно сказать, что Петр Гринев – это достойный сын
своих родителей. Отправляя Петра в Оренбургскую крепость, его отец завещал ему помнить пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду». Сын остался верен завету своего отца, с честью выдержав все испытания, выпавшие на его долю.
Так, герой романа Пушкина честно отдает свой карточный долг Зурину. Он отблагодарил встретившегося по дороге в крепость «вожатого», который указал ему и Савельичу дорогу в буран. Несмотря на недовольство Савельича, Петр Гринев пожаловал “вожатому” свой заячий тулупчик, что впоследствии спасло герою жизнь: встретившийся им “вожатый” оказался бунтовщиком Пугачевым. В Оренбургской крепости Петр сразу же пытается защитить честь капитанской дочки Маши Мироновой, которую несправедливо пытался оклеветать Швабрин. Гринев смело сражается на дуэли со Швабриным, отстаивая честь Маши. Мы видим, что все эти поступки Петра Гринева свидетельствуют о его честности и совестливости.
Слайд 15 Больше того, Петр Гринев, в отличие от Швабрина, не присягнул Пугачеву.
Как настоящий дворянин и офицер, он прямо объявил Пугачеву о своей верности присяге императрице.
Нужно сказать, что Петр Гринев, полюбив Машу Миронову, не побоялся, тем не менее, обратиться за помощью к Пугачеву, чтобы тот помог освободить Машу из плена Швабрина. Конечно, герой рисковал, он знал, что его могут обвинить в пособничестве «злодею Пугачеву». Так и случилось, Петру Гриневу не удалось избежать суда, но он не произнес даже имени Маши Мироновой, чтобы не впутать ее в судебный процесс. Но Маша Миронова, нравственно чистая и смелая девушка, оказалась достойной своего возлюбленного. Она не побоялась одна поехать в Петербург к императрице, чтобы защитить честь своего жениха. К счастью, императрица внимательно выслушала Машу Миронову и помогла освободить Петра Гринева (интерпретация произведения.)
Слайд 16 Итак, Петр Гринев, несмотря на все жизненные трудности остался верен себе,
завету своего отца и дворянскому кодексу чести (промежуточный вывод).
Таким образом, история жизни Петра Гринева в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка” помогла мне лучше понять себя. Читая роман, я понял, что главное в жизни – это остаться верным своим внутренним принципам, долгу и чести, совестливости и честности по отношению к себе и к людям. Эта книга – одна из лучших классических произведений русской литературы – навсегда останется для меня образцом нравственности и душевной чистоты человека (общий вывод).
Слайд 17Методические рекомендации учителю
Прежде всего, учителю следует требовать от обучающихся знания 2-х требований
и 5 -ти критериев оценивания итогового сочинения.
Особенно информировать о необходимости учитывать требования, предъявляемые к объему сочинения - 350 слов; больше можно, но не менее 250 слов;
активизировать работу по выявлению и предотвращению типичных ошибок при написании итогового сочинения;
в связи с этим при подготовке к написанию итогового сочинения следует:
Слайд 18Методические рекомендации учителям
обращать больше внимания на понимание ракурса темы сочинения, выделяя ключевые
слова;
научить кратко и точно формулировать тезис (идею) сочинения как прямой ответ на вопрос темы;
в композиции сочинения должно быть четкое соответствие тезиса аргументам, а заключение должно быть соотнесено с тезисом сочинения, но сформулировано по-другому;
научить анализировать готовые художественно-публицистические тексты; требовать от обучающихся при написании сочинения использовать оригинальные тексты художественных произведений, запрещать использование готовых шаблонов «усеченных» текстов из интернета.
Слайд 19Методические рекомендации учителям
Кроме того, аргументация требует от обучающихся знания текстов художественных произведений
и навыков их анализа;
для этого больше практиковать выполнение письменных заданий на основе изучаемых произведений;
можно выполнять и тренировочные упражнения, направленные на формирование следующих навыков:
Слайд 20Методические рекомендации учителям
формулировать главные вопросы тем сочинений, используя ключевые слова и список
этих тем по каждому направлению ( т.е. важно научиться понять нужный ракурс темы);
после этого формулировать тезисы как прямой ответ на вопрос темы и к каждому из них подобрать 1-2 аргумента, соответствующих тезису сочинения;
формулировать логические переходы от одной смысловой части сочинения к другой.
Слайд 21Методические рекомендации учителям
Наконец, самое, на мой взгляд, главное:
нужно чаще практиковать классные и
домашние «пробные» итоговые сочинения по заданному алгоритму и затем готовому образцу;
эти сочинения, как пример, напишут сами дети с корректировкой учителя; можно и самому учителю написать несколько таких сочинений для того, чтобы одиннадцатиклассники поняли, как выстроить идейно-композиционную структуру итогового сочинения;
уяснив алгоритм написания и выполнив несколько раз итоговое сочинение по образцу, выпускники, безусловно, научатся их писать и получат «зачет».
Слайд 22Методические рекомендации учителям
Конечно, как всегда, от учителя требуется больше внимания уделять работе
над формированием речевых компетенций обучающихся;
систематически проводить работу по обучению самопроверке, редактированию собственного текста, устранению в нем речевых ошибок по критериям оценивания;
более интенсивно проводить пропедевтическую работу по предупреждению орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.